Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Предчувствие гражданской войны

106

Политический кризис может закончиться развалом Украины

Евгений Положий

В минувший четверг список невъездных в Украину российских политиков пополнился. На этот раз в аэропорту «Борисполь» был вначале задержан, а потом и отправлен обратно в Москву депутат Госдумы РФ, директор Института политических исследований Сергей МАРКОВ. Наверняка для большинства читателей это имя ни о чем не говорит: как, почему, чем этот гражданин может быть опасен для Украины, чтобы в этой крайне непростой политической обстановке делать столь резкий шаг по отношению к России?

Однако если упомянуть имя этого очень близкого к Кремлю человека в одном ряду с авторами политтехнологий-2004 — Глебом ПАВЛОВСКИМ и Маратом ГЕЛЬМАНОМ, то все станет на свои места. Все они тогда составляли пул российских «командировочных» политтехнологов, призванных не столько обеспечить победу Виктора ЯНУКОВИЧА на выборах, сколько для решения сверхзадачи — подготовки методологической и идеологической базы для осуществления мечты всех прогрессивных кремлевских политиков, озвученной не только евразийцем Александром ДУГИНЫМ, но и самим Владимиром ПУТИНЫМ, — раздела Украины. Деление граждан Украины на три сорта, формирование противостояния Восток-Запад, искусственное нагнетание обстановки вокруг русского языка — все эти технологии не столько двигали Януковича в президенты, сколько внушали населению одну незамысловатую парадигму: Украина разделена, общество расколото. Приснопамятное сепаратистское сборище в Северодонецке с озвученной идеей создания Юго-Восточной автономной украинской республики (ЮВУАР) наделало много шума, но, к сожалению, прошло безнаказанно для организаторов. Но пробный камень был брошен, и по Крыму и Донбассу все эти четыре года гуляли газеты и листовки соответствующего содержания. Работа не останавливалась ни на минуту.

Медведев кум и парадоксов друг

Альянс между БЮТ и ПР, этими еще недавно, казалось, заклятыми политическими противниками, обеспечивает Виктор МЕДВЕДЧУК. Работа по слиянию началась не сегодня — бывший глава Администрации президента Леонида КУЧМЫ стал связующим звеном еще на этапе подготовки двух проектов изменений к Конституции от этих двух политсил, которая продолжается на протяжении года.

Сегодня это российское счастье как никогда близко: созданную Верховной Раде де-факто коалицию между БЮТ и Партией регионов вполне можно назвать прокремлевской

К этой невинной пасторали остается добавить несколько фактов: именно Медведчук курировал работу российских политтехнологов Гельмана, Маркова и Павловского в 2004 г. Именно Медведчук является кумом президента РФ Дмитрия МЕДВЕДЕВА (судя по всему, этих людей связывает значительно больше, чем схожесть фамилий и некровное родство). И именно Медведчук, учитывая его нынешнюю близость к Юлии ТИМОШЕНКО, сегодня является модератором нынешнего политкризиса. Он — центральная фигура противостояния всей политики президента Виктора ЮЩЕНКО, которая направлена на украинизацию страны и интеграцию ее в ЕС и НАТО.

Война изнутри

Совершенно не случайно политический кризис в Украине грянул сразу же после российско-грузинского конфликта. Грузинские события вновь поляризировали общество, дискуссии ведутся крайне напряженные, а мнения людей разделились на три части. Кто-то полностью поддержал Грузию, кто-то придерживается нейтральной позиции с оглядкой на Россию, а кто-то, держа в голове свои территории, с восторгом принял независимость Южной Осетии и Абхазии. Характерно, что ведущая тройка политиков — Виктор Ющенко, Юлия Тимошенко и Виктор Янукович — практически зеркально отобразили весь социологический спектр, в результате чего каждый и может занять свою нишу. Ошибкой, конечно же, будет сказать, что подобное гипотетическое деление базируется только на отношении к Кавказской войне.

Все это время в украинское общество успешно забрасывались темы, которые в не меньшей степени способны сформировать конфликт: УНА-УНСО, Голодомор, язык — словом, все, что может поляризировать, разделить, озлобить. Сказать, что украинское государство успешно противостояло этой информационной войне, — значит соврать, потому как оно само очень часто выступало автором подобных идеологических диверсий, слепо проводя в жизнь хотя иногда правильные, но зато всегда плохо подготовленные и оформленные идеи. Если же говорить о самом обществе, то после провала постмайдановских ожиданий в нем царит разочарование и равнодушие, т.е. лучшей почвы для раздоров найти трудно. И российско-грузинский конфликт вполне может стать той чертой, под которой при математическом действии подбивают итог.

Четыре варианта

Попробуем рассмотреть все варианты развития ситуации — основных не так уж и много, всего четыре. №1, самый безболезненный, может базироваться, после всего что было между Ющенко и Тимошенко за последний год, только на успешности визита в Украину вице-президента США Дика ЧЕЙНИ. Возможно, ему удалось уговорить бывших политических союзников закопать хотя бы на время топор войны и сохранить статус — кво. В основе договоренностей между БЮТ и НУ будут лежать отмена всех антипрезидентских указов и новая «дорожная карта» взаимоотношений на ближайшее будущее. Грузинский вопрос, скорее всего, отложат в сторону — это тот компромисс, за который поторгуются. Словом, 13 сентября спикер ВР Арсений ЯЦЕНЮК в этом случае радостно объявит, что демократическая коалиция снова существует, и все на время вернется на круги своя.

Вариант №2, наименее радикальный из оставшихся. 13 сентября демкоалиция официально уходит в прошлое, БЮТ и ПРУ не оформляют отношения, но продолжают штамповать законы, поднимают проходной барьер до 9–10% и после указа о роспуске парламента смело в декабре идут на выборы. Что будет с институтом президентства, будет ли объявлен импичмент — вариантов множество, и, скорее всего, решения будут приниматься по ситуации. В ВР после этих выборов останутся, скорее всего, только две партии — БЮТ и ПР, при этом победитель получит все.

Вариант №3, очень жесткий. Презрев электоральные потери (следующие выборы в ВР — только в 2012 г.), БЮТ создаст коалицию с ПР и продолжит множить Ющенко на ноль, внося изменения в Конституцию и полностью изменив государственное устройство. Модель, озвученная премьер-министром на недавней встрече с мэрами городов, выглядит примерно следующим образом. Должность президента ликвидируется, глава страны — премьер, который избирается парламентом. Проходной барьер — 9–10%, при этом партия, победившая на выборах, автоматически получает большинство в ВР, остальные проценты делятся между другими счастливчиками. Нетрудно предположить, что при нынешних раскладах это будет только одна партия. Фактически это, как и вариант №2, реализация политреформы Виктора Медведчука образца 2003–04 гг., но в более полном объеме, и теневая легализация двухпартийной системы. Никаких открытых списков, никакой иной демократизации пропорциональной системы выборов.

Более того, в проект Конституции БЮТ внес пункт о том, что ни одно партийное решение не может быть обжаловано в суде. Другими словами, речь идет о выведении партийной жизни изпод юрисдикции государства. Еще хуже дела будут обстоять на местах. Областные администрации планируют ликвидировать как класс, а всю исполнительную власть передать облсоветам, при которых сформируют исполкомы.

Председатель облсовета, как и сейчас, будет избираться депутатами, что при проходном барьере в 9–10% автоматически делает главой области лидера партии, победившей на выборах. Естественно, никакого возвращения к мажоритарной системе или хотя бы 50% на 50% и выборов губернатора. Вся эта ненужная демократия — псу под хвост и трата времени. Точно так же планируют сделать и в городах: никаких выборов мэра — будет председатель городского совета, избираемый депутатами. Проходной барьер — 9–10%, победитель получает все.

Сказать, что эта система недемократична — это ничего не сказать. Кроме того что нас лишат права избирать президента страны и мэра, что небольшие партии будут утилизированы или капитализированы крупными, что ни один гражданин Украины не сможет баллотироваться ни в один из советов без того, чтобы не купить место в партийных списках, мы получим абсолютную власть двух партий на долгие, очень долгие годы. Естественно, что своими руками они никогда не сменят эту систему. Но самое главное, что контроль общества за политиками будет сведен к нулю. Мы получим авторитарную двухпартийную систему, и ссылки на успешный американский опыт здесь неуместны. На региональном уровне в США в мажоритарном порядке или по открытым спискам избираются не только судьи, шерифы, прокуроры, присяжные, но даже участковые. На этом базируется реализация избирательного права американского гражданина. Предлагаемая система как раз гораздо ближе к российской, более того, если вспомнить, что нынешнее правительство уже давно в полусекретном режиме работает над административной реформой, желая раскроить Украину по-новому, то аналогия с РФ будет практически полной.

Предчувствие гражданской войны

И наконец, четвертый вариант, который может успешно увенчать план по разделу Украины. НУ не отзывает свое заявление о выходе из коалиции, однако ПРУ и БЮТ не спешат официально регистрировать новую, с предположительным названием «Схід и Захід разом», а продолжают усердно заседать в Верховной Раде. Естественно, по окончании срока в 30 дней ввиду несоздания новой коалиции президент объявляет досрочные парламентские выборы. Однако депутаты БЮТ, КПУ, ПР и Блока Литвина не будут спешить расходиться по домам, а попробуют изменить эту конституционную норму (но случиться это может только в феврале). А до тех пор депутаты будут игнорировать роспуск Верховной Рады президентом, ссылаясь на все, что угодно: люди не хотят досрочных выборов, так зачем их мучить; ВР работает результативно, как никогда; правительство решает очередные задачи и готовится к Евро-2012, да и вообще, вы кто такой, Виктор Андреевич? То, что их действия нелегитимны, депутатов волновать не будет абсолютно, как не волнует их это сейчас при принятии законов, прямо противоречащих Конституции. По сути, уже сегодня, делая ставку на нелегитимность новых законов, БЮТ и ПРУ осуществляют антиконституционные действия. Так почему их это должно взволновать потом?

Что остается делать президенту? Или смириться с поражением, не воспользовавшись своим правом роспуска парламента, что равносильно полной и окончательной капитуляции (тогда, уволив министров по квоте президента, в правительство войдут представители ПР, и все, включая Тимошенко, будут работать с приставками и.о. аж до следующих выборов), или, издав указ о роспуске, разогнать незаконопослушных депутатов. И вот здесь наступает момент истины: применение силы — это уже плохо, Украина — не Россия, где за то же самое деяние — разгон парламента танками — Бориса ЕЛЬЦИНА чуть ли не на руках носили. Поэтому, даже если в Киеве операция по разгону ВР пройдет успешно, в регионах в обязательном порядке вспыхнут «стихийные» бунты. Прежде всего — Крым. Втянуть в провокацию татар — дело несложное, а Черноморский флот и морские десантники — вот они, в Севастополе.

Блиц-криг по отделению Крыма и разделению Украины на три части может осуществиться только при одном условии — применении силы одной из сторон

Сколько крымчан с паспортами РФ в одни сутки вдруг окажется в зоне конфликта, сегодня не скажет никто, даже СБУ. Поэтому Крым однозначно отходит России, а на остальной территории Украины вполне может вспыхнуть короткая локальная гражданская война — но только в тех областях, которые разделены в электоральных симпатиях. В этих действиях, за исключением Западной Украины, не будут принимать участия обычные люди — столкновения будут между регулярными частями, правоохранительными органами, которые сам бог не ведает кому будут в тот момент подчиняться, и специально сформированными отрядами казаков, «Братства», УНА-УНСО и т.д. Тут-то и вынырнет ЮВУАР, которую возглавит Янукович: Центр и Север отойдет к Тимошенко, а Западная Украина при таких раскладах поддержит Ющенко. Впрочем, не исключено, что он вообще выпадет из расклада, и тогда Тимошенко получит и Галичину. Если, конечно, Ющенко не сыграет на опережение и не введет прямое президентское правление в ближайшие дни. Несколько областей, в том числе и Сумская, это априори территории спорные, и как раз здесь возможны вооруженные конфликты и мирные массовые протесты.

Все уляжется достаточно быстро, и мечта кремлевских евразийцев будет осуществлена. Центр и Запад Украины будут отрезаны от Черного моря, Россия через юг (Одесская область) получит прямой выход на нефтепровод «Одесса-Броды» и Приднестровье, которое тут же присоединится к ЮВУАР. Недаром ведь на днях Янукович, признавший Южную Осетию и Абхазию, обмолвился, что в Приднестровье — треть этнических украинцев.

Безумный бред

Все это может показаться безумным бредом. Но если внимательно прочесть и послушать главного идеолога евразийства Александра Дугина, очень близкого к Владимиру Путину человека, ознакомиться с российскими геополитическими прогнозами на ближайшие годы, обобщить которые можно одним названием — «Обратно в СССР», то этот безумный бред может оказаться просто слишком смелым прогнозом, версией, которая базируется на наблюдениях и фактах.

Собственно, все это мы можем проверить уже в ближайшее время. Украина в случае досрочных выборов может пойти абсолютно конституционным демократическим путем, в случае создания (де-юре или де-факто, — не важно) коалиции БЮТ и ПР — путем авторитарного государства типа России, а в случае неповиновения депутатов указу президента о досрочных выборах — раздела и распада как государство. Выбор, мягко говоря, не очень, но он есть. 13 сентября мы узнаем, жива ли демократическая коалиция БЮТ-НУ-НС. Если нет, то до 13 октября мы будем внимательно следить за созданием новой — БЮТ-ПР. Если же этого не произойдет, то уже 13 октября мы услышим реакцию депутатов от этих политических сил на указ президента о роспуске парламента и досрочных выборах. Если она будет отрицательной и БЮТ с ПР откажутся идти на выборы — ждите беды.