Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Просящие

177

О людях, которые хотят милосердия и немного денег

Алексей Сикорский

Назвать их нищими мы не решаемся. Во-первых, слово какое-то нехорошее, а во-вторых, никто из них не предъявил декларацию о доходах. Просто люди возникают на вашем пути и настоятельно предлагают дать им денег. Это профессия, образ жизни и мировоззрение.

В летний сезон к местным просящим присоединились гастролёры или, как их ещё называют, «залётные». Пару недель назад в Сумах работала такая бригада. От ленивых и безынициативных местных гастролёры отличаются творческим подходом к работе. Жгучая брюнетка, опираясь на тросточку, курсировала по проезжей части как раз перед светофором в самом начале улицы Горького. Её клиенты — водители, которые иногда вынуждены остановиться по сигналу светофора. Машины отечественного производства и грузовики девушка игнорировала, всё внимание уделялось иномаркам. На контакт с журналистом брюнетка не пошла. Удалось только узнать, что сама она не местная, а с юга, и живёт здесь «у людей», просит, потому что денег нет, а они нужны. Одновременно с этой девушкой работали её колеги на ул. Харьковской. Технология та же — двигаться строго по разделительной линии, обращаться к водителям, вынужденным останавливаться на светофоре.
Эти просящие появились в городе и исчезли из него одновременно, что наводит на мысль об организованной бригаде, планомерно прочесывающей города. Может быть, те, кто работал в Сумах, — только небольшой отряд великой армии.

В эту армию могут быть мобилизованы люди любого возраста — от детского до позднего пенсионного

Просить у автомобилистов на перекрёстке — это для нашего тихого городка передовая технология, «ноу-хау». Местным просящим гастролёры конкуренции не составляют. А местных в Сумах много, и горожане знают их в лицо. Жив ещё знаменитый Копейка, известный своей незакомплексованностью и физической силой. Потребовать дань он может у любого, невзирая на лица. А мешок картошки в былые времена уносил с базара легко, как барсетку. Куда-то исчезла с Сотни бабушка с ковшеподобной ладонью и громогласным криком: «Дайте!» Ушел из жизни Вася, развлекавший публику в пивбаре. Он мог объявить угостившим его мужикам: «Вы думаете, я дурак? Это вы — дураки!».
В этой среде своя иерархия и свои законы. Мы стали свидетелями инцидента, когда завсегдатаи паперти Спасо-Преображенского собора гнали нехорошими словами пристроившуюся там же женщину с ребёнком. Опять же брюнетку. Аргументы их были вескими: «Во-первых, наверное, некрещёная, во-вторых, это не твоё место». Просящие — своего рода цех. С уставом, правителями и обязанностями. Мнения о них существуют разные. Самое распространённое: «Тунеядцы!». Но многие люди говорят о просящих иначе: «Кто бы они ни были, просят милостыню не от хорошей жизни».
Один сумчанин признался, что перестал реагировать на просьбы о гуманитарной помощи после одного показательного случая. «Я выгреб из кармана горсть мелочи, — вспоминал мужчина, — а бабка взять взяла, но с замечанием: „Чем так давать, лучше вообще не давать!“ Представляете? С тех пор — во им!». И наш собеседник сделал соответствующий жест.
О гастролирующих у сумчан сложились разные мнения. «Что ни говори, а они артисты. Значит, имеют право на гонорар! Они же не требуют, не шантажируют, а смиренно просят», — наиболее нестандартное суждение. А вот слова патриота: «Чем подавать приезжим, я лучше помогу нашим, местным, которых я знаю!»
Да, резонно… Поддержать отечественного… Товаропроизводителя?.. Возможно, если считать товаром пожелание: «Дай Боже Вам здоровья и деткам вашим…»