Париж стоит мессы
Бедная Юля. Премьерство, Уши И Плохое Зрение / Президент Ющенко. Безнадежная Надежда / В. В. Путин. Как Стать Царем. Практическое Пособие / Минаев И Отставка. Если Не Сейчас, То Никогда /
Выборы закончились. ЦИК осталось лишь соблюсти формальности и объявить официальные результаты. Ориентировочно это произойдет не позднее 15 октября. Судя по всему, никаких неожиданностей не предвидится, все останутся при своих, и у большинства населения Украины есть повод сказать, что да, справедливость есть.
И речь здесь не столько об известном слогане БЮТ, сколько о результате СПУ. Настаиваем еще раз, что это событие — ключевое. Непоследовательность и конъюнктурность СПУ, чтобы не сказать чего хуже, получили свою оценку. При этом заметим, что политические силы, которые проводят свою линию последовательно, — ПРУ и БЮТ, — получили от людей наивысшие баллы. Ситуативно это верно и с КПУ, и блоком Литвина, а вот неопределенность НУНС сыграла с блоком злую шутку. Но речь здесь идет не столько о результатах недавних схваток, сколько о результатах за последние несколько лет. Впрочем, проценты и цифры сегодня по большому счету интересуют только аналитиков, вопрос №1 — какую коалицию, какое большинство сформируют народные избранники не позднее 15 ноября. Ведь большинство = правительство = премьер-министр = экономическая и социальная политика и еще многое-многое другое. В общем, это реальная власть со всеми вытекающими и втекающими.
Еще две недели тому многим казалось, что в случае общей победы БЮТ и НСНУ коалицию создадут две эти политические силы, а премьером станет Тимошенко. Победа, пусть и с небольшим преимуществом, добыта, но вопросов появилось больше, чем ответов. По крайней мере, никто демократическую коалицию создавать не спешит, а из Киева приходят сведения о том, что группа Балога-Ехануров-Плющ вовсю трамбует Луценко и Кириленко на создание коалиции с ПРУ. Премьером, если такое произойдет, наверняка станет Яценюк. Нетрудно себе представить реакцию на это Юлии Тимошенко и всей пропомаранчевой общественности. Леонид Кравчук в одной из российских телепрограмм так прокомментировал этот вариант: «Это будет значить, что Тимошенко станет президентом Украины в 2009 г. в первом туре!» То есть наберет более 50% голосов. Имеет место быть такой прогноз, даже опираясь на нынешние результаты: 31% БЮТ + 10% (минимум) электората НСНУ = уже 41%.
Остальное подберут, активно работая в оппозиции, — Тимошенко это умеет. То есть в первом или не в первом туре, а шансы у ЮВТ стать президентом будут чрезвычайно высокие.
Ну а если все-таки будет коалиция демократических сил? Тогда ВР-2007 может и не состояться. Фракция ПРУ просто не зарегистрируется, и тогда, согласно законодательству (в ВР нет кворума, т.е. 300 депутатов), придется проводить новые выборы. Они могут, и не сомневайтесь, поставить президента в дурацкое положение — самое то для Януковича. Но опять же, закон говорит о том, что новые парламентские выборы могут состояться не ранее, чем через год. И все это время Кабмин будет работать в этом же составе, и, что будет происходить в стране и на кого ляжет ответственность, представить нетрудно. Ввести президентское правление посредством СНБО будет крайне проблематично, да и последствия могут быть весьма плачевными. Так что, несмотря на победу, хочешь или не хочешь, а с ПРУ необходимо договариваться. Одним из лучших вариантов может стать демократическое большинство (БЮТ, НУНС, Блок Литвина, он же — спикер) и коалиционное правительство (премьер — Тимошенко), где 3–4 портфеля получат представители ПРУ (из группы Ахметов-Колесников). Однако, судя по всему, они претендуют на большее, да и Тимошенко вряд ли на это согласится.
При таком варианте мы наверняка сможем наблюдать и процесс раскола двух сильных партий: НУНС и ПРУ. У регионалов с потерей места премьера и министерских портфелей вряд ли смирится группа Азарова-Януковича-Клюева, а в НУНСе взбунтуются Луценко и Кириленко с частью депутатов. Однако это всего лишь предположения, все ведь будет зависеть от дополнительных бонусов. Возможно, блеск золотых динаров успокоит всех. И только Юлия Владимировна и Петр Симоненко останутся на оппозиционном политическом Олимпе метать громы и молнии. Вплоть до 2009 г.
Один из ключевых вопросов для Ющенко (как и для государства в целом) — вопрос референдума по Конституции. Каким должно быть правление: парламентским или президентским? Кто будет в песочнице главным? Посмотрите, как ловко выкручивается Путин. Отбыв два президентских срока и понимая, что изменение Конституции РФ в разделе увеличения количества сроков пребывания на посту президента будет крайне негативно воспринято мировой общественностью, ВВП решил стать первым номером в списке «Единой России», то есть без пяти минут премьером.
Планируется, что на декабрьских выборах в Думу «единороссы» с Путиным во главе возьмут не менее двух третей голосов. Предвыборные «подвиги» Ющенко — ерунда в сравнении с тем, что делает Путин. Это же надо, будучи президентом, стать и кандидатом в депутаты! Однако закон же не запрещает… Далее все просто. Дума превращает РФ из президентской республики в парламентскую, Путин становится премьер-министром, и кого выбрали в марте президентом — уже неважно. А премьер-министром можно быть сколько угодно, хоть до самой смерти. Закон, опять же, не возражает. То есть последовательно уничтожая парламентаризм в России, Кремль подготовил плацдарм для пожизненного правления ВВП. Так что в марте Россия официально коронует своего нового царя. И ничто им это сделать не помешает.
То, что Украине нужна новая Конституция, причем принятая на всенародном референдуме, кажется, ясно всем. Вопрос в том, как не уподобиться РФ, то есть принять Основной закон, который бы регулировал и определял жизнь государства на долгие годы не под кого-то конкретно, не под чьи-то интересы. Реально ли это?
Очевидно, что у Ющенко есть свои соображения по данному поводу и Виктор Андреевич уже давно для себя определил, какой пост в государстве должен быть самым главным. Проблема в том, как вернуть туда полномочия и как на нем удержаться. Сейчас, пожалуй, многое, если не все, при создании коалиции в парламенте подчинено будущим ответам на эти вопросы. И здесь без голосов ПРУ не обойтись. Так что не исключено, что в скором времени Виктор Ющенко, как когда-то Генрих IV, скажет нам: «Париж стоит мессы!» — и объявит о создании коалиции на базе ПРУ, тем самым предполагая, что делает еще один шаг ко второму президентскому сроку. Однако Генриху IV было в чем-то проще, а в чем-то — сложнее. Проще в том, что, меняя свой протестантизм на католичество, он гарантированно становился королем всей Франции. У Ющенко такой гарантии нет. А сложнее в том, что он менял все-таки вероисповедание, а не политическую окраску, то есть априори совершал шаг, более глубокий по своему внутреннему содержанию. Здесь даже и сравнивать не стоит.
С 10 октября оживает городская политическая жизнь. В эту среду депутаты и мэр встретятся в сессионном зале после долгого перерыва. Неоспоримый факт заключается в том, что взаимопонимания между достаточно большой группой депутатов и исполнительной властью нет, поэтому темы то отставки исполкома, то отставки мэра, муссируются в кулуарах постоянно. Сейчас для БЮТ и НУНС очень благоприятное время, фон и результаты выборов в ВР способствуют любым их действиям. Поэтому если не сейчас, то никогда. Но даже в такой чудесной ситуации отставка исполнительной власти требует ювелирной политической работы и точности. Есть ли у БЮТ и НУНС такие хирурги и анестезиологи? При том, что пациент (читай — Минаев) не согласен на операцию и готов разве что на дневной стационар?
Будьте бдительны, до новых увлекательных встреч. Жизнь прекрасна!