Какими качествами обладает хороший учитель? Есть ли вообще объективные критерии определения эффективности работы педагога? Какие школы города дают наиболее прочные знания, необходимые для поступления? Ко Дню учителя, профессиональному празднику, редакция «Панорамы» решила проанализировать результаты внешнего тестирования выпускников сумских школ и на их основании составить объективный рейтинг школ (а значит, и учителей),которые готовят своих учеников к поступлению в вузы. Нам хотелось сделать приятный подарок учителям, чей труд зачастую незаметен и не оценен по заслугам, а ведь в том, что ученики получают высокие баллы на ВНО, – прежде всего их заслуга.
Как считали
Чтобы понять, в каких школах учат на все 200 (максимальный балл), мы проанализировали итоги ВНО, которые ежегодно публикует на своем сайте Украинский центр оценивания качества образования (УЦОКО). Место в рейтинге учебное заведение получало в зависимости от количества набранных школьниками баллов. На их основе выделили пять школ, у учащихся которых оказались лучшие результаты по восьми тестовым предметам. От разных школ в тестах по одной и той же дисциплине участвовало разное количество учеников. Для большей объективности данные по тому предмету, где на тесты пришли десять и меньше детей, не учитывались.
Мы просуммировали процент учеников, получивших 173—200 баллов, и сравнили получившийся результат по данному предмету по всем школам города. Затем на основе полученных данных составили сводную таблицу. Школа, занявшая первое место по определенному предмету, получила пять условных баллов, второе — четыре балла, и т. д. Дополнительный балл школы получили за наличие среди их выпускников тех, кому удалось набрать 200 баллов.
Герои учебных нив
О секретах успешной сдачи нам рассказали преподаватели школ, чьи выпускники лучше всего сдали определенный предмет в ВНО-2013.
Татьяна БЕДЕНКО, преподаватель физики специализированной школы I-III ступеней № 17:
«К каждому ученику у меня индивидуальный подход — даже дети из одной семьи бывают разными. Для изучения физики должны быть врожденные способности, особый склад ума и знание математики. ВНО для школьных физиков — это палка о двух концах. С одной стороны, все поступающие в равных условиях, исключен элемент коррупции, с другой — тесты не позволяют оценить знания школьника, оригинальность мышления. Если ребенок учится в профильном классе, объема знаний хватит, чтобы сдать тесты, уровень «стандарт» обычного класса – недостаточен. Выход: либо искать репетитора, либо идти на подготовительные курсы, но лучше перевести ребенка в профильный класс».
Ирина ПУШКО, замдиректора по учебно-воспитательной работе, преподаватель английского языка Александровской гимназии:
«Мы используем современные методы обучения, у нас есть аудио- и видеоматериалы, что более интересно нынешнему поколению, чем простое запоминание слов. Классы делятся на подгруппы, и преподаватель занимается с десятью учениками, что способствует индивидуальному подходу. Мы используем учебники Кембриджа, а не только те, которые одобрены нашим Министерством образования. В 2013 г. 55% наших выпускников набрали баллы в интервале от 172 до 200. Это хороший показатель. Английскому языку почти невозможно научиться самостоятельно (кроме вундеркиндов-полиглотов), важна постоянная работа в языковой среде. Поэтому если у ребенка есть желание изучать английский, лучше записать его в школу с углубленным изучением предмета».
Татьяна ГОРЕЛАЯ, преподаватель биологии общеобразовательной школы I-III ступеней №15 им. Дмитрия Турбина:
«Подготовка к ВНО — комплексная задача, которую дети и педагоги решают вместе. Для меня главное – пробудить любовь к предмету. Я провожу индивидуальные занятия и рекомендую дополнительную литературу. Свежеиспеченных 11-классников я спрашиваю, кто из них собирается сдавать биологию. Чем раньше выберут предметы для ВНО — тем больше времени будет на подготовку».
Наталья ГМЫРЯ, замдиректора по учебно-воспитательной работе, преподаватель украинского языка и литературы Александровской гимназии:
«Мой предмет приходится сдавать всем выпускникам. Хочется успокоить тех, кто считает, что у него нет способностей к изучению украинского языка. Есть, конечно, такое понятие, как «врожденная грамотность», но научиться писать без ошибок способен каждый, если будет внимательно учить и запоминать правила. Своим ученикам я всегда говорю: «Не будет проблемой поступление в хороший вуз — проблема в том, что вам придется среди них выбирать». Я считаю, что ВНО — отличный инструмент, позволяющий детям поступить по уровню знаний, а не по толщине кошелька их родителей. Поэтому тот, кто целеустремлен и прилагает усилия, обязательно получит ожидаемый результат».
Анна НАГОРНАЯ, преподаватель истории гимназии №1:
«Недавно прочла заметку о популярных поисковых запросах в Интернете перед ВНО. Особенно понравился такой: «Как выучить историю Украины на ВНО, если вообще ничего не понимаешь?» Все почему-то уверены, что точные науки даются не всем, а с историей и проблем быть не может. Это не так. К ВНО по истории тоже нужно серьезно готовиться. Я стараюсь не просто надиктовывать конспекты, но и привить любовь к предмету, желание разобраться в переплетениях исторических событий. На уроках мы смотрим фильмы, как документальные, так и художественные, обсуждаем спорные исторические явления, учимся относиться к ним объективно».
Инна НОВИКОВА, преподаватель географии Сумской областной гимназии-интерната для талантливых и творчески одаренных детей:
«Наши ребята знают, зачем учатся и куда хотят поступить. Поэтому мне проще качественно подготовить их к тестированию. Школьной программы вполне достаточно, чтобы ребенок, у которого есть желание учиться, смог сдать ВНО на высокий балл. Кстати, тесты сейчас интегрированные. Т. е., идеально зная географию, но плохо — другие предметы, двухсотбалльником не станешь. Один из практических советов – учить географию, используя атлас. Абитуриенту важно также уметь оставаться спокойным на тестах, не паниковать, если что-то не получается».
Ольга СУХОВЕЙ, преподаватель математики общеобразовательной школы I-III ступеней №27:
«В 2013 г. тесты по математике оказались сложнее, чем в предыдущие годы. Требовалось хорошее знание теории предмета, и в этом смысле моим выпускникам повезло: именно теории мы уделяем большое внимание. Я считаю, что выпускникам профильных классов сдавать тесты легче, нежели школьникам, которые учатся в классах без углубленного изучения определенных предметов. Поэтому советую детям и родителям как можно раньше определиться со специальностью или хотя бы точно знать, какие предметы нужно будет выбрать на ВНО».
Марина БАРИНОВА, преподаватель химии специализированной школы I-III №2 им. Д. Косаренко:
«Я перфекционист и у детей воспитываю ответственное отношение к предмету. Хитростей и секретов у меня нет, но я всегда стараюсь объяснить детям, что химия — не набор сложных формул. Мы сталкиваемся с ее проявлениями в бытовой жизни. Поэтому практическая сторона предмета их интересует. Чтобы облегчить сдачу ВНО, заставляю их не пользоваться калькулятором, а считать устно. Предлагаю им читать дополнительно старые учебники».
И напоследок хочется напомнить выпускникам разных лет некогда популярную социальную рекламу: «Позвоните родителям». Перефразируя, советуем: «Поздравьте с профессиональным праздником своих учителей». Ведь именно благодаря им вы умеете «находить восток и юг, рисовать квадрат и круг» и знаете, что кулон — это не только бижутерия. Им вы обязаны тем, что занимаетесь любимым делом, разбираетесь в политике и умеете грамотно излагать свои мысли. Редакция поздравляет всех преподавателей с профессиональным праздником и желает здоровья, терпения, постоянного духовного роста и еще большей любви к детям.
Виктор ГОНЧАРЕКО, директор Александровской гимназии»
«Оптимальный вариант — учитывать при составлении подобных рейтингов средний балл школы по результатам тестов по каждому предмету. Но таких данных от Украинского центра оценивания качества образования мы не получаем. Мы в школах работаем не на то, чтобы дети хорошо сдали ВНО, мы хотим дать им хорошие знания, которые потом помогут не только поступить в вуз, но и быть всесторонне развитым человеком. ВНО помогает определить уровень подготовки — это хорошо. Но нам бы хотелось получать информацию о результатах ВНО наших выпускников не в процентном отношении, как сейчас, а в виде среднего балла. Раньше сертификаты ВНО присылали в школу, а теперь каждый будущий абитуриент распечатывает их из «личного кабинета» на сайте. А педагоги лишены возможности корректировать наши учебные программы, совершенствовать методики преподавания, поскольку всех выпускников не опросишь.