Владыка Евлогий: “Удивительна пассивность милиции в поиске Корсунской иконы”
В пятницу 27 ноября епископ Сумской и Ахтырский владыка ЕВЛОГИЙ ответил более чем на 40 вопросов читателей сайта «r» во время онлайн-интервью. Он рассказал о своем отношении к религиозным сектам, гомосексуализме, алкоголю, нецензурной лексике, а также о том, где находится душа Иосифа Сталина. Полный текст здесь: www.rama.com.ua/qa/interviews/view/42/
[q]r: Как обстоит дело с поисками иконы Божией Матери Корсунской из Спасо-Преображенского собора? [/q]
В.Е.: К сожалению, никаких сведений, позволяющих надеяться на успешный поиск похищенной Корсунской иконы Божией Матери, на сегодняшний день не имеется. Мне несколько удивительна пассивность милиции в этом вопросе. Как мне кажется, не были задействованы все возможности для поиска и возвращения Святыни. В то же время мы продолжаем молиться о вразумлении похитителей и возвращении иконы.
[q]Читатель: Кого из кандидатов на президентство будет поддерживать УПЦ МП на этих выборах? Помнится, на выборах 2004–2005 г. МП в Сумах активно ратовал за Януковича. [/q]
В.Е.: Политическая агитация в стенах храмов противоречит идее соборного единства Церкви Христовой. Политические приоритеты невольно создают систему отношений «мы-они». А в стенах храма это недопустимо, ибо двери храмов всегда открыты для всякого человека, как носителя образа и подобия Божия. Церковь — это то место, где политические оппоненты могут преодолеть распри и «неразрешимые» противоречия, соотнося проблемы современности с перспективой вечности.
[q]Вячеслав: Считаю, что настоятели храмов — это такие же должностные лица, как, например, директора предприятий. Говорят, что пожертвования, которые собираются в центральном соборе, исчисляются десятками тысяч гривен в день. Это правда? [/q]
В.Е.: Жаль, что Вы не видите разницы между настоятелем храма и директором предприятия. Она существенна. Деятельность церковно- и священнослужителей осуществляется в рамках действующего законодательства Украины (в том числе и трудового). Церковные правила не запрещают священнослужителю выполнять светскую работу. Но есть два условия: работа не должна мешать выполнению обязанностей настоятеля или клирика (поэтому ввиду большой загруженности по церковным делам на практике это бывает редко), работа не может быть аморальной. Настоятели бедных сельских приходов, которых абсолютное большинство в Сумской епархии, вынуждены заниматься домашним хозяйством, чтобы прокормить свою семью. Так что миф о несметных богатствах настоятелей — все-таки выдумка.
Пожертвование священнослужителю не является в полном смысле слова зарплатой. Ведь зарплата является прямым следствием выполненной работы. Священник же обязан выполнять свои обязанности независимо от пожертвования. При этом прихожане берут на себя обязанность заботы не только о священнике, но и о его семье.
[q]Олексій: Як Ви вважаєте, душа Іосифа Сталіна (Джугашвілі) знаходиться в пеклі чи в раю? [/q]
В.Є.: Оцінити чийсь життєвий шлях, користуючись земними мірками, майже неможливо, тому я би не поспішав із якимись категоричними висновками стосовно тієї чи іншої історичної постаті. Звичайно, тяжкі злочини згадуваного Вами Сталіна дають підстави вважати його гідним пекельних мук. Але ж наше розуміння справедливості та покарання можуть відрізнятися від Божого Промислу.
[q]Саша: В вашей практике были случаи изгнания бесов? [/q]
В.Е.: Cпаси Господи за вопрос. Да, мне доводилось присутствовать при изгнании бесов. Это весьма специфическое зрелище, поэтому считаю, что неполезно кому-либо ради интереса даже присутствовать при этом. Поскольку практика «вычиток» в большинстве случаев осуществляется с нарушением церковно-канонических норм, то таковая не имеет благословения на территории Сумской епархии.
[q]Вероника: Скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к матерным словам? [/q]
В.Е.: Должен заметить, что этот грех весьма «прилипчив», от него непросто избавиться, если человек приобрел навык «связывать слова» таким способом. Поэтому важно сохранить в чистоте не только уста, но и помыслы, чтобы легче отторгнуть от себя этот навязчивый грех.
В современной литературе, к сожалению, мы встречаем не только образцы культуры, но и хамства, цинизма. Современный человек, если он не приобрел «иммунитет» от этих вещей, постепенно утрачивает ощущение прикосновения к нечистоте. И тогда он воспринимает откровенную безнравственность как разновидность нормы. В этом состоит главная задача секуляризма: утрата понятия греха, приучение к нравственной «всеядности». Это опасно.