Сергей Панченко: «Мы уйдем… от злосчастных тендеров»
Заместитель мэра о школьном питании, родительских взносах и демографической ситуации
Не успел начаться учебный год, как в городе разгорелись скандалы: плохие продукты в школах, непомерные родительские взносы, нехватка учебников и прочие. Мы обратились к заместителю мэра Сергею ПАНЧЕНКО, который курирует сферу образования, с просьбой рассказать о путях решения этих проблем.
[q] «r»: Известно ли Вам о недавнем случае в школе № 7, когда в школьную столовую поставили некачественную колбасу и сыр? [/q]
Сергей Панченко: Мне не только известно, но я и руковожу работой по предотвращению таких случаев. Мы провели совещание с директорами школ, на котором я потребовал ужесточить приемку продуктов в школьных столовых. Все, что можно попробовать на вкус, должно подвергаться проверке. Я предупредил управление образования и поставщиков, что больше снисхождения не будет. Мы создадим комиссию, которая будет проверять продукты на складах поставщиков. А после того случая я выборочно обзвонил школы и детские сады — некоторым эта колбаса и не приходила.
[q] «r»: Кабинет министров Украины выдал постановление о децентрализации бухгалтерии образовательных учреждений. Как скоро это будет воплощено в Сумах и что изменится? [/q]
С.П.: До начала октября мы должны зарегистрировать школы и детсады как юридические лица и открыть каждому расчетный счет. Однако есть неувязка: согласно постановлению, счет подписывает директор школы, вторую подпись ставит главный бухгалтер управления образования, а печать ставит начальник управления. Сейчас финансовое управление пишет письма в Минобразования и пытается придать постановлению логики. Но в целом это пойдет на пользу. Я давно говорил: было бы здорово, если бы каждое учебное заведение имело право заключать договора на поставку продуктов с теми, с кем считают нужным. Мы уйдем от этого злосчастного тендера. Теперь школы будут покупать по 20 л молока каждая, а не 20 т молока всего в день. Одна поставка некачественных продуктов — и пусть разрывают договор. Общие деньги на питание разделят между школами в зависимости от объемов, и пусть каждый решает, что кому нужно.
[q] «r»: Как и в случае с родительскими взносами, администрации школ достаточно автономны в принятии финансовых решений — они мало кому отчитываются. Не открывает ли это постановление новые возможности для злоупотреблений? [/q]
С.П.: Отрицательный настрой может привести к отрицательному результату. Следить за процессом закупок будут управление образования и исполнительная власть. Сейчас это происходит в больницах: главврачи принимают решение, у кого и по какой цене покупать продукты, а потом мы сравниваем цены по всем больницам. Если есть серьезная разница в ценах, возникают вопросы. В этом отношении можно быть спокойным — 74 учебных заведения вряд ли смогут вступить в сговор. Теперь мелкие поставщики смогут конкурировать с крупными фирмами. Предпочтения отдадут тем, кто будет поставлять минимум 4–5 наименований продуктов.
Относительно взносов на нужды школы все зависит от родительского комитета. Я десять лет был главой родительского комитета школы №27. 1 сентября мы с завхозом выходили к родителям и отчитывались, на что мы потратили деньги. Посмотрите — школа № 27 сейчас выглядит, как игрушка.
[q] «r»: С целью экономии бюджета в прошлом учебном году учителя на каникулах должны были уходить в отпуск без содержания… [/q]
С.П.: Поступления в бюджет значительно уменьшились. В этом нельзя обвинять политиков или горсовет. Денег просто нет, как в каждой семье. Когда нужно было ужаться, мы искали варианты. Я обратился к учителям: если кто-то может отозваться на эту просьбу и помочь городу, системе образования и собственному заведению, мы получим результат. 98% учителей откликнулись на эту просьбу.
[q] «r»: В этом году больше первоклассников пошло в школу. Продолжится ли рост рождаемости и будут ли изменения в количестве учебных заведений? [/q]
С.П.: Первоклассников действительно стало больше, но нельзя сказать, что намного. 2,318 тыс. детей впервые сели за парты, и 2,108 тыс. человек выпустились. Я поручил управлению образования провести учет детей с первого года жизни до пятого, чтобы делать какие-то прогнозы хотя бы на пять лет. Вопрос о закрытии школ пока не стоит. Наоборот, в мае была вероятность закрытия школы №30, которая готовит младшие классы под гимназию. Но там неожиданно возросло количество детей — в этом году набрали четыре первых класса по 30 человек, а это много. Мы внесли предложение вернуть школу №28 в систему образования, чтобы разгрузить начальную ступень. Административный суд, который въехал туда в прошлом году, уже отказался от помещения. Мы готовы на случай бэби-бума, но для этого молодежь должна не спать…