Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

По древнему чину

207

В с. Бездрик в Крещение совместили праздничную литургию и обряд крещения

Андрей Поляков

На праздник Крещения в с. Бездрик Сумского района впервые на Сумщине совместили праздничную литургию с крещением трёхмесячного Андрюшки. На ночную службу в храм, который временно размещается в бывшем продовольственном магазине, пришло около 30 человек.

Крестил мальчика настоятель строящегося Михайловского храма иеромонах Иннокентий (Ивлев): «Провели крещение ребёнка, совмещённого с литургией по чину, восстановленному на основании исторических исследований и древних рукописей. На это я взял благословение у владыки Сумского и Ахтырского Евлогия. Сам этот чин был издан по благословению Московского патриарха Алексия II ещё в 2002 г.»

В этот день отец Иннокентий освятил воду в нескольких местах, но больше всего прихожан собралось на середине озера. Сначала люди окунались в «иордань» во время молебна. Когда служба на озере закончилась, люди всё равно продолжали идти к проруби. Окунались в неё по очереди — кто с песнями, кто с шутками. Людей не смущал ни сильный мороз, ни порывистый ветер. Окунувшись в проруби, односельчане фотографировались на память. По словам одного из жителей с. Бездрик, Владимира ВАКУЛЫ, в селе проживает около 2,5 тыс. человек: «Наше село считается большим. Освящение воды в водоёмах — это возрождение ценностей, которые были забыты во времена Советской власти. Так жили наши отцы и деды. Мы пытаемся построить новую церковь. Прежняя стояла на холме недалеко от озера, где сегодня освящали воду. Без помощи меценатов нам не обойтись».

В Сумах традиция освещять воду на реке возродилась в 1995 г. «Это незабываемо — такое было шествие по центральным улицам города! Сейчас люди уже к этому привыкли. А тогда испытывали радость, восторг!» — вспоминает протоиерей Георгий Бавыкин. Сумчанину Андрею в тот год исполнилось 15 лет. Он служил в кафедральном Спасо-Преображенском соборе — иподьяконствовал. В его обязанности входила помощь архиерею во время службы. За день до праздника в районе Харьковского моста изо льда вырезали крест и огромную крещенскую прорубь, которая называется «иордань». Чтобы ночью в прорубь никто не упал, было решено дежурить возле неё.

По словам Андрея, в ту ночь был очень сильный мороз. Чтобы одежда сохраняла тепло, родители обернули ему ноги газетами. «Иподьяконы и пономари дежурили по очереди — не больше двух часов. Сидели, пили чай. Хорошо помню, как ровно в полночь по воде пробежала рябь, как будто подул ветер. Но ветра не было. Это меня тогда так удивило. Пришли два священника и окунулись в „иордань“. Чтобы вода не замерзала, образовавшуюся ледяную корочку мы разбивали палками», — рассказал Андрей.

То, как люди «переосмысливают» традиции, можно увидеть в праздничную ночь, когда верующие освящают воду дома. Для этого накануне праздника они выставляют банки с водой на подоконник. За несколько минут до полуночи приоткрывают форточку и запускают в дом свежий воздух. И если до развала Советского Союза было чётко известно, что полночь наступает по московскому времени, то теперь на всякий случай они приоткрывают форточку и по украинскому времени.