Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Корни и стебли моего прошлого

98
Ирина Янина,
старший научный сотрудник
Сумского художественного музея

Четвертая персональная выставка под интригующим названием Selva oscura члена Национального союза художников Украины, доцента Украинской академии банковского дела Сергея ПОБОЖИЯ открылась в галерее искусств «Академическая».

Работы объединены в единый философский цикл и написаны в технике пастели. Тут автор удачно нашел свой стиль, музыкальный ритм и движение линий. Он выстроил цельную, концептуально-знаковую структуру экспозиционного ряда, кульминационным центром в котором выступает одинокий сумрачный лес («листатий ліc») художника.

Название выставки («Сумрачный лес»), как и название одноименной работы, автор позаимствовал у Данте Алигьери из «Божественной комедии». Ее идея перекликается с настроениями Максимилиана Волошина, выраженными поэтом в сборнике Selva oscura. По-своему переосмыслив мысль Данте, поэт увидел, что «все явленья — Знаки»… А сумской художник выстроил свою знаковую систему в последовательную связь: Земля-Дерево-Лес. Они для него — суть актуальные символы.

Земля в пастелях Сергея Побожия занимает большую часть композиции. В «Семиротовских ритмах» (2008) и в «Качановке. Тропинка в прошлое» (2004) видим зигзагообразные шелковые ленты. Они, словно пути, уводят в глубь работы. Другая композиция, навеянная автору терцинами Данте, соединила три стихии: землю, дерево и лес. Вода, земля и небо с птицей — то необходимое, что подчеркивает основной символ произведения — образ дерева. Но в каждой работе он решен по-разному. Так, в пастели «Путивль. Вечером» (2003) кроны напоминают горящий язык пламени, а в композиции «Куличанский пейзаж» (2003) деревья — загадочные структуры.

«Корни и стебли моего прошлого» (2003) — ключевая работа на выставке. Ее название взято художником из рассказа И.Бунина «Роза Иерихона». В ней я увидела дерево как ось Вселенной с разросшейся корневой системой, буквально вырванной автором из земли. Смело срезанный ствол дает возможность зрителю самому домыслить его верхушку, символизирующую путь в будущее. На мой взгляд, из этого дерева и вырос «сумрачный лес» автора. Но хочется надеяться, что в будущем его крона, устремленная ввысь, будет освещена солнцем.