Виктория Депутат:
«Главное — не дать знания, главное — помочь раскрыться талантам ребенка»
Коренная сумчанка Виктория ДЕПУТАТ преподает химию в гимназии №1. Работает в школе почти 30 лет. Некоторые ее ученики уже имеют степени кандидатов наук.
Живет на ул. Дзержинского, как сама выражается, «в старом городе». «Считаю, это лучшая улица в Сумах, потому что она единственная сохранила аромат старого города», — говорит Виктория Никитична.
О своей работе рассказывает много и интересно. «Я люблю свою работу. Даже если у меня какие-то проблемы, то, входя в класс, я забываю обо всем», — улыбается учитель. Ученики профильных классов гимназии №1 поступают по рейтингу на медицинский факультет СумГУ. Там есть группа, состоящая из учеников Виктории Депутат. «Декан медицинского факультета Виталий МАРКЕВИЧ вначале хотел наших детей распределить в разные группы. Я просила не делать этого. Дети остались учиться вместе и стали лучшей группой курса», — рассказывает она.
Последняя тема, которую Виктория Никитична преподает одиннадцатиклассникам, — экологические аспекты химии. «Проблемы экологии — не технологические, а проблемы нравственного выбора человека. Первый закон экологии гласит: все связано со всем. Есть даже античная мудрость: «Если не я для себя, то кто? Но если только для себя — то зачем?»« — говорит педагог.
[q]r: Как Вы себя ведете, впервые входя в незнакомый класс?[/q]
— Чтобы настроить детей на совместную работу, я говорю не о том, что нельзя, а о том, что поощряется. Всегда говорю: поощряются вопросы. Первый из них — зачем мне нужен этот предмет?
[q]r: Стремитесь к диалогу с учениками?[/q]
— А по-другому быть не может. Надо создавать атмосферу, когда нет принуждения. Только тогда дети захотят учиться. Надо найти мотивацию для ребенка. Химия не очень благодарный предмет: она требует определенных способностей и запоминания.
Чтобы ребенок учился, он должен постоянно быть «включенным», ему должно быть интересно. Поэтому мы учим не отдельные параграфы, а строим целостную систему взглядов о мире, в котором живем. Вначале надо увидеть проблему, удивиться ей, а затем вместе найти ее решение.
[q]r: Если дети не слушают Вас, как поступаете?[/q]
— Слушают, конечно, не все. Но, если знания необходимы ребенку, тогда проблем со вниманием не возникает. Например, рассматриваем скорость химической реакции. Зачем это нужно? При головной боли, чтобы лекарство быстрее подействовало, мы используем не таблетку, а порошок или укол. А для экспериментов используем вещества, окружающие детей в повседневной жизни.
Я помню, как мой классный руководитель Александра Михайловна СЛЮСАРЕВА, чтобы заинтересовать детей Маяковским, пришла на урок и начала читать вслух стенограмму его творческого вечера. Мы увидели личность, а потом прочли произведения.
[q]r: Один мой знакомый учитель любил бросать мелом в нерадивых учеников или, например, подойти тихонько и стукнуть указкой по парте… У Вас есть подобные методы привлечения внимания?[/q]
— Лучше всего замолчать или сказать что-либо «дотепне», чтобы сбросить усталость, напряжение, сменить темп, ритм. Мои ученики иногда выписывают мои любимые словечки, выражения.
[q]r: Были курьезы?[/q]
— Однажды студентка во время демонстрационного эксперимента достала чашечку Петри. Там было 15 граммов воды. Достала кусок натрия. Я сидела за последней партой, думала: она сейчас отрежет маленький кусочек натрия. А она бухнула его в воду целиком. Моментально натрий с водой превратились в концентрированную щелочь, воспламенились. В классе стояли клубы испарений кристаллической щелочи. Это опасно.
Тогда главное было не запаниковать, не закричать, а быстро и спокойно вывести всех из класса.
[q]r: По Вашему мнению, какова роль учителя в воспитании учеников?[/q]
— Учеников воспитывает прежде всего личность учителя. Здесь самое страшное — это двойные стандарты, когда декларируешь одно, а делаешь совсем по-другому.
[q]r: Чем нынешний учитель отличается от своего коллеги, который работал 10, 20 лет назад? Какие инновации появились за последнее время?[/q]
— Произошло то, что называется сменой парадигм. Приоритетным стало развитие личности. Нужно раскрыть заложенный природой потенциал человека, помочь ему найти свое место в жизни. Знание — не цель, а средство развития и самореализации. Помочь в этом призвана школа.
[q]r: А чем нынешние школьники отличаются от тогдашних?[/q]
— Дети сейчас стали прагматичнее. Они четко определяют: это мне надо, а это — нет. Несколько лет назад мы переживали тяжелый период, когда у детей не было мотивации к образованию: зачем учиться, если можно поступить в вуз на коммерческой основе. Некоторые восприняли это как возможность бездельничать.
[q]r: Как помочь ребенку уже в школе определиться с будущей профессией? [/q]
— Украина переходит на систему двенадцатилетнего образования, в которой 10-12 классы — профильные. Не обязательно глубокое изучение академического предмета, это может быть технологический, спортивный, эстетический профиль.
Во всех школах работают психологи. Есть факультативные курсы. Конечная цель — соединить «хочу», «могу» и «надо» каждого ребенка. Меньше всего сейчас учитывается последнее — «надо»: это социальный заказ, потребность государства в специалистах определенного профиля.
[q]r: Бывает, что, проучившись долгое время, люди потом работают в другой отрасли…[/q]
— Да. Мой ученик окончил школу с золотой медалью, затем медицинский факультет. Проработав некоторое время медиком, ушел в строительный бизнес. Сказал, что надоело жить на бюджетную зарплату и, когда заработает денег, опять займется медициной.
[q]r: Что бы Вы хотели изменить в современной системе образования?[/q]
— Я бы хотела, чтобы в школу приходили работать те, кто хочет и может там работать. Школа начинается с учителя. Ну а хорошая работа должна хорошо оплачиваться. Учителя должны иметь доступ к педагогической информации. В кабинете учителя должен быть доступ к Интернету. Важно, чтобы в школу не приходили случайные люди. Это тот случай, когда кадры решают все.
В с. Успенка Бурынского района работает народный учитель Советского Союза Владимир Сергеевич ПИГУЛЬ. У него колоссальное желание дать детям ту информацию, которую им трудно получить, живя в селе. Причем не только по своему предмету. Из этой сельской школы выходят настоящие люди. Он — непререкаемый авторитет.
[q]r: Разделяете понятия «преподаватель» и «учитель»?[/q]
— Преподаватель реализует содержание своего предмета. А учитель в значительной степени формирует личность, воспитывает.
Родилась в Сумах. Закончила восемь классов школы №2, которая находилась в сквере им. Шевченко (сейчас корпус Украинской академии банковского дела). Затем перешла в школу №8, которую закончила с золотой медалью. Была призером республиканских олимпиад по географии.
Виктория Никитична с любовью рассказывает о своих школьных учителях: «У меня были замечательные учителя. Первая учительница закончила сумскую гимназию, затем учительские курсы в Париже. Вернулась в Сумы, чтобы преподавать. Мой классный руководитель Александра Михайловна Слюсарева была фанатом литературы. Она от руки переписывала произведения запрещенных авторов, ведь множительной техники тогда еще не было».
В 1969 г. Виктория поступила на химико-биологический факультет Сумского педагогического института. Недолго преподавала в школе №4, затем работала методистом. С 1976 г. начала преподавать химию в школе №12, которая преобразовалась в гимназию №1. В настоящее время работает методистом в информационно-методическом центре городского управления образования, преподает химию в классической гимназии. В 2006 г. получила звание заслуженного учителя Украины.
Автомобиль — удобный
Дом — квартира на ул. Дзержинского
Еда — деруны
Напиток — зеленый чай
Место отдыха — музеи изобразительных искусств
Телефон — Nokia