Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Навеки неприкосновенные

70

Благие инициативы президента, премьера и лидеров оппозиции пахнут откровенной предвыборной агитацией

Антон Подлуцкий

Юлия ТИМОШЕНКО, Виктор ЯНУКОВИЧ и главный юрист президента Игорь ПУКШИН, разродившиеся в «Зеркале недели» статьями на тему конституционной реформы и депутатской неприкосновенности, дали лишний повод задуматься о том, что изменений Конституции в обозримом будущем не произойдет.

Отмена депутатской неприкосновенности иллюзорна по двум, как минимум, причинам. Главное — те же лица в парламенте, что и все предыдущие почти 16 лет. Они построили свое благосостояние не в последнюю очередь именно на своей неприкосновенности, кастовости. И резать собственными руками курицу, несущую золотые яйца, безусловно, не станут. Это возможно лишь в случае массового захода в законодательное собрание новых, молодых и неглупых людей, которых туда не пустят, — отмена одномандатных округов и закрытые партийные списки тому надежнейший залог. Открытые списки партий и блоков, когда мы с вами видим, за кого конкретно голосуем, — отдельная и тоже практически на текущем этапе невыполнимая задача.

Вторая причина, препятствующая отмене или сужению депутатской неприкосновенности, — норма, заложенная в Конституции и гарантирующая нардепам практически полный иммунитет. Чтобы ее изменить, требуется 300 голосов, то есть — широкая коалиция в составе Партии регионов и эфемерного мегаблока «Нашей Украины», «Народной самообороны» и всех присоединившихся. Но Вячеслав КИРИЛЕНКО и Юрий ЛУЦЕНКО уже озвучили в своем меморандуме: никаких объединений с регионалами, социалистами и коммунистами! Конечно, ради такого благого дела, как отмена собственной безнаказанности, можно и постараться, солидарно нажав на кнопки «за». Но… Этого не будет (см. первую причину).

Конечно, на кнопочки нажмут бютовцы, да и то когда станет ясно: они в убедительном меньшинстве. Нажмут так, для пущей саморекламы и будущих избирательных бонусов. А попытки альянса НУ (или как там они назовутся) и ПР вызовет дикое сопротивление последователей Юлии Владимировны и кризис, аналогичный разборкам в рядах оранжевых образца весна-лето 2006 года. Как помним, тогда все закончилось подписанием Универсала национального единства и воцарением Януковича-Мороза.

Скупка 300 голосов парламентариев требует астрономических сумм. Но и проведение всенародного референдума обойдется бюджету приблизительно в $50 млн.

Реформа судебной ветви власти — куда более актуальный вопрос, чем даже отмена депутатской неприкосновенности, но настолько же иллюзорный. Для решения этого вопроса требуется не только консолидация парламента, Кабмина и президента, но и непротивление судебных органов. При конфликте Совета судей Украины, настаивающего на своем праве назначать коллег на административные должности, и Высшего совета юстиции, желающего того же, усадить за стол переговоров судей и юристов будет крайне проблематично. Тем более что уже этой осенью Высший совет юстиции может возглавить Виктор МЕДВЕДЧУК, бывший глава Администрации президента КУЧМЫ, прославившийся подавлением акции «Украина без Кучмы» и фальсификациями на президентских выборах 2004 года.

Сокращение количества депутатов и двухпалатный парламент. Тем, кто помнит апрельский референдум Леонида Кучмы, тема двухпалатного парламента (бикамерализма) покажется до боли знакомой. И почти не ошибутся — с одним лишь отличием. Леонид Данилович желал самостоятельно назначать сенаторов, а Виктор Андреевич пока что к этому не стремится. Но и эти инициативы требуют внесения изменений в Конституцию, которая регламентирует однопалатную Раду в количестве 450 народных избранников. Требуются все те же 300 голосов.

Или референдум, на котором мы, народ, сами решим, какой парламент и какие депутаты нам нужны.