Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Шарашкина контора

236

Работа КП «Сумыпарксервис» вызывает не только критику водителей, но и вопросы прозрачности приходования денег

Анастасия Мазур

Молодой человек, который подходит за оплатой к машине, как только она припарковалась, уже никого не удивляет. Некоторые сумчане даже считают, что, платя за парковку, мы приближаемся к практике цивилизованных стран. Другие догадываются, что в этой системе сбора денег что-то не так, однако начинать разборки не торопятся, ведь цена вопроса невелика — 1 грн. в час. Но, как известно, с миру по нитке — голому рубашка.

Мы решили узнать, на какую «рубашку» накопило КП «Сумыпарксервис» за полтора года существования и кто ее «носит». Как оказалось, суммы, которые предприятие показывает в отчетах и отдает в бюджет, по сравнению с возможным заработком сильно занижены. За год работы «Сумыпарксервис» не сделал почти ничего для организации парковок, а все силы направил на сбор денег. В таком виде работа платных коммунальных парковок попахивает обычной аферой.

Мечтать не вредно

КП «Сумыпарксервис» начало работать с 10 июня 2008 г. Представляя новое предприятие, власти обещали, что в ближайшее время в городе обустроят 20 парковок, установив на них знаки и нанеся дорожную разметку. Парковщиков должны были нарядить в спецформу и выдать каждому бейджик с именем, фотографией, подписью и печатью предприятия, вручить им кассовые аппараты и все необходимые документы, то есть положение о парковке в Сумах, копию решения сессии с перечнем мест парковки, тарифы и приказ о взимании денег согласно калькуляции.

При этом начальник управления логистики Валерий СЕМЕСЕНКО обещал, что парковщики будут показывать эти документы водителям по первому требованию и самое главное — каждому выдавать чек. Среди других обязанностей КП «Сумыпарксервис» будет иметь право блокировать колеса автомобилей, припаркованных в неположенных местах, и взимать штрафы с их владельцев. В перспективе на каждой парковке будут выделены бесплатные места для льготных категорий населения, а также для специализированного транспорта со служебными номерами. На момент начала работы предприятия тарифы на парковку в Сумах были следующие: до 5 минут — бесплатно,
до 30 минут — 0.5 грн., один час — 1 грн.

В качестве стартового капитала предприятию из городского бюджета выделили 70 тыс. грн. — на установку дорожных знаков, нанесение разметки, организацию работы и прочее. «Сумыпарксервис» установил знаки о платной парковке на всех площадках (по 750 грн. за штуку), но до разметки руки не дошли. Предприятие обещало, что все парковки обустроят постепенно, как только начнут зарабатывать деньги.

Уже здесь появляется первый вопрос: деньги предприятию дали, а работы не сделаны. Но спишем это на неопытность: скажем, новички не сразу разобрались в ценах. Кстати, эта отговорка о новичках может сойти для всей работы фирмы — с начала существования предприятие поменяло трех директоров. Сейчас обязанности руководителя исполняет бывший заместитель последнего из директоров — Валерия ЖУРАВЛЕВА — Сергей АЛЕКСЕНКО. Сам Журавлев уволился полгода назад.

Работа — не волк

В последнее время водители все чаще жалуются на работу парковщиков: мол, толку от них нет, документы не всегда показывают, за машины ответственности не несут, разметки нет — только деньги собирают. А другие считают, что польза от них есть: на некоторых парковках, в частности возле Центрального рынка и авторынка, парковщики, наоборот, при оживленном движении помогают автомобилям парковаться и выезжать. Чтобы развеять все заблуждения, в среду 25 ноября мы отправились понаблюдать за их работой.

Парковщик Антон ЛИТВИНОВ торопливо курсирует между автомобилями возле комплекса «Театральный». На курточке — бейджик с именем и фотографией (без печати), в руках — пачка денежных купюр. Работа у него хоть и несложная, но требующая внимания — машины подъезжают часто, нужно успевать от одного водителя к другому. Антону нужно запоминать автомобили, которые стоят больше часа, — плата с них будет выше. Машины подъезжают то чаще, то реже, но за 15 мин. общения с журналистом парковщик обошел порядка десяти авто. За все это время он не выдал водителю ни одного чека, но те и не просили. По словам Антона, в парковочном бизнесе он совсем новичок — работает только второй день, так что много рассказать не может. Он работает с 9 утра до 14.00, а потом приходит сменщик.

Трафик на парковке всегда разный, но зачастую после обеда машин возле «Театрального» больше. Среднюю выручку за месяц он назвать не смог, сказал только, что в зависимости от дня недели ему ставят «норму». В этот день, например, за смену нужно принести 60 грн. На наши вопросы по поводу того, что только за время разговора припарковалось уже как минимум десять авто, он пожал плечами. Где находится офис начальства, Антон Литвинов ответить затруднился. «В конце смены мы собираемся возле Центрального рынка. Приходит парень, мы отдаем ему деньги», — сказал он.

В ответ на контрольный вопрос, есть ли у него кассовый аппарат, парковщик повел журналиста в зеленый теремок напротив «Театрального», который используют под ларек. Он попросил сидевшую внутри продавщицу дать ему его кассовый аппарат. «Какой еще аппарат?» — спросила она. «А вам что, не оставляли?» — удивился он. Как мы поняли, через эту продавщицу парковщик оставляет кассовый аппарат своему сменщику. Но в этот день, похоже, Антон Литвинов фискальный прибор даже не видел.

Парковщики, ау!

В центре города оставались еще две парковки — возле гостиницы «Украина» и возле Центрального рынка. Несмотря на разгар дня, парковщиков нигде не было. Таксисты возле «Украины» сказали, что парковщик то есть, то нет. Возле рынка продавцы-цветочники сообщили, что у него уже закончился рабочий день. С такими скромными результатами закончилось наше наблюдение за работой парковщиков. Но какие-то выводы мы все же сделали.

Во-первых, из всех обещанных пунктов по обустройству парковок выполнены только два: поставлены знаки и сами парковщики. С начала работы «Сумыпарксервиса» прошло уже полтора года, так что верить в обещания типа «скоро сделаем» даже как-то наивно. Во-вторых, парковщики далеко не всегда дают чеки, что автоматически переводит все ведомости о выручке в область научной бухгалтерской фантастики. В итоге имеем следующее: на выделенные из бюджета деньги организована работа предприятия, которое с минимальными затратами собирает деньги с сумчан в удобных для себя местах и в удобное время. Выручка фиксируется не полностью. Коэффициент полезности — ноль.

Однажды на горе-парковщиков нарвался один из инициаторов платных парковок мэр Геннадий МИНАЕВ. По его словам, сотрудники КП не умеют пользоваться кассовыми аппаратами, а на вопрос: «На основании чего вы собираете деньги?» — они переадресовали его к… мэру Геннадию Минаеву. После этого инцидента он предложил ликвидировать предприятие или передать его на баланс КП «Дорремстрой». На одном из аппаратных совещаний Геннадий Минаев даже поручил начальнику управления ЖКХ Ярославу КУЦУ инициировать вопрос о его ликвидации. Тогда он подчеркнул, что в Черновцах парковки в год собирают больше 1 млн. грн., а у нас — 85 тыс. грн. Но воз и ныне там.

Один за всех

Как сообщил и.о. директора КП «Сумыпарксервис» Сергей Алексенко, разговоры о ликвидации предприятия уже прекратились. «Мы выполняем задачи на 100%», — считает он. Сейчас парковщики работают на точках возле Центрального рынка, авторынка, рынка в 9 мкрн. и «Театрального». Еще есть два «кармана» по ул. Харьковской, но в зимний период там парковщики не стоят. «Наши приоритеты — это пополнение бюджета. Мы стараемся работать на рентабельных парковках, чтобы больше заработать и меньше потерять. На некоторых парковках в зимнее время дешевле не стоять, чтобы не тратить деньги на зарплату и отчисления», — говорит Сергей Алексенко. Всего за «Сумыпарксервисом» закреплено 20 мест, но на некоторых сотрудники коллегиально решили не снимать плату с водителей, например возле больниц.

Сейчас в «Сумыпарксервисе» трудятся 20 человек — и.о. директора, 17 парковщиков и два стажера. Средняя зарплата парковщика — немного более половины минимальной ставки, потому что в основном работают полдня. За 2009 г. предприятие заработало около 150 тыс. грн., 70 тыс. грн. из которых перечислено в бюджет. Система такова: из каждой полученной гривны 51 коп. передают городу, а 49 коп. оставляют на предприятии.

«За последние полгода совместными усилиями нам удалось повысить сбор более чем в два раза. Мы вели контроль за работой парковщиков, проводили рейды, было даже одно увольнение за недобросовестную работу. Если летом сбор был 400 грн. в день, то сейчас — около 800 грн., иногда больше», — рассказывает Сергей Алексенко.
Относительно наличия кассовых аппаратов он сообщил, что аппараты закуплены и используются, но в них есть недостатки. «Аппараты предусмотрены для работы в помещениях. С понижением температуры на улице они стали быстрее разряжаться, в них накапливается влага. Часто парковщики набивают 3–5 чеков и носят их в кармане, а кассовый аппарат хранится в помещении, чтобы избежать поломки». На вопрос, как получилось, что у парковщика возле «Театрального» кассового аппарата не оказалось, Сергей Алексенко ответил, что в тот день прибор забрали в ремонт на 20 минут, и удивился, что мы разминулись. «Мы проводили совместные рейды с управлением логистики и налоговой. Наши парковщики знают, что невыдача чека грозит предприятию серьезным штрафом. Очень часто водители сами отказываются брать чеки. А некоторые потом еще и жалуются, что чека им не дали», — говорит он.

И.о. директора категорически не согласен с обвинениями в бесполезности работы парковщиков. «Парковщик видит обстановку на дороге, он помогает въехать и выехать с парковки, предотвращает мелкие аварии. Пару недель назад на парковке возле Центрального рынка загорелась машина. Наши парковщики своими силами растянули по две машины с обеих сторон, чтобы предотвратить возгорание или порчу корпуса автомобилей, хотя в их обязанности это не входит. И это все до приезда МинЧС!» — говорит он. Сергей Алексенко признает, что юридически парковщики не несут ответственности за автомобили, но каждый раз проявляют сознательность: «Все сотрудники у нас внимательные, запоминают водителей, которые выходят из своих авто. Была пара случаев, когда к машине подходили люди явно чужие, которых не раз замечали ошивающимися на рынке. Один залез в прицеп, в котором привезли мясо. Не вызывая милиции, парковщики вместе с водителем разобрались со злоумышленниками», — вспоминает он.

Сергей Алексенко переживает за судьбу предприятия: «Мы стали перечислять в бюджет даже больше, чем от нас ожидали, сами расплатились со своими долгами. Работа пойдет».

Где деньги?!

И все же мы взяли на себя смелость перепроверить выручку, получаемую предприятием. Вероятно, мы не учли некоторые переменные, которые могут подкорректировать полученные нами цифры, но все же они повлияют не очень сильно. Итак, даже самые консервативные подсчеты выглядят таким образом.

За первый год работы «Сумыпарксервис» получили от сумских водителей около 140 тыс. грн., то есть 11,6 тыс. грн. в месяц. Значит, средняя выручка в день составляла 388 грн. По словам руководства, обслуживались парковки на трех рынках, на Харьковской и Театральной, то есть всего пять. Получается, что одна парковка в смену дает 78 грн. А если за смену парковщик отрабатывает 5 часов, то ежечасно он обслуживает 15 авто. Напомним: 10 машин мы насчитали за 15 (!) минут разговора с одним из них.

Теперь посчитаем от обратного. Если верить парковщику Антону Литвинову, 60 грн. «нормы» выручки в смену составят 1,8 тыс. грн. в месяц. Умножая эту сумму на 17 работающих парковщиков (по словам руководителя), получаем 30,6 тыс. грн. общей выручки в месяц и 367,2 тыс. грн. в год. С калькулятором в руках мы задаем вопрос: кто получил незафиксированные гривны в прошлом году и готов ли «Сумыпарксервис» сдать по результатам этого года 360 тыс. грн.?

Комментарии

Начальник управления ЖКХ Ярослав Куц, которому поручали инициировать ликвидацию «Сумыпарксервиса», сообщил, что, к счастью, он не курирует это предприятие. “”Сумыпарксервис” должен приносить прибыль городу и не делает этого, более того, просит помощи у города… Как чиновник, я не решаю эти вопросы. Как водитель, считаю, что все водители умеют парковаться самостоятельно”, — заявил он.

Депутат от фракции БЮТ Александр МАЛЮК, которого, по слухам, связывают с работой предприятия, заявил, что эти слухи тоже до него доходили: «Ничего не могу с этим сделать, людям рот не закроешь». По его мнению, эти слухи могли появиться после того, как схема работы предприятия была утверждена на депутатской комиссии по вопросам промышленности, транспорта и связи, а потом вопрос был вынесен на сессию.

Напоследок

Платные парковки важны и нужны. В Киеве, например, они помогают пополнять городскую казну на миллионы гривен. Правда, в столице работают не парковщики, а специальные автоматы, в которые нужно бросать деньги. Если парковка оплачена, машина может въехать на площадку. Если время парковки истекло, автоматически поднимается порожек, который опустится, как только водитель доплатит за парковку. Естественно, в Сумах до таких технологий далеко, но в других городах придумана другая технология: парковщики работают прозрачно, представляете? Они не спрашивают у водителя, нужен ли ему чек, а просто засовывают его под дворник. Специальные проверяющие время от времени требуют у водителей чеки, и те предоставляют, потому что так заведено. Может, стоит попробовать и нам?

Справка

От платы за парковку освобождается транспорт органов местного самоуправления, налоговой, МВД, СБУ, МЧС, «Скорой помощи», аварийных служб; инвалиды войны, участники войны и боевых действий, инвалиды, лица, имеющие заслуги перед Отечеством. Указанные категории лиц освобождаются от платы в случае личного управления авто при предъявлении удостоверения.

Интервью

Выдержка из онлайн-интервью «Панораме» главы Сумского облсовета Владимира Токаря
(www.rama.com.ua)

«Владимир Николаевич, есть у меня очень „скользкий„ вопрос. Вы уж, извините. Но надеюсь, Вы на него ответите. Итак.
Сначала преамбула.
1. После того как из коммунального предприятия (КП) „Сумыпарксервис„ последовательно „выперли„ (извините, еще раз за нелитературное слово) сначала Зиму (ставленника Сиденко-младшего), а затем Журавлева (ставленника Минаева), оно полностью перешло по ваш контроль. Вернее, курирует его ваш зять Александр Малюк, депутат горсовета (фракция БЮТ). Отрицать это бесполезно, так как это общеизвестная информация, которая известна 1/2 города, не меньше. И „кассу снимает„ зять главы областного совета!!! И об этом также известно, хотя меньшему кругу людей. Город-то наш маленький, все „спим под одним одеялом„.
2. Также известно, что предприятие в бюджет города перечисляет сущие копейки, что-то в районе 60–70 тыс. грн. в год — как говорится, „курам на смех„!
3. До сих пор Минаев не назначил директора КП „Сумыпарксервис„. И судя по всему, не собирается этого делать. Более того, сначала Минаев хотел присоединить его к КП „Дорремстрой„, но Вегера, в том числе публично на исполкоме, отказался от него и категорически выступил против такого присоединения. Минаев снял это решение „на доработку„.
4. Прошло полгода. Минаев решил вообще закрыть это предприятие. Но вновь, на самом заседании исполкома, снял это решение „на доработку„.
5. Минаев в таком желании не один. Трофименко, первый заместитель мэра, также неоднократно ратовал за его закрытие и давал команды на аппаратках, на которых присутствуют журналисты, кстати, готовить документы на ЗАКРЫТИЕ КП „Сумыпарксервис„. Закрытие поддерживает и профильный заместитель мэра Владимир Панченко.
Теперь вопросы.
1. Каков реальный доход КП „Сумыпарксервис„ (в месяц, в год)?
2. Какую часть этого дохода ваша семья оставляет себе, а какую часть передает Минаеву, для того чтобы он постоянно отправлял решения исполкома „на доработку„?
3. И главный вопрос. Как глава областного совета (не как бизнесмен, а чиновник, который должен принимать решения на благо громады области) — по сути, „первый/второй„ человек в области — считаете, что КП „Сумыпарксервис„ приносит пользу громаде областного центра? Если да, то ответьте, какую пользу?
С уважением, Сергей Иванович Л.

Владимир Токарь: „Не хочу даже отвечать на такие бредовые вопросы. Я не контролирую никакой „Парксервис„„.