Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

С откатами, но без “черных касс”: партии потратили 600 млн на агитацию

126

Сумма расходов всех партий на рекламу в многомандатном округе составила немногим более 600 млн грн. Об этом свидетельствуют итоговые данные о затратах всех 22 партий, выдвигавших кандидатов в многомандатном округе.

Эта цифра не включает фонды кандидатов-одномандатников, а также средства, потраченные до официального старта кампании. Между тем и с этими условиями официальные данные могли быть занижены.

«Рыночная стоимость той агитации, которую проводила партия «Украина — Вперед!», значительно превышает задекларированную», — уверен глава Ассоциации наружной рекламы Артема Биденко. В графе затрат на наружную рекламу разница не столь велика — партия заявила о потраченных 14 млн грн, в то время как Биденко оценивает расходы в 20 млн грн. Но прочие затраты, по его мнению, различаются существеннее.

Участник партнерства «Новый гражданин» Олег Рыбачук, работавший в избирательном штабе «Нашей Украины» в 2002 и 2006 годах, уверен, что во многих партиях, помимо официального избирательного фонда, существовали также нелегальные «черные кассы», о которых участники гонки предпочитают не говорить. «Во время кампании нужна «наличка». Это и оплата за «джинсу», и зарплаты в конвертах, и проплаченные митинги. Ни для кого не секрет, что все это имело место. И при этом ни один из перечисленных пунктов не мог быть оплачен официально, из партийной кассы», — пояснил Рыбачук.

Эксперты подчеркивают, что иногда партийные средства тратятся неэффективно из-за штабных проблем. «Не всегда штаб выбирает самую эффективную рекламу. Например, штабы очень любят билборды, хотя понимают, что их эффективность невелика. Но зато на каждом билборде кто-то в штабе получает откат. То же самое и с размещением на ТВ, и в других случаях», — рассказал Рыбачук.

Интересно, что из всех участников выборов только два — Партия регионов и «Удар» — выбрали системный децентрализованный подход к финансированию избирательной кампании. Эти партии для оперативности распределения средств открыли не только центральный партийный счет, но и резервные счета во всех областях, в Крыму и в Севастополе. И хотя основной объем проплат у них также проводился со счета, контролируемого центральным штабом, региональные штабы также получили возможность оперативно выделять деньги на возникающие нужды. Все прочие участники выборов, в том числе «Батькивщина», «Свобода» и Компартия, предпочли жесткую централизованную систему с единым счетом и единым центром расходования средств.

Такое региональное распределение позволяет проследить приоритеты, отдаваемые партией тем или иным областям. Наиболее ярко это проявилось у Партии регионов, которая открыла счета в Ивано-Франковской и Тернопольской областях, но впоследствии не перечислила им ни одной гривни, – сообщает glavcom.ua.