Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Модный образ

503

Лариса Онуфриенко: «Модельер — элитная профессия, совершенно не востребованная в Сумах»

Эльвира Мамонтова

Профессия модельера для нашего города уникальна. И не потому, что мало ателье по пошиву одежды — их достаточно. Однако шить по однажды расчерченным лекалам, создавать модные образы и устраивать показы — совершенно разные занятия.

В Сумах этим занимается только один человек — Лариса ОНУФРИЕНКО. Бренд «Лора О» хорошо знаком сумчанам, которые предпочитают одеваться нестандартно. Последний показ моделей, состоявшийся в конце мая, в котором участвовали не профессиональные модели, а клиенты Ларисы Федоровны, показал, что профессия модельера по-прежнему востребована.

Сама Лариса Онуфриенко успевает не только творить, но и заниматься более приземлеными — финансовыми делами собственной фирмы.

Биография

Лариса Онуфриенко родилась в Сумах в 1961 г.
В 1985 г. окончила факультет «художественное моделирование» Львовского института декоративно-прикладного искусства. По распределению должна была ехать в Харьков или Киев, однако семейные обстоятельства вынудили вернуться в Сумы. Преподавала несколько лет рисование сначала в СШ №8, затем — в СШ№19.

В конце 80-х в МЦ «Диалог» был организован театр моды, в котором авторские модели для показов создавала Лариса Онуфриенко.
В 1987 г. вместе с мужем занялась семейным бизнесом — открыла собственное ателье по пошиву женской одежды.
Сейчас семейный бизнес включает сеть ресторанов и летних площадок, фитнесс-клуб и ателье. Лариса Онуфриненко занимает должность коммерческого директора собственной фирмы и по-прежнему занимается моделированием.

[q]r: Должно быть, сложно совмещать творчество и бизнес? [/q]
Л.О.: Наш семейный бизнес существует уже давно, он хорошо структурирован, и я осуществляю только руководство. Каждое утро два часа посвящаю финансовым вопросам, а уже часов с 11 занимаюсь своим «хобби».

[q]r: Какой Вы руководитель? [/q]
Л.О.: Думаю, достаточно строгий и к тому же эмоциональный. Я предпочитаю работать с людьми, которых хорошо знаю. Тем, кто себя хорошо зарекомендовал, даю возможность карьерного роста на предприятии. У нас есть люди, работающие по 17 лет, которые начали с самого низшего звена, а сейчас являются управляющими.

[q]r: То есть текучка кадров Вам не знакома? [/q]
Л.О.: Почему же, знакома. Все-таки основной вид деятельности предприятия — обслуживание. В нашей стране сервис вообще очень слабо развит, и потому очень сложно научить людей тому, как это должно быть. Люди у нас часто не понимают, что такое хорошее обслуживание, что такое клиент, считают, что к ним придираются, заставляют делать то, что никому не нужно. И так не только в Сумах. В ресторане, чтобы получить приличный результат, официант должен проработать не менее года. Люди с высшим образованием не хотят начинать с самой низкой ступеньки, поэтому я предпочитаю брать студентов, которым нужен заработок. Обычно уходят только те, кто не выполнял требований, или же по каким-то личным причинам. Многих мы «уходим» сами, потому что по истечении определенного времени становится понятно, что человек с работой не справляется. К портным тоже предъявляются высокие требования по качеству работы. В основном, весь персонал мы готовим сами.

“Мне повезло, потому что моя профессия — это одновременно и хобби”, — говорит Лариса Онуфриенко

[q]r: Есть ли среди Ваших работников люди, которым Вы можете абсолютно доверять? [/q]
Л.О.: Боюсь об этом говорить, потому что были случаи… Наверное, на все 100% нельзя доверять даже себе. Бизнес не строится только на доверии. Есть определенный регламент, который должен соблюдаться. Бизнес — это прежде всего интуиция.

[q]r: Вашей интуиции хватает на то, чтобы двигать бизнес в нужном направлении? [/q]
Л.О.: Конечно, нет! Настоящий бизнесмен в нашей семье муж, я же выполняю только техническую часть работы. Муж подходит к планированию бизнеса глобально, а мелочи оставляет мне.

[q]r: Есть ли в Вашей жизни моменты, о которых Вы жалеете? [/q]
Л.О.: Я подхожу к этим вопросам по-философски. Считаю, что ни о чем жалеть нельзя. Если что-то случилось, значит, так было нужно. Нельзя тащить за собой по жизни груз негативных эмоций. Нужно жить сегодняшним днем и получать удовольствие от каждой минуты.

[q]r: Что является предметом Вашей гордости? [/q]
Л.О.: Мне всегда бывает недостаточно того, что я делаю, мне нужно постоянно поднимать собственную планку. Я не могу стоять на одном месте, все время хочется делать что-то новое, учиться, познавать, двигаться дальше. Я никогда не испытываю гордости за что-то уже сделанное.

[q]r: Насколько в Сумах востребована профессия модельера? [/q]
Л.О.: Модельерам здесь делать нечего. Это элитная профессия совершенно не для Сум. Сейчас профессия модельера сама по себе уже не так важна. Модельер должен быть еще и стилистом. В крупных городах появилась новая, достаточно высокооплачиваемая профессия — стилисты-шопперы, которые помогают подобрать гардероб. Они, как правило, одевают известных людей, подбирают им имидж. К сожалению, в нашем городе нет стилистов, мы еще не достигли такого уровня. Наши люди не умеют прислушиваться к советам специалистов, считая, что сами разбираются и в моде, и в том, как именно им нужно одеваться. Потому на улице хорошо одетых людей можно пересчитать по пальцам.

Недавний показ меня буквально заставили сделать мои клиенты. Я поняла, что им это нужно, и потому согласилась. Качуру было интересно на нем присутствовать, потому что он сам из Львова, знаком с ректором того института, в котором я училась, знаком со многими художниками. Ему это интересно, и поэтому он тоже просил меня пригласить его на такой показ.

[q]r: А сам не стал клиентом? [/q]
Л.О.: Еще не успел, ведь он очень занятой человек.

“Чувству стиля научить невозможно, оно должно быть заложено в человеке генетически”, — уверена Лариса Онуфриенко

[q]r: Существуют ли для Вас авторитеты в мировой индустрии моды? [/q]
Л.О.: Мне интересны работы Иси Мияки, Prada, Джонни Гальяно. Все, что они делают, интересно и необычно. Творчество интересно в любом его проявлении. Моду нельзя рассматривать с бытовой точки зрения, с позиции «нравится — не нравится». Это явление, которое имеет право быть разным.

[q]r: Как Вы можете оценить уровень украинских модельеров? [/q]
Л.О.: Наши не дотягивают до мирового уровня. Хорошо, что они есть, что устраивают показы, но им еще учиться и учиться. Для меня все их коллекции на одно лицо, как близнецы-братья. Нет ярких индивидуальностей — есть только удачный пиар.

[q]r: Существует ли в Украине модная индустрия? [/q]
Л.О.: Ее нет ни в Украине, ни на территории бывшего Союза.

[q]r: Но в России есть Зайцев и Юдашкин… [/q]
Л.О.: Да, есть пара имен, а индустрии нет. О Зайцеве говорят, что его идеи пахнут нафталином, Юдашкин поинтереснее. Понятие «модная индустрия» глобальное — это фабрики, производство, огромные средства, новые технологии. У нас же этого нет и, если мы будем развиваться прежними темпами, еще очень долго не будет. Наши технологии производства текстиля отстали от западных на несколько десятков лет. А вот Турция за полтора десятилетия, благодаря рынкам стран СНГ, достигла такого уровня, что вскоре туда переместится центр мировой моды.

[q]r: Что сейчас представляет собой мода? [/q]
Л.О.: Современная мода находится уже на самом высшем, третьем этапе своего развития. Первый этап — 60-е годы, когда в моде была только форма. Одинаковые прически «бабетта», платья-трапеции… И все выглядели одинаково, хотя такой стиль шел единицам. Для того чтобы считаться модным, достаточно было одеться «по форме».

70–80-е годы — второй этап, когда в моде был стиль в чистом виде: фольк, хиппи, диско, миллитари и т.п. Смешивать стили считалось дурным тоном. Войну со всеми модными условностями начали хиппи. Сейчас мода достигла своего пика. В моде не стиль, а образ. Существует более ста разных стилей, и сейчас их модно смешивать. Но этот микс должен быть очень грамотно составлен и соответствовать внутреннему состоянию человека, его социальному статусу и профессии. И когда все правильно подобрано, человек выглядит стильно.

[q]r: Помните, несколько лет назад среди сумчанок был очень популярен сиреневый цвет? Выходишь на улицу, а там — все сплошь в сиреневом… [/q]
Л.О.: Просто этот цвет в тот момент был неожиданным и потому привлекал внимание. Это было необычно, ярко, и потому все начали так одеваться. Когда какую-то вещь начинают одевать массово, она сразу же перестает быть модной.

[q]r: Кто формирует моду? [/q]
Л.О.: Глянец! Журналы о моде, конечно, можно читать, но то, что пропагандируют глянцевые журналы, не нужно воспринимать как руководство к действию. Журналы мод, прежде всего, рекламируют определенные модные бренды.
В мире существуют четыре мультибрендовые корпорации, которые и диктуют модные тенденции. Идет навязывание через СМИ. Так возник стиль панк. После восхищенной статьи одной журналистки несколько никому не известных панков вдруг стали знаменитыми, а их манеру одеваться тут же назвали стилем, и явление приобрело массовость.

[q]r: Что значит быть стильным? [/q]
Л.О.: Стиль — это модный образ, состоящий из одежды, аксессуаров, обуви, прически, манеры поведения. Все это должно соответствовать внутреннему состоянию человека, его образу жизни, социальному статусу. Человек должен комфортно чувствовать себя в своем имидже, который подчеркивает его индивидуальность.

Изменения во внешности обязательно приводят и к внутренним изменениям. И на это все сразу же обращают внимание. Сейчас в моде даже не стиль, а модный имидж. Стиль может быть чистым. К примеру, ретро, милитари, афро, фольк. А сейчас в моде не стиль в чистом виде, а смешение разных стилей. Но оно обязательно должно быть гармоничным. Умение правильно смешивать элементы разных стилей, получая гармоничный, законченный образ, — это уже высший пилотаж в искусстве модно одеваться. В моде ярко выраженная индивидуальность, подчеркнутая каждой деталью гардероба.

[q]r: Как в таком случае отделить настоящую стильность от безвкусицы? [/q]
Л.О.: Нельзя говорить, что это стильно и модно, а это — нет. Здесь нельзя дать какие-то четкие рекомендации. Людей, умеющих составлять гардероб из вещей, которые им действительно идут, очень мало. Это единицы, которым чувство стиля дано от природы. Остальным же нужно прибегать к помощи специалистов, которые смогут помочь создать модный имидж. Цельный образ всегда привлекает внимание, его невозможно не заметить.

[q]r: У женщин существуют две проблемы: нечего надеть и шкаф не закрывается. Как с этим бороться? [/q]
Л.О.: Нужно продумывать свой гардероб, а не просто сломя голову нестись в магазин и скупать все модные новинки. О летнем гардеробе нужно задумываться уже в марте. Если ты не надеваешь вещь в течение девяти месяцев — значит, она тебе не нужна.

[q]r: Как Вы относитесь к передачам вроде «Снимите это немедленно», «Модный приговор» и т.п.? [/q]
Л.О.: Ужасные передачи! Стилисты предлагают одежду, которая совершенно не идет участникам передачи. Так можно одеть манекен в витрине магазина, а не живого человека. Но все равно эти передачи помогают учиться одеваться, даже на плохих примерах, пропагандируют моду, пусть на таком уровне. Просто нужно стремиться к тому, чтобы они были более профессиональными.

Пристрастия

Бабушка Ларисы Федоровны была профессиональной портнихой, которая на заказ шила свадебные платья. Ларисе доставались лоскутки красивых тканей, из которых она сама шила наряды, но не для кукол, как ее сверстницы, а для себя. Бабушка однажды посмотрела на внучкину работу и сказала: «Люди будуть». Мечта стать модельером осуществилась только с третьей попытки.
Благодаря своему умению великолепно шить на любую фигуру, Лариса не испытывала недостатка в клиентах даже в студенческие годы.

Лариса Онуфриенко предпочитает носить вещи собственного пошива. В магазинах покупает только спортивную одежду, обувь и джинсы, доверяя проверенным брендам. В изделиях любит сочетать разные фактуры тканей.

Среди клиентов — Алла ЯРОВАЯ, Седа АВЕТИКЯН, Наталья КАРМАЗИНА, Наталья ГАЛАНЕВА, Татьяна ЖЕЛЕЗНАЯ, Мария САФОНОВА, Елена ЕПИФАНОВА и др.
В доме Ларисы Онуфриенко редко бывают гости. Супруги считают, что дом — это закрытая территория, где нужно находиться только со своей семьей. А для общения с друзьями есть ресторан, природа.

Приват
Авто — Mitsubishi outlander large
Жилье — трёхкомнатная квартира на ул. Соборной
Любимая еда — рыба
Любимый напиток
— сок-фреш и кофе
Хобби — фотография
Знак зодиака — Рак
Любимый цвет — голубой
Любимая книга — «Мастер и Маргарита»
Любимая музыка — джаз
Любимый фильм — «Собачье сердце»