Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Наш Малевич

4,910

Автор «Черного квадрата» написал и продал первую картину на Сумщине

Евгения Суярко

Французский исследователь Жан Клод МАРКАДЕ удивил российских искусствоведов, сказав: «В 1896 г. самодеятельный украинский художник Малевич приехал в Россию. Он станет еще русским художником, но до этого он жил в украинских селах…»
Детские и юношеские годы Малевича прошли на Сумщине, здесь он впервые взял в руки кисть.

Справка

Казимир Малевич (1878–1935) — художник-авангардист, один из основателей супрематизма — направления авангардного искусства первой трети XX в.

Впервые он применил этот термин к большой группе своих картин с изображением геометрических абстракций, включая знаменитый «Черный квадрат» на белом фоне, «Черный крест» и др., выставленных на петроградской футуристической выставке «0.10» в 1915 г.

Деревенское искусство

Будущий мастер родился в Киеве в семье обедневших дворян польского происхождения. Отец, Северин Антонович, работал на сахарных заводах. Мать, Людвига Александровна, воспитывала восьмерых детей. Она прекрасно вышивала и вязала. Будущий художник тоже искусно владел иголкой и вязальными спицами. В своих записях он лишь изредка вспоминает о матери и отце.

В 1890 г. отец перевелся на завод, расположенный в с. Пархомовка около Белополья. Здесь Казимир окончил пятиклассное сельскохозяйственное училище. «Деревня занималась искусством (такого слова я не знал тогда). Я с большим волнением смотрел, как делают крестьяне росписи, и помогал им вымазывать глиной полы хаты и делать узоры на печке. Вся жизнь крестьян меня увлекала сильно. Вот на этом фоне во мне развивались чувства к искусству, к художеству», — пишет Малевич в автобиографии.

Отец брал Казимира на ярмарки в Киев, где шла бойкая торговля и заключались новые контракты. Но будущего художника это не интересовало. Пока отец занимался своими вопросами, мальчик бегал по магазинам, где подолгу простаивал перед картинами. Отцу не нравилось увлечение сына, он не поддерживал его рвение стать художником. Мать сочувствовала Казимиру, но сделать что-то против воли отца не могла.

Когда мальчику исполнилось 12 лет, семья переехала в Белополье. Здесь он нашел себе товарища, который тоже горел желанием научиться рисовать. Его имя Малевич не упоминает в автобиографии, но пишет, что паренек рисовал лучше и научил его самостоятельно изготавливать краски и кисточки из природных материалов.

В Белополье расписывали церковь три профессиональных художника, которые в свободное время они писали этюды с натуры. Увидев работу настоящих мастеров, Казимир с другом решили бежать в Петербург «за художественным образованием».

Конотопский период

Но замыслам не дано было сбыться: «Отец выехал с нами на сахарный завод Волчик Черниговской губернии в 20 верстах от г. Конотопа. В этом заводе знакомятся с моими работами инженеры, советуют отцу послать меня в художественную школу, хвалят мои работы. Я тогда копировал картины из журнала „Нива„. Я пристаю к отцу, он пишет прошение в Московское художественное училище (как сказали инженеры). Но вместо посылки по почте он опустил это прошение в свой стол и через три месяца объявил мне, что в училище мест нет». Это очень травмировало Казимира. Чтобы как-то исправить ситуацию, мать едет с сыном в Киев и покупает ему настоящие кисти и набор масляных красок.

Тело Малевича было кремировано в супрематическом гробу, на могиле установлен кубический бетонный монумент с изображением черного квадрата

В Конотоп тогда наведывались литераторы, живописцы, композиторы. Работала иконописная мастерская Василия ЛЫСЕНКО и кружок живописи Александра ГОФМАНА. Историк и художник Владимир БОРОШНЕВ, возглавлявший местную организацию Союза краеведов Украины, рассказывает, что Малевич с большой теплотой вспоминал о Конотопе — чудесном городе, в котором начал рисовать, о доме в саду, где жил, и о центральной улице — Невском проспекте, где на настилах для пешеходов вылеживались свиньи с поросятами.

«Тюбики, палитра, кисти, зонтики, стул складной с самого Белополья не давали мне покоя. Мне было 16 лет, я уже рисовал, как мне казалось, все — и коров, и лошадей, и людей, как рисовали художники в журналах», — вспоминает он в автобиографии. Копирование постепенно переросло в работу с натуры. Но первые самостоятельные живописные опыты не приносили начинающему художнику удовлетворения.

Признание таланта

Первый успех Казимира связан с «Лунной ночью» — пейзажем с рекою и причаленным челном. «На всех моих товарищей картина произвела большое впечатление. Один из них обладал коммерческой жилкой и предложил мне выставить это произведение в писчебумажном магазине на Невском, но я был против и скромничал страшно. Но однажды товарищ забрал без моего ведома „Лунную ночь„. Хозяин был поражен картиной. Он с удовольствием, как мне передал товарищ, взял ее и сейчас же выставил в окне магазина. Я тоже ходил смотреть на первую свою выставку, но боялся, чтобы не узнали в моем лице автора. Чиновники останавливались, смотрели. Картина недолго простояла, ее купили за пять рублей», — вспоминал Малевич. Позже по просьбе хозяина магазина он написал вдвое большую картину — рощу с аистами, ее тоже купили.

В записях Казимира Малевича имена конотопских друзей не фигурируют, кроме одного — Николая РОСЛАВЦА, ставшего известным скрипачом и композитором. Малевичу «равен по деятельности был Николай Рославец, который играл на скрипке и рисовал лучше меня, то есть тушевал…» Дружба длилась до конца жизни художника. Кстати, первую скрипку Николаю Рославцу купила мать Малевича, за что он был ей безмерно благодарен.

Учиться!

В Конотопе Казимир с отцом работали на железной дороге. В 1896 г. главу семейства перевели в Курск на должность заведующего отделом личного состава Московско-Киево-Варонежской железной дороги. Там Малевич познакомился с местными художниками, среди которых были выпускники Петербургской Академии художеств. Казимир, увидев уровень живописного умения товарищей, сжег все свои ранние картины. Работая на пленэре с более сильными товарищами, Малевич быстро стал равным среди равных. Участвовал в первых выставках, которые они организовывали в Курске.

В 1902 г. умер отец. Семья осталась без кормильца, все тяготы жизни легли на плечи Людвиги Александровны. Она очень много сделала для того, чтобы дети получили достойное образование. Казимир принимает решение ехать в Москву и получить, наконец, художественное образование.