Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Узурпация непрезумпции

105

Премьеро-президент, или Еще раз о коллизиях в отечественном законодательстве

Дмитрий Лукьянец,
доктор юридических наук

Чем ближе выборы, тем больше прогнозов относительно дальнейшей судьбы власти в Украине и самой Украины. Но один аспект выборов Президента Украины почему-то остался вне поля зрения политиков, журналистов и юристов: может ли одно лицо быть одновременно Президентом и премьер-министром Украины, причем достаточно длительное время? Этот вопрос может оказаться не таким бессмысленным, как кажется, если проанализировать возможное развитие событий относительно лица, которое стартует в предвыборной кампании с позиции премьер-министра.

Итак по порядку. В соответствии с частью четвертой статьи 103 Конституции Украины, Президент Украины не может иметь иного представительского мандата, занимать должность в  органах государственной власти или в объединениях граждан, а также заниматься иной оплачиваемой или предпринимательской деятельностью или входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета предприятия, имеющего целью получение прибыли. В данном случае все четко, однозначно и понятно.

Но, представим себе, что премьер-министр Украины выразил желание принять участие в выборах Президента и был зарегистрирован как кандидат в Президенты Украины, взяв на себя обязательство в случае избрания прекратить деятельность или сложить представительский мандат, которые в соответствии с Конституцией Украины и законами Украины несовместимы с занятием поста Президента Украины, как того требует статья 51 Закона Украины «О выборах Президента Украины».

Допустим, что этот кандидат одержал победу на выборах. В силу упомянутых выше положений Конституции он не может осуществлять полномочий премьер-министра Украины. Но легко ли избавиться от этих полномочий в реальности?

В соответствии со статьей 18 Закона Украины «О Кабинете министров Украины», премьер-министр Украины освобождается от должности со дня принятия его отставки Верховной Радой Украины. То есть после избрания Президентом Украины премьер-министр должен подать в отставку. В соответствии со статьей 15 этого же закона, Верховная Рада Украины рассматривает вопрос об отставке премьер-министра Украины не позднее чем на десятый день после поступления заявления об отставке, если она поступила во время очередной сессии Верховной Рады Украины, и не позднее первой пленарной недели следующей очередной сессии, если такое заявление поступило в межсессионный период. Премьер-министр Украины освобождается от должности со дня принятия решения об его отставке на пленарном заседании Верховной Рады Украины. Принятие Верховной Радой Украины решения об отставке премьер-министра Украины имеет следствием отставку всего состава Кабинета министров Украины.

После избрания президента премьер-минстр должен подать в отставку

Но даже при условии, что отставка премьер-министра принята, в соответствии со статьей 155 Конституции Украины, Кабинет Министров Украины, отставка которого принята Верховной Радой Украины, продолжает выполнять свои полномочия до начала работы вновь сформированного Кабинета министров Украины.

Вот здесь и возникает интересная ситуация: с одной стороны Президент не имеет права занимать должность в органах государственной власти, а также осуществлять другую оплачиваемую деятельность, а с другой — премьер-министр обязан выполнять свои функции до сформирования нового состава Кабинета министров. И при этом это одно и то же лицо, а обе нормы — конституционные!

С точки зрения здравого смысла, эта ситуация может быть успешно и достаточно просто разрешена. После объявления результатов выборов премьер-министр подает в отставку, а Верховная Рада оперативно назначает нового премьер-министра и формирует правительство. Лишь после этого новоизбранный Президент приводится к присяге и приобретает соответствующие полномочия.

Но это с точки зрения здравого смысла, без учета отечественных политических реалий. Можно было бы не обращать внимания на эту коллизию, если бы не эти самые реалии. Ведь может возникнуть слишком большое искушение использовать недостатки законодательства с порочной целью — целью узурпации власти. Трагизм ситуации заключается в том, что процесс узурпации может быть реализован вполне законно, а все попытки предотвратить его реализацию в той или другой степени будут противоправны.

Посмотрим на ситуацию внимательнее. В соответствии со статьей 104 Конституции Украины, новоизбранный Президент Украины вступает на пост не позднее чем через тридцать дней после официального объявления результатов выборов, с момента принятия присяги народу на торжественном заседании Верховной Рады Украины. Это положение фактически продублировано и в статье 87 Закона Украины «О выборах Президента Украины».

Премьер-министр, ознакомившись с обнародованными Центральной избирательной комиссией результатами выборов, на следующий день подает в отставку, Верховная Рада принимает ее, и начинается очередная премьериада. Сколько времени это займет, неизвестно никому, но этим процессом можно достаточно хорошо руководить, имея вторую по численности фракцию в парламенте.

Не позже чем через тридцать дней после объявления результатов выборов Верховная Рада должна привести новоизбранного Президента Украины к присяге в соответствии со статьей 104 Конституции Украины, и он вступает на этот пост, а процедура определения кандидатуры нового премьер-министра еще продолжается.

Напомним, что кандидатуру премьер-министра должна выдвигать коалиция депутатских фракций. Но сегодня коалиция де-факто не существует. Следовательно, станет необходимым или возрождать старую коалицию, или создавать новую, и вариантов здесь немного. В любом случае необходимо договариваться с политическими оппонентами, договоренности требуют компромисса, а компромисс означает существенные уступки. Способен ли победитель президентских выборов в нашем случае идти на существенные уступки и, что самое главное, нужно ли ему идти на такие уступки, если почти вся власть и так в его руках? Тем более что в перспективе вырисовывается ситуация получения абсолютной власти. Для этого только нужно, чтобы Верховная Рада не успела за шестьдесят дней назначить премьера, а как нужно тормозить работу парламента, наших депутатов учить не надо.

Через шестьдесят дней после отставки правительства ситуация усугубляется тем, что Президент получает право досрочно прекратить полномочия парламента, как неспособного сформировать правительство. Искушение разогнать этот парламент будет чрезвычайно сильным, ведь в таком случае к новым парламентским выборам вся полнота власти сосредоточивается вообще в одних руках и Верховная Рада теряет влияние на ситуацию. А за время до выборов можно спокойно назначить новых глав обл- и райгосадминистраций, поправить кадровую ситуацию в некоторых силовых структурах, обеспечить на местах надежный админресурс — и вперед на выборы без всякого сомнения в их результатах. А после этого можно и новой Конституцией заняться, потому что для этого не будет никаких препятствий. Кроме того, не стоит забывать, что все это время экономика будет управляться в ручном режиме со всеми последствиями и для государства, и для определенных лиц, и для нас — рядовых граждан.

Вся кампания при этом будет сопровождаться постоянным напоминанием населению, что происходит все исключительно в рамках закона и в наших же интересах. Что самое интересное, все действительно будет в рамках закона. Точнее, почти в рамках закона. Дело в том, что с 1 января 2010 года вступает в действие Закон Украины «Об основах предупреждения и противодействия коррупции» и в соответствии с этим законом и Президент, и премьер-министр Украины попадают в число лиц, которым прямо запрещено заниматься иной оплачиваемой деятельностью. Вот только привлечь их к ответственности за это нарушение практически невозможно.

Безусловно, возможны некоторые варианты развития событий. Например, новоизбранному Президенту не дают принять присягу, срывая торжественное заседание Верховной Рады. В соответствии с установившимися традициями украинского парламентаризма блокируется трибуна и президиум с требованиями к коалиции выдвинуть кандидатуру нового премьер-министра, проголосовать ее, а затем — присяга новоизбранного Президента Украины. А счетчик времени продолжает щелкать, и на парламент надвигается угроза опять же быть разогнанным, но уже старым Президентом Украины по тем же мотивам неспособности назначить правительство. А в том, что действующий Президент так и сделает, нет почти никакого сомнения.

Дальше ситуация приобретает знакомые черты. Если полномочия Верховной Рады будут досрочно прекращены старым Президентом, то новый не сможет еще достаточно длительное время приступить к выполнению обязанностей, поскольку просто негде будет приносить присягу — Верховной Рады нет! В результате Президент тот же, премьер-министр также, парламента вообще нет, кризис продолжается, бюджета нет, денег на новые выборы нет и т.д. Самое время вводить чрезвычайное положение со всеми вытекающими последствиями.

В целом перспектива мрачноватая в обоих случаях. И заложником ситуации в обоих случаях становится парламент. Его судьба прослеживается с почти стопроцентной вероятностью.

И, наконец, возникает вопрос: что делать? Для полноценного устранения рассмотренной коллизии необходимы изменения в Конституции, но к выборам этого уже невозможно сделать — нет времени, а внесение изменений в Конституцию требует как минимум двух сессий парламента.

Возможным вариантом могло бы быть внесение изменений в Закон Украины «О выборах Президента Украины», в соответствие с которыми лицо, занимающее должность премьер-министра Украины или выполняющее его обязанности, не может быть зарегистрировано кандидатом в Президенты Украины. Но для реализации этого варианта также уже не хватит времени.

Наиболее приемлемым был бы вариант добровольного отказа премьер-министра от участия в президентских выборах, но его вероятность меньше двух предыдущих вариантов.

Остается только одно: надеяться на разум избирателей, чтобы потом не пришлось говорить: «А мы же вас предупреждали!»