Служебная роскошь
Заммэра Владимир Панченко не помещается в служебный «Дэу-Ланос», а Виктор Волонтырец слушает в машине классику
Одна из многочисленных привилегий тех, кто становится начальником или чиновником высшего звена, — доступ к служебным автомобилям и телефонам. Известны скандалы, когда представители мэрий и обладминистраций покупали авто за счет налогоплательщиков за бешеные деньги. Мы решили узнать, сколько денег из городского и областного бюджетов тратится на обслуживание слуг народа.
Едет по городу чистая белая «Волга» — понятно что, на пассажирском сиденье какая-то «шишка». Вообще, белые «Волги» — любимые автомобили сумских чиновников. Представительные, надежные, хоть и старомодные, в них можно ехать с комфортом. Однако последнее время горисполком покупает для своих нужд «автомобили сумских таксистов» — украинские Daewoo. Много радости это не приносит, особенно рослым заместителям мэра, таким как Владимир ПАНЧЕНКО, который с трудом помещается в такой автомобиль. Приходится выбирать, исходя из комплекции чиновника и конфигурации машины, а главное — из бюджетного финансирования.
Кто первый встал — того и тапки
Оказывается, в горисполкоме нет понятия «чей-то служебный автомобиль». Точнее, сами автомобили есть, но в июне этого года мэр Геннадий МИНАЕВ выдал распоряжение о приоритетном праве пользования машинами для своих заместителей. Это означает: кому больше надо, тот и едет. Чиновника забирают на работу и с работы, а в остальное время, если он сидит на совещаниях или в кабинете, автомобилем пользуются те структуры, которые он курирует. Как сообщил управляющий делами исполкома Виктор ВОЛОНТЫРЕЦ, в мэрии есть 13 авто: для мэра, секретаря горсовета, семи заместителей, сотрудников управления земресурсов, управления чрезвычайных ситуаций, хозотдела и службы «080». Содержание этих машин финансируется из городского бюджета. У каждого самостоятельного структурного подразделения (управлений) есть своя машина, за которую они рассчитываются сами.
Из 13 автомобилей исполком арендует «Волгу» в ООО «Сумыкоммунтранс», «Волгу» и «Дэу-Леганза» — в КП «Водоканал» и «Фольксваген-Пассат» для мэра — в ООО «Бытсервис». Стоимость аренды рассчитывается, исходя из возраста и износа машины, и составляет 300–500 грн.
Куплю авто
Может ли горисполком позволить себе что-то более престижное, чем «Волги» и «Дэу»? По словам Виктора Волонтырца, согласно постановлению Кабмина, мэрия не может покупать автомобили дороже 60 тыс. грн. Как раз месяц назад исполком купил по тендеру новую «Дэу-Нексия» за 58 тыс. грн. В прошлом году закупили две «Дэу-Ланос» по цене 52–54 тыс. грн. «Волги» нынче стоят дороже — 65–70 тыс. грн., что мэрии уже не по карману. Последний раз их покупали в 2006 г.
“Мы начали покупать машины только в 2005 г. Ситуация тогда была парадоксальна. Моя служебная машина была настолько негодная, что она не прошла техосмотр. Гаишники говорили, что мы могли остановиться где-нибудь и уже не завестись”, — вспоминает управделами. По его словам, в период с 2000 по 2005 гг. был куплен только один автомобиль «Рено», кроме него у города оставались только «Волги».
«Во времена Щербаня и Омельченко мэрия арендовала джипы — могли себе позволить. Наша каденция вернулась в правовое поле, но мы были вынуждены обновлять автопарк», — говорит Виктор Волонтырец.
У мэрии есть свой гараж на ул. Кирова. Каждый из автомобилей закреплен за водителем. Кстати, сам чиновник не имеет права садиться за руль служебного авто. Ему не выдадут путевой лист и бензин. В городе были попытки, когда начальники предлагали ездить на своей машине по работе, заправляя его «бюджетным» бензином. Взамен им предложили отдать свое авто в аренду с условием, что ночевать оно будет в гараже исполкома, — служебное так служебное. Дальше предложений дело не зашло.
Самообслуживание
Очень часто служебные машины водители ремонтируют своими руками. По информации управделами горисполкома, в среднем, на ремонт и обслуживание одного автомобиля уходит 100–120 грн., хотя его «Ланос» в этом году практически не давал сбоя. Единственная машина, которая исполкому «влетает в копеечку» — мэрский «Фольксваген». Раз в 3–4 месяца его по договору обслуживают в Киеве. Стоит это порядка 6 тыс. грн., но, как говорится, все включено.
Бюджетный бензин чиновники получают строго по лимиту. Его также покупают по тендеру. В этом году самое дешевое предложение подала заправка на Белопольском шоссе, так что заправляться водители ездят на край города.
Согласно распоряжению мэра, каждый автомобиль получает в месяц по 200 л бензина. Сам мэр выкатывает больше — по 300–400 л, потому что ездит и по выходным, и в командировки.
Некоторые чиновники считают, что бензина выделяется мало. «Волга» потребляет 14–15 л на 100 км. За день авто проезжает как минимум из гаража на ул. Кирова до исполкома, возможно — заправиться на ул. Белопольскую, а также по каким-нибудь поручениям. А иногда замам приходится ездить далеко — например, Анатолию БОНДАРЮ — на полигон. Если машина наезжает за день 100 км, то за 20 рабочих дней набегает 2 тыс. км в месяц. Из этого расчета на одно авто нужно хотя бы 350 л, но на такую роскошь денег нет.
Крепче за баранку держись
Рабочий день водителей служебных авто начинается в 6.30, и в 7 утра в гараже уже никого нет. А заканчивается работа так же, как и у начальников, — и в 8 вечера, и в 11. Несмотря на сложный график работы, получают они меньше 1 тыс. грн. в месяц.
В аварии эти автомобили попадают относительно редко. Конечно, бывают мелкие столкновения, когда мнется бампер или крыло. В этой каденции чиновников (с 2006 г.) случилась только одно серьезное ДТП. Заммэра Виктор ФИНАШКО прошлой осенью возвращался из командировки и на трассе Киев-Сумы на служебном «Рено» въехал в другой автомобиль. Машина мэрии уже не подлежала ремонту, и ее продали через биржу. А водитель до сих пор продолжает возмещать ущерб.
Дорожные привычки
В «тачках» Сумской мэрии нет технических излишеств. В нескольких есть магнитолы, а кондиционеры — только в «Фольксвагене» и «Деу-Леганзе». «В остальных кондиционеры — это окна», — смеется Виктор Волонтырец.
В дорожных привычках сумские чиновники похожи. Как рассказал водитель Артем ФЕСЕНКО, заммэра Анатолий Бондарь слушает в машине только новости — радиостанция «Эра-FМ» другого не вещает. Виктор Волонтырец тоже слушает новости, но признается, что в далекой дороге иногда включает классическую музыку — очень тихо.
Мы связались с водителем мэра Михаилом ИЗОЩЕНКОВЫМ. Известно, что они знакомы давно, и Михаил возил Геннадия Минаева, когда тот еще возглавлял НПО «КИТ». Мужчины всегда общались на равных и обсуждали актуальные проблемы. На вопрос, какую музыку в машине предпочитает городской голова, Михаил Изощенко ответил, что он всегда сам выбирает, что слушать, а мэр не возражает: «Он простой человек, как все люди. Свое „я“ никогда не показывал, не то, что некоторые общаются „на пальцах“».
Я вам перезвоню!
Самым важным начальникам в городе положены не только служебные тачки, но и мобильные телефоны. Мэр, секретарь горсовета, семь заместителей и начальник финансового управления пользуются безлимитной связью. Ежемесячно на каждого из них из бюджета уходит по 500 грн. Еще 15 человек — начальники отделов и управлений — получают контрактную связь на 150 грн. в месяц. Получается, что разговоры чиновников по мобильному обходятся в 7,75 тыс. грн. ежемесячно.
Как сообщил Виктор Волонтырец, оператор мобильной связи тоже выбирается по результатам тендера. В 2005 г. мэрия пользовалась услугами UMC, но с 2006 г. его место занял «Киевстар».
Не все начальники укладываются в выделенную на разговоры сумму. «Если человек превышает 150-гривневый лимит, исходящие звонки блокируются. Конечно, он не признается, что потратил все деньги, а просто звонит по своему телефону до следующего месяца», — рассказывает управделами исполкома.
Каждый месяц он получает распечатку звонков с каждого из «бюджетных» телефонов. Если возникают подозрения, что человек звонил не по работе, с ним проводится беседа. Счета за разговоры не по работе оплачиваются из зарплаты.
По словам Виктора Волонтырца, сумские чиновники не практикуют звонки с «безлимиток» в Америку или Турцию, но были звонки по области — в Шостку, Середино-Буду и т.д.: «Человек признался, что звонил родственникам по семейным делам и добровольно оплатил телефонный разговор».
Богатые родители
В областной администрации дела обстоят получше. Губернатору и главе обсловета полгода назад купили новенький «Мерседес» и «Тойоту Камри», а автопарк пополнился тремя «Волгами». Хотя заместители губернатора продолжают ездить на отечественных «Деу-Ланос» и «Деу-Нубира», а когда они ломаются — даже на «Волгах». Каждый из заместителей имеет лимит по 5 тыс. грн. на авто — сюда включен и бензин, и обслуживание. Правда, у первого заместителя главы ОГА Владимира САПСАЯ — лимит побольше, а у самого губернатора — «безлимитка».
Служебными телефонами пользуются губернатор и его замы, но у Николая Лаврика и здесь безлимитный тариф, а у замов — по 200 грн. на счету ежемесячно. Однако замгубернатора Олег МЕДУНИЦА отказался от оплаты счетов из бюджета — не захотел менять свой номер.
Все познается в сравнении. Интересно сравнить сумских начальников со служебными автомобилями других украинских чиновников. Ровенская область похожа на Сумскую по территории и населению в областном центре. Итак, по информации издательства «ОГО», начальство Ровенщины ездит на следующих «тачках»:
губернатор — «Фольксваген-Таурег», «Фольксваген-Фаэтон»,
1-й заместитель губернаитора — «Тойота-Кемри»,
глава облсовета «Тойота-Авалон»,
мэр — «Тойота-Кемри»,
1-й заместитель мэра — «Шкода Супер Б»,
заместители мэра — «Волга».
Как таких прокормишь?
Более 1 млн. грн. потрачено на содержание аппарата ОГА в первом полугодии. Областной совет назвать сумму не решился.
Мы подсчитали, во сколько обходится областному бюджету содержание верхушки областной власти. В нее вошли только губернатор и 4 заместителя, а также глава облсовета и его зам. При этом подчеркнем: сумская областная администрация предоставила детальную информацию обо всех расходах, связанных с работой руководства, даже быстрее, чего того требует закон. Зато ответ, подписанный Вячеславом ШАПОШНИКОМ можно отнести к «лучшим образцам» канцелярско-чиновьичьего жанра! Мы так и не поняли, на какой вопрос отвечал Вячеслав Иванович и что хотел сообщить сум чанам. Но только не то, о чем мы спрашивали!
За 6 месяцев 2008 г. на зарплату, проезд, связь и командировки из бюджета ушло более 1 млн. грн. Однако, ОГА не указала точную зарплату Николая ЛАВРИКА. По скромным подсчетам, она составляет около 13 тыс. грн.
Областной совет давать разбивку по статьям расходов отказался, чем нарушил право граждан знать, каким образом расходуются их налоги. В ответе на запрос указано, что оклад главы облсовета составляет 16 минимальных зарплат (при этом минимальная зарплата зафиксирована на уровне 332 грн.), а его заместитель — 13 минимальных зарплат. Плюс премия до 60 % от фактически отработанного времени. Плюс доплата за ранг — она как раз играет решающую роль. В декларации Вячеслав Шапошник указал свою зарплату за 2007 г., что в месяц составило около 15 тыс. грн. В этом году облсовет проголосовал за присвоение более высокого ранга и председателю облсовета, и его заместителю Сергею КЛОЧКО, что сделало их самыми высокооплачиваемыми чиновниками в области. По сравнению с облсоветом у мэра Геннадия Минаева и его заместителей зарплаты более, чем скромные — 3,5–4,5 тыс. грн.