Отсрочка проклятия
Из Спасо-Преображенского собора похищена икона-покровительница г. Сумы
В ночь с 23 на 24 марта в Спасо-Преображенском кафедральном соборе украли Чудотворную икону Божией Матери Корсунской. Утром 24 марта в 08:20 в дежурную часть милиции позвонил староста собора и сообщил о краже.
Это известие всколыхнуло весь областной центр — Спасо-Преображенский кафедральный собор стал местом скорби всех православных христиан Сумщины. На место происшествия выехали следственно-оперативная группа, руководство милиции и области. Из неофициальных источников стало известно, что на поиски иконы правоохранительные органы бросили десятки своих специалистов.
По информации помощника начальника Сумского городского отдела УМВД Украины в Сумской области Владимира КУЗЬМЕНКО, по факту кражи милиция возбудила уголовное дело по ст. 185 Уголовного кодекса Украины.
Кроме того что икона является покровительницей нашего города, она имеет и историческую ценность. Епископ Сумской и Ахтырский ЕВЛОГИЙ заявил, что если вор не возвратит икону, то он в воскресенье 29 марта предаст анафеме не только его, но и весь его род, а также тех, кто знает, где хранится икона, и скрывает это. А все священники дали клятву, что они не причастны к воровству святыни.
Цена совести
Сколько стоит икона — неизвестно. Кроме самой Чудотворной иконы вор похитил и золотые изделия, подаренные ей исцелёнными людьми в знак благодарности. Людская молва утверждает, что золотых колец и цепочек на иконе было около двух килограммов, а оклад иконы можно продать на чёрном рынке за 500 тыс. грн. По словам епископа Сумского и Ахтырского Евлогия, для верующих людей эта икона бесценна. Если кафедральный собор, по его мнению, это душа православной Сумщины, то икона — её сердце. «Сердце народное билось в соборе, пока чья-то кощунственная рука нечестивого злого человека не исторгнула это сердце православное. И его нет на том месте, где оно должно было бы биться. Я вижу, как скорбит народ, как плачут люди об этой иконе. Нам важно не золото, что было на иконе, а сам дивный образ», — сказал он.
Владыка Евлогий считает, что вор каким-то непостижимым образом мог спрятаться в храме: «Храм очень большой. В нём предостаточно места. Мы стараемся каждый вечер всё проверять, но в каком-то месте, видимо, можно было запрятаться или завернуться в ковёр. Мы предполагаем, что преступник мог остаться на ночь, после вечерней службы. Собор на ночь опечатывается. Утром, когда стали заходить люди, он, скорее всего, потихоньку вышел с этой иконой, тем более что она по размеру небольшая».
Не церковный метод
По словам главы пресс-службы епархии УПЦ МП протоиерея Максима ДЕНИСЕНКО, никто из священников не предполагал, что кто-то осмелится на подобное святотатство: «В собор часто привозили другие чудотворные и мироточивые иконы. Собор был открыт ночами. Преступнику, скорее всего, нужна была именно эта икона. Кроме неё больше ничего взято не было, а ведь в соборе есть другие старинные и красивые иконы».
Отец Максим не склонен проводить параллель между воровством иконы и недавним конфликтом в Сумской епархии. «Надеемся, что те люди, между которыми было противостояние, не пошли на то, чтобы совершить этот страшный грех», — сказал он.
Если другие сумские храмы периодически обворовывались пьяницами и наркоманами, то в Спасо-Преображенском соборе до этого случая краж не было. Охраняется собор силами епархии, есть сигнализация. Сама икона под сигнализацией не находилась. Двери в соборе надёжные — их так просто не открыть. Двери, ведущие в алтарь, хорошо видны из окон охраняемого епархиального управления. «Зайти в собор ночью незамеченным практически невозможно», — считает отец Максим.
Он сообщил, что следов взлома замечено не было и окна все целы. Как правило, прежде чем закрыть собор на ночь, его осматривал пономарь.
Вечером 23 марта пономарь и сторож обошли его и приложились к иконе, которую они видели своими глазами. Утром её на привычном месте не оказалось. Вор забрал чудотворную икону, но не тронул список с неё, который хранился за ней. Криминалистическая лаборатория работала в соборе в течение нескольких часов. Утренняя служба ни на минуту не прерывалась. Верующие с пониманием отнеслись к работе правоохранительных органов внутри храма. Один из священников вышел на улицу и начал расспрашивал прихожан, не видели ли они икону утром, сразу после открытия храма. В ответ пожилая женщина заявила, что в начале восьмого прикладывалась к ней — икона была на месте, как и золотые украшения. Но говорила она это не совсем уверенно, поэтому её слова поставили под сомнение. К тому же икону не так просто «открутить». Несведущему человеку на это потребовалось бы примерно полчаса.
Один из прихожан предложил священнику для расследования кражи пригласить участников телевизионного шоу «Битва экстрасенсов». Он уверял его, что те быстро укажут направление — где следует искать вора. «Мы скинемся и заплатим им за эту работу. Они приедут и укажут на него пальцем. А то, что сейчас приехали с собаками, — это чушь полная», — сказал прилично одетый молодой человек с барсеткой в руках. На что священник заметил, что обращаться к экстрасенсам — это не церковный метод.
Церковный метод
В воскресенье 29 марта епископ Сумской и Ахтырский Евлогий не предал анафеме человека, укравшего из Спасо-Преображенского кафедрального собора чудотворную икону. После Божественной литургии, выступая перед прихожанами, он заявил, что откладывает наложение проклятия ровно на неделю — до следующего воскресенья, т.е. до 5 апреля. По словам епископа, он решил дать преступнику время одуматься и возвратить святыню. Если тот этого не сделает, то он его проклянёт. А анафему может снять только тот человек, который её наложил.
Духовное сокровище
Полное название иконы — Чудотворная Корсунская (Шпилёвская) икона Божией Матери, именуемая Прозренной. Её размеры — 40 на 50 см. Написана на листовом белом железе — список с иконы Богоматери, принесённой князем Владимиром из Корсуни в Киев после его крещения. В XVIII в. икона была собственностью крестьянского семейства в с. Романовка Сумского уезда. Именовать икону Прозренной стали после случая, произошедшего со слепой девочкой. Она протирала икону и искренне пожелала увидеть её — в одно мгновение девочка прозрела.
Специально для иконы в с. Шпилёвка была построена церковь — Покровская. По просьбе сумчан царь дал распоряжение с 9 октября на время переносить икону в Сумской Преображенский собор. Возвращали её в Шпилёвку на третий день Пасхи.
После революции 1917 г. икону поместили в художественно-краеведческий музей. В 30-х годах в нём произошёл пожар, но икона чудесным образом не пострадала.
Сотрудники музея были потрясены. Они решили возвратить икону в церковь. Но к этому времени храм в Шпилёвке уже был разрушен — икону передали Преображенскому собору. С того времени икона стала покровительницей Сум. Кроме иконы в Спасо-Преображенский собор чудесным образом попал и колокол, ранее принадлежащий Покровской церкви с. Шпилёвка. Сейчас он — часовой колокол кафедрального собора.