Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Транспортное решето

97

Сумских перевозчиков ждет конкурс

Инна Стасова

На заседании 24 января исполком Сумского городского совета принял решение о проведении конкурса на перевозку пассажиров на городских маршрутах и утвердил конкурсный комитет. Как сообщил начальник транспортного отдела Анатолий ГАЛИНСКИЙ, с 26 января по 10 февраля комиссия будет принимать от перевозчиков документы. Конкурс проведут с 16 по 27 февраля.
Ранее исполком утвердил обобщенную маршрутную сеть для работы 92 троллейбусов, 97 автобусов и 502 маршруток, составленную на основе заключения Харьковского автодорожного технического университета и с учетом пожеланий сумчан.
В новой транспортной схеме по сравнению с сегодняшним днем увеличено количество троллейбусов и автобусов (сейчас на линию выходят 55 троллейбусов и 60 автобусов) и уменьшенно на 50 единиц количество маршруток.

Есть две вещи, которые сильно смущают сумских перевозчиков: сроки проведения конкурса и его условия. Первоночально транспортный отдел предлагал пролонгировать договора перевозчикам, принимавшим активное участие в жизни города, но руководство мэрии не пошло на это. Как сообщил и.о. мэра города Сергей КЛОЧКО, посоветовавшись с прокуратурой, городские власти решили отказаться от пролонгации договоров — конкурс проведут на все маршруты и с одинаковыми условиями для всех перевозчиков.

Надо дать время

Большинство договоров с перевозчиками заключались в июне 2001 г. Чем можно пояснить проведение конкурса за несколько месяцев до окончания сроков действия договоров? Некоторые перевозчики склонны усматривать в спешке городской власти попытку во чтобы то ни стало поучаствовать в переделе рынка. Выборы на носу, и кто может гарантировать, что эта же команда останется у власти в апреле 2006 г.? Поэтому надо бы поспешить собрать «урожай».

Анатолий Галинский не отрицает того факта, что срок действия 95% договоров с перевозчиками заканчивается во втором квартале 2006 г. — 14 июня. Необходимость проведения конкурса в феврале он объяснил просто: перевозчикам необходимо время для изготовления паспортов маршрутов, схемы движения, указателей, перед тем как выпустить машины на новые маршруты. «Часто в конкурсной заявке перевозчики берут на себя обязательства обновить подвижной состав. У тех, кто выиграет конкурс, до июня будет время выполнить эти обязательства», — сказал он. Весьма сомнительные аргументы.

Маршруты выставлять на конкурс не будут

Многие владельцы маршрутных такси говорят о том, что условия конкурса будут выработаны специально под крупных перевозчиков: один маршрут — один хозяин. Таким образом, мелкие перевозчики будут просто выброшены с рынка или поглощены крупными. Анатолий Галинский отрицает это. По его словам, в условиях конкурса нет никаких ограничений. Хотя в том, чтобы маршрут выиграло одно предприятие, есть свои преимущества — наличие базы, водителя-механика и т.д.

Сейчас перевозки в Сумах осуществляют 276 перевозчиков на 550 машинах. Анатолий Галинский жалуется, что их сложно собрать, и если бы перевозками занималось меньше народа, городским властям было бы легче работать.

«На конкурс выставляется определенное количество машин, работающих на том или ином городском маршруте, а не целый маршрут. Может, кто-то из перевозчиков и хочет взять целый маршрут. Так, может, было бы и лучше, но нельзя сбрасывать со счетов людей, владеющих одной или двумя машинами», — заявил он. 

Новшество с пролонгацией не прошло

Максимум неудовольствия у мелких перевозчиков вызвала попытка транспортного отдела пролонгировать договора тем перевозчикам, которые принимали активное участие в жизнедеятельности города и не допустили нарушений. Чиновники предлагали проводить конкурс только на освобожденные или незадействованные маршруты, т.е. не особо интересные предпринимателям. Это, по сути, означало конкурс без конкурса.

Анатолий Галинский объяснил, что с подобной инициативой выступила «Спілка автоперевізників», а транспортный отдел лишь поддержал ее. Речь шла о 20–25% перевозчиков, которые никогда ни в чем ни отказывали городу и предоставляли спонсорскую помощь госучреждениям. «Не хотелось бы, чтобы пришла новая власть и уличила нас в чем-то незаконном или опротестовала наше решение, поэтому мы ждем выводов юристов», — сказал Галинский.

Начальник правового управления Елена ЕРЕМЕНКО заявила, что пролонгировать договора нельзя хотя бы потому, что новый вариант типового договора на пассажироперевозки хоть и незначительно, но все же отличается от старого. В случае пролонгирования не исключены претензии со стороны Антимонопольного комитета: подобное решение может быть расценено как нарушение Закона о конкуренции и прав других перевозчиков.

В общем, все выглядит очень туманно. Посмотрим, каковы будут результаты конкурса, сколько будет судебных исков, и тогда можно будет делать выводы.