Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Премьера с подтекстом

224

«Назар Стодоля» на сцене театра им.М. С. Щепкина

Алексей Сикорский

На сцене Сумского театра драмы и музыкальной комедии им. М. С. Щепкина, 25 марта состоялась премьера. Давно театр не ставил ничего нового, поэтому событие стало важным. Пьеса серьезная — «Назар Стодоля» Тараса Шевченко. Заняты в спектакле почти все актеры театра. Главные роли исполняли Сергей КОРЕННОЙ — сотник и Сергей ФЕДОСЕНКО — Назар Стодоля. Нужно заметить, что Сергей Федосенко некоторое время отсутствовал на сцене театра — работал за границей, а сейчас вернулся на родную сцену. Постановку осуществил Александр РЫБЧИНСКИЙ, который сейчас живет и работает в Кривом Роге, но с нашим театром связи не теряет. Высока вероятность того, что он вернется в Сумы и будет работать в театре им. Щепкина, где он раньше работал много лет.

Говоря о спектакле, мы не претендуем на всеобъемлющий и профессиональный анализ. Мнения рядовых зрителей тоже заслуживают внимания, на них мы и основываемся. Даже собственное личное отношение оставим в стороне. Итак, вот что сказали побывавшие на премьере люди:
«Хорошее художественное оформление спектакля.

Говорят, что если в своих отзывах зритель или критик начинает нахваливать костюмы и декорации, то спектакль не получился.

Но декорации и костюмы — первое, что видит зритель, когда поднимается занавес. Артисты еще не сказали ни одного слова, не сделали ни единого движения, а энергия уже пошла в зал, создалось настроение. И сразу же начинаешь понимать каждого артиста, видеть, кого он играет. Мгновенно, не думая…» (Художник-постановщик спектакля — лауреат государственной премии Узбекистана Виктор МИХАЙЛИЧЕНКО, художник по костюмам — Галина МИХАЙЛИЧЕНКО).

А вот несколько иное мнение относительно понимания:
«Интересный эффект получается, если смотреть спектакль, не зная содержания пьесы. Может быть, так даже лучше. „Назар Стодоля“ — вещь известная, ее, наверное, „проходят“ в украинских школах. А я учился в России. И вот когда смотрел спектакль, то казалось, что он вот-вот свернет на комедийную, водевильную колею. В самом деле, когда старый дед сватается к молоденькой, а она не может разобраться, от кого же именно сваты, — разве это не почва для комедии?! Но на самом деле все превращается в драму. Градус страстей просто шекспировский. Наверное, и в жизни так — ирония и драма связаны одной цепью. Особенно это касается Украины, как мне кажется. Вспомните, что у Гоголя есть юморные „Вечера на хуторе близ Диканьки“ и „Тарас Бульба“ — драма, конфликт, буря страстей. Сергей КОРЕННОЙ в финальной сцене со словами „Убей, только не прощай“ неподражаем. Вообще,

в этом театре много настоящих артистов, хотя не все отмечены званиями.

А ваш Шевченко — гигант. Нет, я неправильно сказал — он общий, он для всех…»
И последний монолог о спектакле и артистах.

«Николай ЛАСТОВЕЦКИЙ играет роль одного из сватов. Роль второго плана, которая не позволяет ему полностью раскрыть свои возможности. Но он не был бы Николаем Ластовецким, если бы не выжал из роли все. Вот фехтования ненастоящими саблями в последнем акте можно было бы избежать, придумать что-то другое. Слишком уж „театрально“ выглядит эта сцена в общем контексте, даже балаганно… Но это так, мелкая шероховатость, может быть, другие восприняли все нормально».

Ну что ж, зритель имеет право говорить то, что думает, и видеть то, что показывают. А если он не прав, его нужно воспитывать.

По окончании спектакля на сцене появились представители областных и городских властей, Союза театральных деятелей Украины. Все — с цветами и грамотами. Сколько работников театра получили награды и поздравления, подсчитать не удалось. Повод для награждения серьезный: 27 марта — Международный день театра, а премьера состоялась накануне. Такой подарок сделали щепкинцы сумчанам и себе.
Важность премьеры, на наш взгляд, в том, что после долгого периода бездействия и неурядиц театр занялся своим прямым делом. Артисты — на сцене, и так должно быть всегда. Остальное — преходящее.