Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Поговорим по-взрослому

211

Сумскому международному фестивалю авторской песни «Булат» — 18 лет

Игорь Касьяненко

Известно, что сумской фестиваль авторской песни был придуман и впервые реализован Петром КАРТАВЫМ. А раскручен и доведён до своего нынешнего, столь презентабельного состояния блестящим менеджером-организатором Игорем ДОБРОВОЛЬСКИМ. Естественно, при неоценимой помощи всех членов клуба авторской песни «Булат». И, разумеется, бесконечное спасибо за фестиваль директору ДК СНПО им. Фрунзе Алексею КАРЯКИНУ, который уже много лет является одним из его отцов-соорганизаторов.


18 бард-фест, как и предыдущие, порадовал большим количеством талантливых музыкантов. Многие авторы и исполнители мастерски владеют гитарой и обладают сильными и выразительными голосами. Не откажешь им и в артистичности, и в разноплановости. Всё это вместе плюс соответствующий настрой зала, отличная работа ведущих Юрия ЧАЙКИ и Артёма СОКОЛОВА, а также прекрасный звук от Александра ХУРСЕНКО позволило провести более чем пятичасовой заключительный гала-концерт, который в этом году увенчался великолепным и трогательным финальным аккордом от гостей из Беларуси Вячеслава КЛИМОВИЧА и Ольги ЯСЮКОВИЧ, Олега ЛИТВИНЕНКО (Харьков), а завершился длительными и бурными аплодисментами благодарных зрителей.

Публика получила громадное эстетическое удовольствие, отдохнула душой и покинула зал, исполненная тёплых воспоминаний, приятных впечатлений и положительный эмоций.

Радует и то, что среди лауреатов фестиваля есть сумчане, хотя среди членов жюри сумчанин лишь один — Виктор СЫРОВАТСКИЙ. В общем, фестиваль — штука замечательная, а чтобы он был ещё лучше, хотелось бы высказать несколько пожеланий по поводу дальнейшего совершенствования творческой его части. Сразу оговорюсь, что восприятие творчества всегда субъективно, поэтому прошу воспринимать данную точку зрения просто как один голос из публики.

Во-первых, авторская песня изначально — это всё-таки стихи под аккомпанемент гитары, а не наоборот. Вот в смысле поэзии, особенно авторских работ участников, было, простите, не так хорошо, как в вокальном и музыкальном планах. Впрочем, ради справедливости нужно отметить, что это проблема не только сумского фестиваля. Такова общая тенденция стремления к эстрадной лёгкости и вытекающей из неё поверхностности, свойственные авторской песне в последнее время. Особенно это касается гостей из России.

От них нынче всё чаще звучит что-то такое разухабистоцыганскоказаческое с расчётом на прихлопывание и притопывание.

Им следуют наши местные, очень, кстати, популярные и востребованные в Сумах «Чужаси». Другими словами, всем хочется делать товар, который можно продать. Наверное, отсюда и массовое стремление к наработке внешней мастеровитости. И как-то забывается, что владение инструментарием (поэтическим, музыкальным или драматическим) — это ещё не искусство. Один известный художник говорил, что я, мол, рисую не то, что вижу, а для того, чтобы видеть. То есть настоящее искусство начинается там, где автор при помощи поэтических или музыкальных приёмов пытается копнуть чуть глубже поверхности и увидеть то, что другим не видно. Тогда возникает сопротивление материала. В преодолении этого сопротивление и состоит задача творца. Только в этом случае появляется шанс сделать открытие и создать что-то по-настоящему глубокое. Как, например, то, что делают бессменный интеллектуальный и творческий лидер фестиваля киевлянин Игорь Жук и сумчане из театра поэтической песни «Шансон».

Это во-первых. А во- вторых, вероятно, было бы неплохо привлекать к участию в творческих мастерских не только бардов, но и известных сумских музыкантов и поэтов, которые может быть не совсем «в жанре», но оно и лучше, так как их советы и мнения звучали бы неожиданно, свежо, а главное — профессионально. По крайней мере, они бы с успехом заменили в мастерских и ничем не выдающегося киевлянина Короля, который к тому же слегка путает Тютчева с Фетом, или совсем творчески слабенького курянина ШЕСТЕРЯКОВА. Фестивалю это добавило бы колорита и профессионализма, а молодым гостям-участникам позволило бы услышать не то, что они обычно слышат в других городах, а нечто новое, позволяющее расширить рамки жанра, выйти за круг бард-стандартов, а значит, привлечь дополнительных слушателей.

Всё вышесказанное — это только пожелания. А точнее, попытка поговорить по-взрослому. Ведь уже пора. Совершеннолетие как никак. В этом году на «БУЛАТ-2006» приезжали люди из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Минска, а также из множества других городов, включая даже заокеанский город Бостон.

По решению организаторов Грушинского фестиваля лауреаты и дипломанты фестиваля «БУЛАТ-2006» сразу выходят во 2-й отборочный тур знаменитого фестиваля.

Это уже действительно мировой уровень. Браво, Добровольский! Браво, «Булат»!
А впереди ещё целая жизнь. То ли ещё будет.