Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Паркур тужур

690

Слава французских «Ямакаси» не позволяет сидеть на месте десяткам молодых сумчан

Максим Пятницкий

Сейчас трудно найти подростка, который не восторгался бы красотой трюков французских «Ямакаси». С некоторых пор после просмотра современных французских кинолент, где смелые обитатели городских окраин Марселя и Парижа, не используя лифт, а лишь уверенно контролируя собственные телодвижения, спускаются с 10 этажа и спокойно направляются в ближайший магазин, у молодежи не сходит с уст слово «паркур» — явление, трудно поддающееся определению. Игра, спорт или просто вид активного отдыха? Сомнений после общения с сумскими трейсерами, тренирующимися на этом экстремальном изобретении трюкачей из Лисса, стало ещё больше. Скорее всего, паркур — это нечто большее, чем каждое взятое в отдельности слово «игра», «спорт» и «отдых».

Один из постоянных организаторов многочисленных тренировок сумчанин Павел ДЕЙНЕКА («Пи-Джей») говорит, что в паркуре немаловажно умение думать головой, а не просто физическая сила и гибкость. Мы не рискнули повторять ничего из того, что делают на земле и в воздухе сумские трейсеры — для того, чтобы стать повелителем препятствий, понадобятся как минимум несколько десятков упорных тренировок. Нам осталось только рассказать об этом зрелищном развлечении и продемонстрировать мастерство, накопившееся у трейсеров за 2 года занятий.

Смельчаки из Лисса

Название этой спортивной дисциплины происходит от французского «parcours», что в переводе означает «полоса препятствий». Родоначальниками паркура считаются французы Дэвид БЭЛЛЬ (David Belle) и Себастьян ФУКА (Sebastien Foucan). Именно они в своё время создали команду из восьми лучших коллег и назвали её «Ямакаси». В мае 1997 года «Ямакаси» переезжают в Париж и основывают Ассоциацию искусства перемещения. Сам стиль заключается в быстром, эффективном и красивом преодолении препятствия, вставшего на пути человека. Первая в мире паркур-команда, собранная в своё время Дэвидом Бэллем, приняла участие в съемках фильма «Ямакаси, или Новые самураи».

Паркур как дисциплина представляет собой совокупность навыков владения своим телом, которые в нужный момент могут найти применение в любой из ситуаций нашей жизни.

Сила и верное её приложение — необходимое условие сохранения своей жизни и жизни человека, которому может потребоваться твоя помощь.

Умение быстрее других оказаться там, где ты необходим, является показателем твоих способностей и уровня. Не имея возможности добежать, залезть, вырваться, прорваться, — будь ты хоть гуру гуманитарных наук, так и сгниешь в той яме посреди джунглей, в которой оказался, не сумев добраться до пункта назначения.
Паркур не учит использовать какие-либо средства, приспособления или оружие, а позволяет развить навык поведения в условиях здесь и сейчас. Деревья, стены, крыши — всё это часть нашей жизни, и мы можем столкнуться с любым препятствием в любых условиях. Скорость реакции, оценки обстановки и своих возможностей — то, что тренированное сознание автоматически прорабатывает за секунды. Опыт преодоления своих страхов, неуверенности, полученный путем множества тренировок, научит тебя видеть путь везде. Отверстия в стенах, за которые ты успешно сможешь зацепиться, выступы, которые не пропустят твои ноги, пропасти, через которые тебе не составит труда перепрыгнуть, — вот результат сканирования местности трейсером (трейсерами стали называть людей, занимающихся паркуром; от франц. traceur — прокладывающий путь).

Основные законы

В паркуре свои меры предосторожности, которые никто не ограничивает. Учиться преодолевать препятствия и выполнять трюки можно, используя перчатки и другие средства защиты от травм. Главное, говорят трейсеры, быть свободно одетым и готовым к преодолению преград. «Паркур — это игра, в которой границ нет, существуют только препятствия. Любой забор, любая стена — это наша стихия», — говорит Павел Дейнека.

Паркур в Сумах

В Сумах паркуром увлекаются около 30 человек разного возраста — от 10–15 лет и старше. По словам Павла Дейнеки, первыми из сумчан стали практиковаться в паркуре Женя ГАЙСИНСКИЙ («Pips») и несколько его друзей. Было это в 2004 году. «Потом подключились я и Саша ЛЕМЕШЕВСКИЙ („Dog“). Основная точка сбора сумских трейсеров — вход на стадион „Юбилейный“. Ребята, которые к нам присоединяются, обычно узнают о нашем неформальном клубе, увидев видеоролик в локальной сети или передачу о паркуре по телевизору, или когда просто узнают о том, что в Сумах есть люди, занимающиеся таким экстремальным времяпрепровождением. Мы с удовольствием обучаем новичков», — поделился информацией Павел Дейнека. Он рассказал, что желательно приходить в паркур физически подготовленным, и добавил, что «безбашенности» здесь недостаточно — скорее, нужна осторожность и умение продумывать свои действия наперёд.

Тренировки

«Специальная подготовка, конечно же, необходима — тренировать силу рук и гибкость для вылазок, подтягивания. Перед тренировкой обязательно нужно сделать разминку», — делится опытом Александр Лемешевский. Встречи трейсеров происходят около стадиона «Юбилейный» в основном по вечерам — после учёбы и работы.
«Мы совместно тренируемся, отрабатываем некоторые движения, снимаем видео с нашими трюками, обсуждаем кое-какие идеи, и просто общаемся», — рассказывает Павел Дейнека.

Несмотря на то, что сумское паркур-движение ещё очень молодое, местных трейсеров уже приглашают на всеукраинские съезды — как таковых соревнований здесь нет. К сожалению, до недавнего времени сумские трейсеры не выезжали на подобные собрания. Приглашают в Киев и Харьков. Павел рассказал, что первая подобная поездка уже не за горами.

Трюки бывают разные

«Трюков в паркуре немного. Большая часть из них рождается по мере накопления опыта. Акробатика здесь используется, но редко — в основном для съёмок видео и фотографий», — рассказывает Александр Лемешевский.

“Манки” — классический приём — толчок руками о парапет и прыжок, «Кинг-конг» — тот же прыжок, но с выбрасыванием ног впереди себя.

«Трюки мы в основном подсматриваем в зарубежных видеороликах. Всё же главное не трюки, а умение проходить трассы и участки. При этом соблюдается принцип свободы движения — передвигайся так, как тебе удобно, и так, как ты умеешь это делать. Сделать это красиво могут только опытные трейсеры», — считает Павел.

Травмы

Без травм в паркуре не обойтись. Самые распространённые — повреждения пяток. «Занимаясь, набираешь опыт и в то же время получаешь всё больше различных травм. Я вот зимой получил травму обеих пяток — делал сальто и неудачно приземлился, не ходил неделю, — жалуется Павел. — Но если заниматься этим осторожно, уметь продумывать каждое движение и каждый трюк, неприятностей вполне можно избежать. Главное — всегда знать, на что ты способен и для чего у тебя ещё нет опыта или не хватает физической кондиции».

Паркур и жизнь

«Я иду на работу мимо областной больницы. Для того чтобы дойти быстрее, нужно преодолеть забор. От него и рядом стоящего дерева можно оттолкнуться. Применяя эти 2 точки опоры можно быстро преодолеть забор, выполнив красивое сальто. Случайные прохожие не верят своим глазам, сомневаясь, что обычный человек способен на такое»,- делится впечатлениями Павел.

«У меня тоже были ситуации, когда надо было быстро преодолевать препятствия, — рассказал Александр Лемешевский. — Паркур помогает сохранить физическую форму. Это намного интереснее, чем просто бег или езда на велосипеде.

Нельзя сравнить удовольствие от километровой пробежки с кайфом от того, что ты наконец-то смог выполнить красивый трюк или блестяще преодолел опасную трассу».

Ребята рассказывают, что родные относятся к их занятиям с одобрением. Особенно меняется их мнение в лучшую сторону, когда они просматривают фотографии и видео, где запечатлены результаты трейсеровских трудов. «Девушкам наши занятия тоже по душе — это красиво и, несмотря на видимый высокий травматизм, полезно для здоровья. Пока в Сумах нет девушек-трейсеров, в отличие от других городов Украины, — рассказал Павел Дейнека. — Надеюсь, что скоро среди нас появятся и смелые представительницы слабого пола».