Кровь для авто
Даже для заправки автомобиля важны опыт и специфические знания
Автомобилисты города пользуются 25 бензиновыми заправками и 9 газовыми (АГНКС — автомобильными газонаполнительными заправочными станциями). Три-четыре года назад, когда количество маршрутных такси в Сумах постоянно увеличивалось, горожанам катастрофически не хватало АГНКС — на Белопольском шоссе и на ул. Курской выстраивались очереди.
Газ был намного дешевле бензина, поэтому маршрутчики и рядовые автолюбители тратили немалые деньги на перепрофилирование машин с бензиновой на газовую заправку. Однако поставщики быстро отреагировали на разницу в цене, и газ в Украине стал не таким дешёвым. Теперь построенные в то время АГНКС, наоборот, пользуются меньшим спросом, а некоторые их владельцы, например, ОАО «СНПО завод им. Фрунзе», избавляются от них.
Самая крупная сеть заправок в Сумах у фирмы «ANP» — девять штук, у остальных по три-четыре комплекса или по одному. В основном их располагают ближе к «спальным» районам или к окраине — там и разрешение на строительство легче получить, и спрос есть. Некоторые автолюбители примечают для себя заправочные комплексы, где цены ниже, но в основном из-за 2–7 коп. водитель не поедет искать заправку в другой конец города — больше потратит на дорогу.
Что касается цен на бензин, то в основном сумские заправки работают от днепропетровских, донецких, киевских фирм и не ведут собственную ценовую политику. Последний раз 10 апреля цены на бензин всех марок поднялись в среднем на 20 коп. На заправках «Гефест» бензин А-76 стал стоить не 5,08 грн., а 5,18 грн., А-92 не 5,45 грн., а 5,65 грн., А-95 не 5,90 грн., а 6,10 грн. Дизтопливо осталось на уровне 5,28 грн. До этого цены возросли в марте. Несмотря на кризис и временное падение цен на нефть на мировом рынке, цены на бензин неуклонно растут.
Основные проблемы автолюбителей при заправке — не соответствующее стандарту качество бензина и «недолив». Разбавленное горючее с примесями портит двигатель, приводит к поломкам авто. Однако такие факты выявляют при проверке образцов топлива в последнее время всё реже. Ведь от плохого бензина портится не только авто, но и заправочные механизмы. Также дизтопливо не такое дешёвое, чтобы добавлять его в бензин высокого качества, а ещё по новому законодательству кассовый аппарат и система реализации бензина должны быть связаны. «Даже если я свой бензин разбавлю, долью туда что-то, то не смогу эти излишки никак продать! Всё проходит через кассу. Ни один литр из пистолета не может уйти в никуда», — поясняет директор одной из городских заправок. Что касается «недолива», то, по нормативам, заправщикам разрешено списывать на потери до 0,5% топлива. Универсальный совет против обмана таков: сомневаетесь в правильности работы приборов — попросите налить бензин сначала в специальный мерник, а потом — в ваш бак. Мерник обязан быть на каждой заправке.
Автолюбители Сум всё же заправщикам пока не доверяют. Председатель городской ассоциации перевозчиков Александр ЗАПОРОЖЕЦ рассказал, что свой личный автомобиль он заправляет исключительно бензином класса «Премиум» и всегда на одной и той же заправке, работникам которой доверяет. «Раньше бывало, что из-за бензина автомобиль плохо работал, но с тех пор как пользуюсь этой заправкой, всё в порядке», — утверждает он.