Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Метастазы базара

307

«Там должен быть тихий гармоничный центр, где звучит малиновый перезвон колоколов и стук каблучков, а не уродливые торговые палатки!»

Елена Панфилова

Начальник ГП «Служба «Укринвестэкспертизы» Николай ИЛЬЧЕНКО считает, что искусство архитектуры не должно опускаться до уровня землемера. Нам было интересно узнать у одного из самых опытных сумчих зодчих, что изменилось в работе ведомства и что намерены делать архитекторы, чтобы вернуть уважение к этой красивой профессии, какие функции выполняет теперь «Укринвестэкспертиза» и многие другие подробности из жизни городской архитектуры.

Николай Ильченко: В результате реорганизации «Укринвестэкспертиза» стала самостоятельным и независимым предприятием. Ранее заключения наших экспертов подписывал начальник ГАСКа. И в то же время он не нес персональной ответственности за уровень и качество экспертизы. Сейчас наша служба проводит комплексную государственную архитектурно-строительную экспертизу. Сюда входят заключения пожарной инспекции, санэпидстанции, управления экологии, охраны труда и инспекции по энергосбережению.

Мы обязаны выдать комплексное заключение в течение 45 дней. Если раньше застройщик должен был сам обойти все эти шесть инстанций, то теперь действует принцип единого окна. Порядок намного упростился, проектно-разрешительная документация стала дешевле, а цена — фиксированной (не более 10% стоимости проектных работ).

Биография. Карьера

Родился 2 октября 1935 г. на Полтавщине.


В 1951 г. поступил в Киевское училище прикладных искусств на лепное отделение. Затем стал студентом Киевского техникума гражданского строительства. Работал на целине в Акмоленской области (Казахстан), откуда был призван в армию. Прослужил четыре года на Балтийском флоте.

Приехал в Сумы в 1965 г. после окончания Киевского инженерно-строительного института. В 1965-1967 гг. работал в Сумском проектном институте.
В 1967-1990 гг. — главный архитектор города Сумы.

С 1992 по 1995 гг. возглавлял областное управление градостроительства и архитектуры. С 1996 г. работает в ГП «Сумская областная служба «Укринвестэкспертиза»« — сначала и.о. начальника управления Госархстройконтроля, а затем возглавил его.

Лауреат премии Совета министров СССР в 1989 г. за разработку и реализацию генерального плана г. Сумы.

[q]r: Как обстоит дело с незаконным строительством в городе? [/q]
Н.И.: Я обращался и в прокуратуру, и в мэрию с требованием пересмотреть все решения горисполкома и горсовета за последние два года, связанные со строительством. Сейчас отменены многие решения предыдущих созывов. Там масса нарушений. Все принималось субъективно, договаривались подковерно и полюбовно — кто-то что-то захотел, кто-то кому-то пообещал. Но хозяйственный суд препятствует отмене этих решений.

Меня пугает, что появилась структура, которая решает принципиальные вопросы по застройке в городе, беря на себя смелость влиять на качество застройки. Юристы хозяйственного суда вмешиваются в градостроительную политику Сум, принимая или отменяя решение, быть или не быть тому или иному архитектурному объекту в городе.

Вот возьмем строительство многоэтажек в районе оз. Чеха. Мне понравилось, как ваша газета принципиально и честно освещала эту проблему. Наши специалисты сразу дали заключение, что не должно там вестись строительство. И вдруг появляется решение хозяйственного суда, отменяющее отрицательное заключение экологической экспертизы. Якобы там можно строить жилой комплекс. Есть же комплексное заключение экспертизы о запрете там строительства, которое никто не отменял и никто не вправе отменить!

[q]r: В 1989 г. Вы получили премию Совета министров СССР за проект генерального плана развития города. Как реализуется этот план сегодня? [/q]
Н.И.: Это был уникальный случай, когда проект застройки целого города получил такую высокую оценку на государственном уровне. Материалы генерального плана были уникальные. Его разработкой занимались лучшие союзные проектные институты.

Никто — ни партийные органы, ни местная власть — не вмешивался в вопросы градостроительства. И тогда генеральный план был незыблемым законом для всех.

А потом началась чехарда, якобы в связи с тем, что наш генплан устарел. В 1990 г. на сессии горсовета принимается решение практически отменившее реализацию генплана. Считаю, что он никогда не может устареть. Например, план развития города 1786 г., разработанный еще при императрице Екатерине II, не устарел.

Если нарушить один аспект в генплане, то все повалится, как костяшки домино. Так и случилось в Сумах. Город беззащитен перед стихийным, незаконным строительством. Сейчас идет погоня за места — где можно что построить. Заметят свободный газончик — сразу пытаются втулить туда здание.

Сейчас продолжаются вопиющие нарушения генплана при застройке города. Мы планировали застройку ул. Заливной девятиэтажными домами, развернув их фасадами к р. Псел. На прибрежной территории планировалось размещение зеленой зоны отдыха, спортивные площадки и пр. Получаю документы из прокуратуры для экспертизы и узнаю, что там выдаются участки под застройку частных индивидуальных домов перед речкой, между девятиэтажными домами. Это нарушение многих статей законодательства и генерального плана.

[q]r: Какова роль в этом вопросе экс-главного архитектора Владимира БЫКОВА? [/q]
Н.И.: Владимиру Быкову непростительно многое, что он сделал в городе за время пребывания на посту главного архитектора. Но его заслуга, что на градостроительный совет стали приглашать общественность и прессу. А вот как Владимир Борисович говорит, выступая на одном из местных телеканалов: «потрясающие фронтоны и великолепные колонны», — не совсем уместно, ведь настоящий архитектор не может так выражаться.

[q]r: Что будет с частной застройкой по ул. Криничной? [/q]
Н.И.: Когда началась стройка частных домов на ул. Криничной, я сообщил тогдашнему главному архитектору города Владимиру Быкову, что возводить на этом месте частные дома нельзя. Он вообще отрицал сам факт строительства. Позже, когда уже прокуратура занялась этим делом, оказалось, что выданы все разрешения исподтишка — без экспертизы, без комплексного изучения этого вопроса, в нарушение генерального плана. Я с самого начала давал заключение, что дома размещены на нижнем уровне паводковой безопасности. Их могут подтопить грунтовые воды, и дамба их не спасет.

[q]r: Что бы Вы снесли в городе в первую очередь? [/q]
Н.И.: «Восточный экспресс» на пл. Привокзальной. Я не всегда мог присутствовать на градостроительном совете, и, как правило, в мое отсутствие там протаскивались сомнительные решения. Так получилось и с этим «паровозиком». Узнав, что на месте автостоянки начато строительство, вновь поднял этот вопрос на градостроительном совете. Мне ответили, что вопрос решен окончательно. А ведь в 1968 г., когда я был главным архитектором города, мы специально убрали с этого участка почтовое здание, чтобы обеспечить место под автостоянку и раскрыть площадь. И кто тогда мог подумать, что появятся архитекторы настолько низкой квалификации, чтобы позволить застройку автостоянки возле железнодорожного вокзала, вопреки всем красным линиям и здравому смыслу. Стилизация здания под паровоз — позавчерашний день. С торца оно выглядит как сарай — насколько чувствуется безответственность в принятии решений, циничность и непрофессионализм.

Вопрос чести местной власти — как можно скорее снести это уродливое сооружение. Причем за счет тех, кто давал разрешение на строительство. Сейчас же там нужно сделать вывеску, где указать имена главного архитектора, который дал разрешение на стройку, и авторов этого «архитектурного чуда». Город должен знать своих «героев».

[q]r: Нужен ли перенос вещевого рынка из центра? [/q]
Н.И.: В нашем генплане речка стала связующим архитектурным элементом. Появлялись новые неожиданные видовые точки. Ведь исторически именно существованию Псла, Сумки и Стрелки город обязан своим происхождением. Город перешел к нам как чистый лист ватмана, сформированный еще по генплану 1786 г., при соблюдении жесточайшей дисциплины градостроительства. В 1976 г. был утвержден план застройки. Была заложена перспективная программа на 20 лет строительства для развития города на европейском уровне.

Главной идеей планировки было создание эспланады с мостом через р. Псел параллельно ул. Харьковской. Эспланада была бы плавным переходом от исторической части города к современному центру. Она шла бы от областной библиотеки до места, где сейчас находится Заречный райисполком. Там мы планировали возведение большого делового центра с подземной стоянкой, общественные и жилые здания.

Мы не успели реализовать эту идею. Сейчас же, в условиях отсутствия инвестора, можно построить эспланаду за счет вещевого рынка, если его перенести из центра на то место, где между ул. Харьковской и пр. Лушпы находится автостоянка.

Обустроить территорию можно за счет предпринимателей, прибыли от торговли. Сегодня же базар пустил свои метастазы по историческому сердцу городу. О какой культуре градостроительства может идти речь, глядя на уродливые торговые палатки. Здесь должен быть тихий гармоничный культурный центр, где звучит малиновый перезвон церковных колоколов и стук каблучков. Вот так должно быть!

Досье

Ильченко Николай Тимофеевич — начальник государственного предприятия «Сумская областная служба «Укринвестэкспертизы».

Николай Ильченко является одним из самых авторитетных и честных архитекторов. Его побаиваются, к его мнению прислушиваются. На его архитектурных разработках многие ловкие специалисты защитили научные работы и получили звания.

Когда Николай Ильченко был главным архитектором Сум, были построены театр им. Щепкина, областная библиотека, молодежный центр «Романтика», проспект Курский, улица Харьковская. Со всего Советского Союза коллеги съезжались в Сумы за передовым опытом в области градостроительства. При Николае Ильченко случаев нарушения генплана города при строительстве не было. Зная его принципиальность, никто к нему по этому поводу даже не обращался.

В 1990г. Николай Ильченко повторно стал членом градостроительного совета. Пригласивший его Владимир Быков потом сожалел об этом, так как он всегда выступает с критическими замечаниями. По всем вопросам архитектуры и строительства имеет свою принципиальную позицию, как правило не совпадающую с мнением большинства.

авто — жигули , 1971 г.в.
жилье — трехкомнатная квартира
любимая еда — речная рыба
хобби — рыбалка
напиток — коньяк, сладкие вина
телефон — Alcatel