Как быть, если «нужды» школы или класса превышают возможности семейного бюджета и обязаны ли родители сдавать деньги на ремонты, моющие, учебники и тд?
Начинается сентябрь. Уже отзвенели первые звонки в школах. Это значит, что к нам стремительно приближается время родительских собраний. И многие родители уже начали подсчитывать во сколько обойдется поход на сие мероприятие.
Ремонт, мебель, учебники, бумага, мел, моющие средства… Список потребностей, удовлетворить которые без родительского участия можно продолжать бесконечно. Мы привели лишь самые безобидные примеры. В то же время с экранов телевизоров министр образования и науки Лилия Гриневич утверждает, что деньги на образование были выделены из госбюджета в достаточном количестве.
В Сумах же мэр еще в феврале 2016 года подписал приказ о запрете сбора налички с родителей. Хотите помогать школе? Пожалуйста, перечисляйте средства на специальный благотворительный счет. Но ни заявления госпожи Гриневич, ни приказ городского главы не смогли остановить финансовые потоки из родительских карманов в школы и детские сады. Справедливости ради стоит отметить, что в большинстве случаев деньги теперь собираются представителями родительских комитетов при тесном сотрудничестве с учителями и администрацией учебных заведений.
Откуда берутся деньги?
В идеале финансирование государственных (коммунальных) учебных заведений должно осуществляться за счет государственного или местного бюджета. При этом за родителями сохраняется право помогать своей школе или детскому саду, делая благотворительные взносы через специальный благотворительный счет в казначействе. Узнать реквизиты этого счета спокойно можно у директора школы или классного руководителя. Внося определенную сумму (кокой она будет, решает каждый самостоятельно), родитель получает квитанцию, которая дает ему право контролировать, куда были потрачены его деньги.
Но чаще всего деньги на школу поступают через так называемую «черную кассу», то есть наличкой в руки родительских комитетов, под запись в тетради. Эти средства очень сложно контролировать и, скорее всего, вы так и не узнаете точно, на что именно пошли лично ваши 50 или 100 грн.
Можно ли обойтись без «черной кассы»? Можно. Но это потребует от администрации учебного заведения больше усилий и времени. Первое, что должен сделать директор школы или заведующая в детском саду – составить бюджетный запрос (смету) и подать ее на рассмотрение в местное управление образования. В этом запросе должны быть указаны все, до мельчайших, потребности школы.
Но бывает так, что денег в бюджете, действительно, не хватает. Так бывает, если речь идет о маленьких городах или селах. В таком случае администрация школы может обратиться к депутатам по округу, где расположена школа или садик, или к спонсорам. Также учебные заведения могут принимать участие в конкурсе проектов на партиципаторный (общественный) бюджет или подавать заявки на гранты от благотворительных организаций.
Детально об источниках финансирования школ и детских садов рассказано на постере, специально разработанном общественной организацией «Батьки-SOS»
Как видим, родительские взносы – далеко не единственный способ создать комфортные условия для детей в учебном заведении.
Как контролировать закупки?
Тем не менее, большинство украинских родителей продолжают сдавать деньги в разнообразные «фонды класса/группы/школы». Как показал опрос, проведенный «Батьки-SOS», на так называемые «нужды» сдают деньги 91% родителей.
На инфографике ниже отображены данные о родительских взносах в школы, а также о суммах этих взносов.
Большинство родителей признались, что далеко не всегда родительские взносы являются добровольными.
При этом 19% из них не знают, на что конкретно идут деньги, сданные в фонд класса, группы или учебного заведения. Это приводит к тому, что с родителей собирают деньги на те потребности, которые уже были оплачены из государственного или местного бюджета.
(На что идут деньги)
Чтобы избежать подобной ситуации, специалисты платформы ProZorro и сайта DOZORRO в сотрудничестве с активистами организации Transparency International Україна разработали инструкцию, которая позволит отслеживать все закупки учебного заведения и не платить повторно за то, что уже было оплачено.
Эта инструкция была представлена родителям и журналистам во время пресс-конференции в Украинском кризисном медиацентре 30 августа.
Как объяснила аналитик портала DOZORRO Арина Куц, для того, чтобы увидеть, какие закупки проводились/проводятся школой или детским садом, достаточно зайти на сайт DOZORRO и ввести название, адрес или ЕРДПОУ учебного заведения или местного управления образования.
«Деякі школи самі здійснюють закупівлі, а для деяких закуповує місцеве управління освіти. Нерідко управління освіти закуповує товари для декількох шкіл одразу, тому закупівлі для вашої школи можна знайти за її адресою. Незалежно від того, як замовник прописав школу в ProZorro (“школа”, “ЗНЗ” чи “ЗЗСО”), всі юридичні особи мають унікальний ідентифікаційний номер – код ЄДРПОУ. За цим кодом можна знайти організатора закупівлі, якщо не вдається це зробити за його назвою», – говорится в Инструкции.
Отфильтровав закупки своего учебного заведения по времени, можно увидеть, какие товары или услуги заказывала школа за последний месяц, год или два. Можно также увидеть поставщиков, которые подавали заявки на участие в тендере, а также полную информацию о проведении тендера или его участниках.
Пошаговую инструкцию о том, как пользоваться данным сервисом можно найти здесь. (https://dozorro.org/blog/zakupivli-v-shkolah-instrukciya-dlya-batkiv). Узнать ЕРДПОУ нужного учебного заведения можно на сайте Министерства юстиции.
Кроме того, на сайте DOZORRO можно оставить отзыв о результатах проведения тендера. В случае выявления нарушений, администраторы портала направят эту информацию в соответствующие органы.
Конечно же, отслеживать закупки школы или детского сада – это занятие, требующее времени. Гораздо проще сдать несчастные 100 или 200 грн. и спокойно ждать следующего родительского собрания. Но в таком случае стоит помнить, что, жалуясь на поборы в учебном заведении, мы закладываем детям недоверие к системе образования, как к коррумпированному организму, бороться с которым невозможно. Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок жил с такой установкой? На этот вопрос каждый должен ответить сам себе.