Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Авиация в Сумах: где полетать, как подготовиться, и зачем вспоминать детство

2,505

У жителей Сум есть возможность увидеть город с высоты птичьего полёта

Если спросить сумчан о том, где находится аэропорт, вы наверняка услышите: «На Кондратьева». Между тем, под Сумами (в с. Гриценково) находится ещё и взлётно-посадочная полоса. О том, что здесь вообще есть аэродром, напоминают ангар, «колдун» (конус-ветроуказатель) и пара самолётов. Как оказалось, у этого объекта может быть большое будущее – если на него обратят внимание.

Аэродром спасает хобби
Свою деятельность на взлётно-посадочной полосе сотрудники называют скромным словом «хобби». Но именно благодаря им аэродром до сих пор функционирует. Работу «Гриценково» организовал несколько людей, небезразличных к делу», – объясняет старший авиационный начальник и пилот Дмитрий ПРОХОРОВ. Он, пожалуй, самый небезразличный из «гриценковцев». Так, Дмитрий вырос на военных аэродромах, где его отец служил пилотом. В 89-м он сам начал заниматься парашютным спортом; а позже решил получить пилотское удостоверение, которое разрешает управлять самолётом (как водительское – машиной). Хобби разделила и жена Дмитрия Яна: на площадке она работает начальником оперативной поисково-спасательной службы взлетно-посадочной полосы (ВВП) «Гриценково».

Кроме хобби, работники ВПП занимаются другими делами. «Я, например, работаю, на СНПО, – рассказывает Дмитрий. – Когда надо полетать, мы (человек пять) собираемся все вместе. По-другому нельзя, ведь каждый выполняет свои обязанности. То есть, я не могу прийти и взлететь сам. Вот, допустим, существуют правила дорожного движения для машин – такие же правила есть и у пилотов».
История «гриценковцев» длиться уже три года – именно тогда Дмитрий пригнал в город первый самолёт. «Мы стояли в аэропорту «Сумы», – вспоминает он. – Потом слетали с товарищем в Харьков, пригнали ещё один. Потом – по ряду причин – перешли на ВПП. Она принадлежит аэроклубу «Навигатор», мы попросились под их крыло, потому что здесь – больше свободы. Аэропорт – это бюджетная организация, там есть свой график работы и т.д. А «Навигатор» – организация общественная, поэтому с ними работать проще».

Полетать над Сумами
Тем, кто хочет увидеть город с высоты птичьего полёта – прямая дорога в Гриценково. Фиксированной оплаты здесь нет, поскольку ребята не занимаются коммерцией. «Фактически мы катаем людей за топливо, – объясняет Дмитрий. – Или, допустим, если человек сможет выделить деньги покосить траву (она через месяц будет здесь по колено). То есть, это всё индивидуально». А вот детей погибших воинов ООС ребята поднимают бесплатно.

Сегодня в ангаре стоят два самолёта. Как рассказывают Дмитрий и Яна, это их частная собственность, но еще немалые средства ребята тратят на содержание и обслуживание «крылатых», к томе арендуют землю и ангар.

Дмитрий и Яна Прохоровы (во время встречи Дмитрия Комарова)

Как считают Дмитрий и Яна, у украинской малой авиации – большое будущее и широкие возможности. Так, долететь из Сум до Чёрного моря можно всего за три часа, причём с большим комфортом, чем на поезде и – тем более – автобусе. При этом цена за перелёт может быть вполне доступной, ведь некоторые модели «питаются» тем же бензином, что и машины. Четырёхместные самолёты могут расходовать не больше топлива, чем обыкновенный джип. И это – только одно из многих направлений, которые можно реализовать. Так, есть ещё различные виды патрулирования и контроля – например, сельскохозяйственных работ и т.д.

Бояться нечего
Многие считают, что летать на самолёте – опасно. Дмитрий опровергает эту мысль. «Вообще, самолёт – безопаснее машины, – объясняет он. – Все системы здесь дубрируются. Например, в машине есть одна свеча, здесь – две. То же самое с органами управления. Любой самолёт могут вести два пилота. Если с одним что-то происходит, второй берёт управление на себя».

Отказ двигателя, которым любят пугать в фильмах, на самом деле также вовсе не страшен. В таком случае пилот сажает самолёт в режиме планирования. «Эту ситуацию проходит каждый пилот, поскольку она входит в программу обучения, – рассказывает Дмитрий. – Вот сидит с тобой инструктор и вдруг объявляет: «Отказ двигателя». И выключает его. И ты должен посадить самолёт».

Как полетать самому
Для того, чтобы управлять самолётом самостоятельно, нужно пройти обучение и получить пилотское удостоверение. Этот документ – сродни водительскому удостоверению. Как рассказывает Дмитрий, он сам когда-то прошёл этот путь, когда возникло желание заниматься не только прыжками. Для этого нужно пройти обучение в школе пилотов, которых в Украине – довольно много. «Есть масса школ. В Киеве – четыре, в Полтаве есть, – рассказывает Дмитрий. – А вот в Сумской, к сожалению, нет».

Вспомнить детство
Перелёты имеют свои проблемы. Так, тем, кого укачивает на земле, следует ждать того же и в воздухе. Однако эта проблема давно решена фармацевтами, которые выпускают множество средств от укачивания. А вот вестибулярный аппарат пилотов тренируют ещё на стадии обучения – чтобы не возникло проблем за штурвалом.

Даже такая проблема, как боязнь высоты, – также решаема. Тем, кто страдает такой фобией, Дмитрий рекомендует… вспомнить детство. «Все мы в детстве летали – во сне, – рассказывает он. – Вспомните, с каким чувством радости мы просыпались после таких полётов. Такие же ощущения ожидают вас и в салоне самолёта».

Санитарная авиация
В зарубежных фильмах можно часто увидеть работу медицинских вертолётов. Увы, нам пока остаётся не более чем наслаждаться красивой картинкой. Как поведал нам Дмитрий, в Сумской области санитарной авиации фактически нет. Правда, как-то в Сумы прилетал на операцию хирург из Харькова, но на своём самолёте. Он приземлялся здесь, в Гриценково. Там же (в Харькове) существует Гражданский воздушный патруль, который, в частности, занимается транспортированием пациентов. «В соседней области государство поддерживает малую авиацию, – рассказывает Дмитрий. – Там губернатор распорядился организовать такие площадки, как наша, по всей области – в Краснограде, например, в Карловке. И этих пилотов привлекают к разным операциям – доставка вакцины, госпитализация человека, поиск людей. Если бы нас поддерживали так же, как и их, мы бы тоже могли выполнять эти задачи – на общественных началах».

Встреча с мечтой
Во время нашей работы на взлетной полосе мы встретили поэтессу Светлану ПЕТРЕНКО. Оказалось, она любит летать не только в мире искусства, но и в реальности. «Я завжди мріяла про небо, – рассказывает она. – У мене перша збірка називається «Між простором і часом»”. І там є такий вірш «Якби я мала крила». І от моя мрія збулася».

Светлана Петренко

В первый раз Светлана поднялась в небо осенью прошлого года. С тех под она отрывалась от земли на самолёте ещё четыре раза. По словам поэтессы, чувства во время полёта – непередаваемые. «Це зовсім не страшно, – делится она своими впечатлениями. – Спочатку ми розбігалися, підіймалися, а потім у висоті здається, що ти стоїш на місці, а земля під тобою повертається і показує тобі різні рельєфи. А перший раз ми підіймалися в небо увечері, я спостерігала за вечірніми Сумами. Там, у небі, місто виглядає по-іншому. От на землі ти ідеш по вулиці – то повертаєш праворуч, ліворуч. А у повітрі чітко бачиш, як стоять наші будиночки, як горять по одній лінії ліхтарики. Все це дуже добре видно».

Впрочем, полёты – не единственная мечта Светланы. Теперь оан мечтает прыгнуть с парашютом. И верит, что и это желание также сбудется.

P.S. В тот день, когда мы готовили материал, на ВПП прибыл известный ведущий Дмитрий Комаров. Как это происходило, и что мы увидели на площадке – смотрите в нашем видео.

Артем Турчин, Панорама №30-2019