Выбираем двухподвес на лето-осень 2021 года
Для начала давайте разберемся, каким людям может быть интересен двухподвес, как часто называют двухподвесный велосипед, то есть байк, который оснащен подвесками спереди и сзади. Двухподвесы в широком ассортименте сегодня представлены во многих специализированных магазинах, в частности, в интернет-магазине veloplaneta.ua. Итак, двухподвесный байк предпочитают остальным типам велосипедов следующие категории людей:
- Сторонники активного образа жизни, которые и дня не могут представить себе без езды на велосипеде, любители загородных велопрогулок, велотуристы;
- Люди, занимающиеся экстремальными видами велосипедного спорта
Что следует учесть при выборе двухподвеса
Особенности конструкции
Из названия велосипеда “двухподвесный” понятно, что речь идет о байке, у которого, как мы уже отметили, подвески установлены с двух сторон. Их задача такая же, как и автомобильной подвески – демпфировать (принимать на себя и гасить) удары, толчки, подскоки, которые сопровождают велосипедиста при езде по лесной и горной дороге или при резких спусках или прыжках, которые являются неотъемлемыми элементами специальных спортивных трасс.
Различают два основных вида подвески:
– Амортизатор – крепится к передней вилке и/или сзади рамы. Существуют два основных вида амортизационной подвески:
- Пружинная. Считается, что она работает с одинаковой эффективностью на сжатие в разных дорожных ситуациях. Первый недостаток такой подвески – она заметно утяжеляет байк. Второй – жесткость пружинной подвески не регулируется. И если вам захочется более плавной поездки, то придется сменить жесткую пружину на более мягкую и наоборот (второй вариант особенно актуален при занятиях некоторыми видами велоспорта);
- Воздушная (или воздушно-масляная). Имеется в виду цилиндр, в который под давлением закачен воздух. Воздух выполняет роль демпфера. Преимуществом такой подвески является возможность регулировать степень ее жесткости путем изменения давления воздуха в цилиндре. Второе достоинство – воздушный амортизатор существенно легче пружинного, что позитивно отражается на массе всего велосипеда. Недостаток – воздушная подвеска не столь надежна как пружинная, поэтому в случае, когда колесо, например, резко проваливается в яму, амортизатор может не справиться со своей задачей и полностью не убережет вас от внезапного удара.
– Рычажная подвеска – устанавливается сзади байка. Необходимая жесткость такой подвески достигается благодаря особенностям ее конструкции – использованию разного количества рычагов и расположению их относительно друг друга.
Что будет, если не оборудовать байк подвесками? Вы почувствуете на себе все прелести езды по бездорожью: кочки, ямы и рытвины – и к концу поездки поклянетесь, что больше никогда не сядете за руль такого велосипеда. Но это еще ничего. Езда на велосипеде, не имеющем необходимой подвески, в ряде случаев, например, при прыжках с трамплинов, опасна для жизни байкера – можно запросто получить компрессионный перелом позвоночника. В других, более мягких ситуациях, не связанных с экстремальными видами спорта, но все же предполагающих, что поездка проходит по местности, изобилующей кочками, корягами, камнями, ухабами, тоже рекомендуется пользоваться двухподвесом.
Назначение
Мы неслучайно указали выше, для каких целей чаще всего покупают двухподвесный велосипед, поскольку выбор конкретной модели байка напрямую зависит от характера местности, на которой вы будете ездить, а также от стиля/способа катания. Рассмотрим далее несколько типичных ситуаций, в которых может использоваться двухподвес, и дадим простые рекомендации по выбору подвески, которая оптимально подойдет к этим ситуациям.
– Пересеченная местность, лесная или горная тропа. Максимум, что вам угрожает при езде в таких дорожных условиях, – это кочки да ухабы. Отметим, что если вам наскучит неспешная велопрогулка по лесу и вы решите устроить гонку, то это будет уже кросс-кантри, который сегодня включен в арсенал олимпийских видов спорта. Для обоих случаев – велотуризма по такой местности и кросс-кантри – вполне подойдут байки с передним воздушным амортизатором и задней рычажной подвеской, отличающиеся умеренной жесткостью и средним запасом хода.
– Скоростной спуск по пересеченной местности (даунхилл). Этот экстремальный вид спорта не обходится без преодоления многочисленных кочек и впадин. Чтобы эффективно гасились толчки, возникающие при наезде на препятствия, обе подвески должны быть крайне надежными (поэтому для даунхилла чаще выбирают пружинный передний амортизатор с большим ходом).
– Подъемы и спуски с каменистых склонов холмов (эндуро). Этот вид спорта жестче, чем кросс-кантри (вдобавок спуски чередуются с подъемами), но мягче, чем даунхилл (в эндуро меньше серьезных препятствий, чем в скоростном спуске). В этой связи байки подбираются для данного стиля катания со средними показателями хода подвески, а ее жесткость должна быть таковой, чтобы амортизаторы с одинаковой эффективностью обеспечивали безопасную езду как при подъемах, так и при спусках.
– Прыжки с трамплинов (слоупстайл). Если хотите освоить завораживающие зрителей воздушные трюки, для начала приобретите соответствующий двухподвес. Поскольку данный стиль катания сопровождается довольно жестким приземлением, по сути, ударами колес о грунт, подвеска, в особенности задняя, должна обладать повышенной жесткостью.
Дополнительные требования, предъявляемые к двухподвесам
– Рама должна быть одновременно прочной, долговечной, легкой и обладать отменной способностью к демпфированию ударов и вибраций (по сути, подвеска – это продолжение рамы). Большинство моделей двухподвесных байков (153), предлагаемых указанным выше магазином, оснащены алюминиевыми рамами, и только 45 моделей имеют рамы, изготовленные из карбона. Помимо материала, на прочностные и эксплуатационные показатели рамы влияют ее конструкция и технология, при помощи которой разные элементы рамы свариваются между собой. Так, при изготовлении рам для достаточно обширного количества моделей двухподвесов нередко применяется технология SmartForm, предусматривающая разную толщину стенок трубы рамы: в местах сварочных стыков стенки несколько толще. Благодаря такому подходу удается достичь баланса между прочностью рамы и ее весом;
– Амортизаторы – должны быть качественно выполненными и иметь возможность регулировки давления воздуха и других показателей;
– Подшипники – в подвеске должны быть установлены подшипники, а не втулки скольжения и другие “заменители”. В противном случае конструкция быстро разболтается и выйдет из строя;
– Тормоза – устанавливаются преимущественно дисковые гидравлические;
– Трансмиссия – предъявляются повышенные требования к ее прочности в виду больших нагрузок, которые она испытывает во время езды на двухподвесе.
Обзор некоторых моделей двухподвесных велосипедов в магазине
Для обзора мы выбрали две модели.
Бюджетная
К ней можно причислить модель 29″ Cannondale HABIT 5 рама – M 2020 MAT 2020. Это – классический двухподвес, надежный и прочный, собранный на основе алюминиевой рамы. Наличие воздушно-пружинного переднего амортизатора RockShox 35 Gold RL, способного регулировать низкоскоростную компрессию, и воздушного заднего амортизатора Fox Float Performance DPS EVOL, обладающего трехступенчатой настройкой сжатия воздуха и регулировкой скорости отскока, позволяет использовать этот байк для таких стилей катания, как кросс-кантри, эндуро и All mountain (езда по несложной горной местности). В чем он может уступать следующей модели, так это в весе – его масса составляет 15,6 кг.
Дорогая
Дорогую модель 29″ Cannondale SCALPEL Carbon 3 рама – L 2021 BLK делает буквально фантастическое сочетание малого веса карбоновой рамы (1,9 кг с амортизатором) с высокой ее прочностью. Достигается это преимущество в том числе благодаря использования инновационной подвески FlexPivot, заменившей традиционную четырехрычажную подвеску Хорст-линк. Технической “изюминкой” FlexPivot являются так называемые карбоновые перья, отличающиеся от алюминиевых сплавов большей жесткостью, гибкостью и прочностью при меньшем весе. Еще одной “фишкой” данной модели можно считать вилку Lefty Ocho: игольчатые подшипники, которыми она оснащена, на порядок, как полагают эксперты, улучшили и сделали более “отзывчивой” управляемость данным байком.