Зарплаты силовиков: перспективы и реальность
В Законе Украины «О прокуратуре», принятом осенью 2014 г., содержались конкретные нормы, которые должны были определять порядок начисления заработных плат сотрудникам ведомства.
В борьбе с коррупцией в ведомстве и для мотивации сотрудников должно было помочь повышение уровня материального обеспечения. Но в доходах прокуроров хотели изменить баланс, чтобы в них доминировали не разнообразные «доплаты», а в первую очередь фиксированная ставка, на которую никак не могло бы повлиять начальство.
Однако, как и большинство других «благих реформаторских намерений», нормы зарплат для прокуроров оказались сугубо декларативными. Кабмин их проигнорировал при составлении бюджетов на 2015 и 2016 гг.
«Реформа» сопровождалась массовыми увольнениями из прокуратуры, что теоретически должно было улучшить материальное положение оставшихся. Однако на практике заплаты у рядовых прокуроров местных прокуратур оставалась низкими, а перечень обязанностей – стремительно возрастал.
Фактически у сотрудников надзорного ведомства оставалось несколько возможных путей: или милостиво просить «улучшить положение дел», или судиться, противопоставляя себя начальству, или же увольняться. Как свидетельствует статистика, многие молодые сотрудники предпочли уволиться, но немало прокуроров начало судебные тяжбы, причем результативно.
На конец июня назначено судебное заседание по иску прокурорского профсоюза, которое должно решить вопрос отмены Постановления Кабмина от 2015 г., регулирующего прокурорские зарплаты и находящегося в прямом противоречии с Законом «О прокуратуре».
Состояние дел
Осенью 2015 г. заместитель главы Генпрокуратуры Давид Сакварелидзе делал громкие заявления о зарплате прокурорских работников. По его мнению, в рамках реформы ведомства зарплата «синих мундиров» должна составлять 2–2,5 тыс. долларов США. Но сначала ее бы неплохо было поднять хотя бы до уровня в 15 тыс. грн. – суммы, равной приблизительно трем средним зарплатам в стране.
Последняя цифра была указана во вступившем в силу 15 июля прошлого года Законе «О прокуратуре», ст. 81 которого четко определяет уровень прокурорского жалования в зависимости от классного чина, выслуги лет, должности и т.д. Законом предполагалось, что должностные оклады прокурорских работников должны подниматься поэтапно.
Так, с 1 июля 2015 г. прокурор местной прокуратуры должен был получать 10 минимальных заработных плат; с 1 января 2016 г. – 11 минимальных заработных плат, и с 1 января 2017 г. – 12 минимальных заработных плат. При этом должностные оклады других прокуроров установлены пропорционально к должностному окладу прокурора местной прокуратуры с коэффициентом: 1) прокурор региональной прокуратуры – 1,2 и 2) прокурор ГПУ – 1,3. Также в данном Законе определено 15 позиций должностных окладов прокуроров, которые находятся на административных должностях, начиная с генерального прокурора Украины с коэффициентом 1,5 должностного оклада прокурора ГПУ и заканчивая заместителем руководителя подразделения местной прокуратуры с коэффициентом 1,17-1,10 должностного оклада прокурора местной прокуратуры.
Кроме того, прокурорам должна была выплачиваться и ежемесячная надбавка за выслугу лет в размерах: при наличии стажа работы свыше одного года – 10 процентов, свыше 3 лет – 15 процентов, свыше 5 лет – 18 процентов, свыше 10 лет – 20 процентов, свыше 15 лет – 25 процентов, свыше 20 лет – 30 процентов, свыше 25 лет – 40 процентов, свыше 30 лет – 45 процентов, свыше 35 лет – 50 процентов должностного оклада.
Однако обещанного повышения зарплаты прокурорские, вопреки вступившему в силу в середине прошлого года профильному Закону, так и не дождались.
Подложили свинью под доходы прокурорских в данном случае в Кабинете министров, приняв Постановление № 763 от 30 сентября 2015 г., в котором говорится, что нормы и положения части второй статьи 33, статьи 81 Закона Украины «О прокуратуре» применяются в порядке и размерах, установленных Кабинетом министров Украины.
Определенные постановлением Кабмина оклады прокуроров составляют от 1359 до 3351 грн. Дополнительно зарплата включает премию и надбавки. Но вот что интересно, на местном и региональном уровнях удельный вес премии в зарплате составляет около 40%, а в зарплате рядового прокурора в Генпрокуратуре этот показатель – около 70%. При том, что объем работы в ГПУ существенно ниже.
Важный момент заключается в том, что само руководство ГПУ не проявило волю, чтобы запросить большее финансирование у исполнительной власти. При этом месячная зарплата рядового прокурора Специализированной антикоррупционной прокуратуры в 2016 г. составляет 60-70 тыс. грн., в то время как у прокуроров региональных, местных прокуратур – 6-8 тыс. грн. и 5-7 тыс. грн. соответственно.
Новые зарплаты судей
Так называемая «судебная реформа» предусматривает постепенное повышение заработных плат судьям. С 1 января 2017 г. оклад поднимется до 15 минимальных зарплат для судей первой инстанции. В дальнейшем, в горизонте до 2020 г., он будет повышен до 30-ти. Судьям апелляционных судов к 2020 г. оклад поднимут до 50 минимальных заработных плат. А у судей Верховного суда уже с 1 января 2017 г. после прохождения конкурсного отбора оклад составит 75 минимальных зарплат. Существуют еще надбавки, которые зависят от судейского стажа, наличия ученой степени, допуска к государственной тайне и региональный коэффициент, поскольку уровень жизни в регионах и в Киеве требует разных расходов.
Средняя зарплата в Верховном суде составит до 200 тыс гривен. Максимальная зарплата судьи Верховного суда, согласно закону о судоустройстве и статусе судей, будет составлять 315 тыс. грн.
На этом фоне зарплаты рядовых сотрудников прокуратуры выглядят не то чтобы скромно, а просто смешно. Как справедливо указал бывший заместитель генпрокурора Алексей Баганец, «сколько бы ни создавали новых органов, таких как антикоррупционное бюро, агентство по вопросам предотвращения коррупции, так называемых «чистильщиков», никогда коррупцию не поборете, пока у вас прокуроры будут получать по 4-5 тысяч гривен». Характерно, что это вдвое меньше, чем получают патрульные полицейские, не имея юридического образования, любой профессиональной подготовки и опыта.
По материалам прокурорской правды