Гений в стране кривых зеркал
Иван Кавалеридзе: «Мне Бог дал крылатого коня. Падать — так с коня хорошего…»
Скульптору, художнику, кинодраматургу Ивану КАВАЛЕРИДЗЕ в 2007 г. стукнуло бы 120. Его бронзовый Григорий СКОВОРОДА стоит перед родной философу Киево-Могилянской академией в Киеве. Монументы Кавалеридзе украшают площади и улицы Харькова, Киева, Ромен и др. городов. Его работы выставлены в киевском и сумском музеях. А фильмы «диссидента» Кавалеридзе до сих пор вызывают ностальгию людей старшего поколения.
Украинский Микеланджело
Иван Петрович КАВАЛЕРИДЗЕ — сын грузинского крестьянина Петра Кавалеридзе и украинской селянки Килины Лукиничны КУХАРЕНКО. В 1901 г. закончив три класса, Талалаевской школы (Роменский р-н Сумской области), Иван отправился в Киев. Там, пройдя курс наук в гимназии Валькера, поступил в художественное училище. Выбор специальности определила бедность семьи: учеба на правоучении, куда собирался Иван, стоила 100 руб., а на скульптурном отделении — 10. Преподавателем его был известный тогда скульптор Федор БАЛАВЕНКСКИЙ. В 1909 г. Кавалеридзе стал студентом Санкт-Петербургской академии художеств, затем стажировался в мастерской известного скульптора АРОНСОНА в Париже. В 1911 г. вернулся в Киев и сразу же получил первую премию за проект памятника княгине Ольге. Многофигурная композиция была установлена на Михайловской площади, но с изменениями: митрополит Флавиан потребовал лишить княгиню меча, надеть наперстный крест, а руку положить на грудь… Игуменья монастыря великой княгини тоже внесла коррективы: «Бесстыдник! Грудь какую закатил святой!»
В 1920 г. тот монумент снесли, а восстановили в 1996 г.
Премия «за Ольгу» выражалась в немалой денежной сумме, которую молодой скульптор повез на Роменщину. Отец рассчитался с долгами, а четыре сестры получили возможность получить приличное образование.
Мастер же увлекся скульптурами малых форм. По заказу киевской ювелирной фабрики Овчинникова он создал лепные фигуры «Хоккеист» и «Борис Годунов с привидением». Фигурки были растиражированы в серебре и принесли автору приличные доходы.
На родине
В 1918 г. Иван Кавалеридзе был командирован в Ромны ваять памятник Шевченко, а попутно, как деятель киноискусства, — создавать рабоче-крестьянский театр. Помогали добровольцы-артисты: добывали кирпич из разрушенной части торговых рядов, били его на щебень, носили воду, замешивали бетон. Сначала планировался бюст Кобзаря, но монументалист Кавалеридзе убедил власть, что великий Шевченко достоин большого памятника. Открытие монумента состоялось 27 октября 1918 г. Этот один из первых памятников Шевченко в советской Украине был разрушен как «малохудожественное произведение».
“Вредные” сооружения
В 1923 г. уже известный скульптор едет в столицу Украины Харьков сооружать бетонного Артема (СЕРГЕЕВА) высотой 30 м. Во время Великой Отечественной войны монумент герою революции был разрушен оккупантами, а после войны местное начальство предпочло другую фигуру Артема. «Памятник Артему, сооруженный по моему проекту, был причислен к вредным сооружениям. Такая характеристика подействовала на перестраховщиков. В Сумах, например, был срочно снесен мой Шевченко», — писал Кавалеридзе. Сумского Кобзаря, как и Ленина в Шостке, скульптору помогали лепить беспризорные пацаны, т.к. в то время мастера обязали открыть промышленную мастерскую для «бесхозных» детей. Многие воспитанники «беспризорной мастерской» стали известными людьми.
В послевоенные годы Иван Петрович много трудился: создавал мемориальные доски, надгробия, писал мемуары… Были и памятники: Орджоникидзе, Кирову, Пирогову, Павлову, Калинину, Хмельницкому, Петру Запорожцу…
В 1964 г. скульптор работает над проектом памятника Т. Шевченко в Москве. В 90 лет Кавалеридзе создал «Сковороду на Подоле». Правда, партийным цензорам удалось-таки обуть босого философа в российские лапти и забрать из его рук Библию.
Посмертным произведением Кавалеридзе стал памятник Ярославу Мудрому близ Золотых Воротв Киеве, установленный уже в независимой Украине. За основу была взята камерная статуэтка, созданная Кавалеридзе в 1958 г.
Киномания
Работая в 1911–1915 гг. художником-оформителем известной кинофирмы «Тимман и Рейнгард», Кавалеридзе снялся в фильме «Ключи счастья» по роману Вербицкой. Затем были «Крейцерова соната» и «Анна Каренина» по Толстому. Гонорары Кавалеридзе доходили до 450 рублей в месяц, но в титрах его фамилии нет (защита от конкурентов). В свободное от съемок время скульптор лепил портреты режиссеров Протозанова и Волкова, писателей Пушкина, Гоголя, композитора Мусоргского.
В 1928 г. Иван Кавалеридзе возвращая в кинематограф в качестве режиссера. «Ливень», «Перекоп», «Колиївщина», «Штурмовые ночи», «Прометей», «Стожары» — его фильмы. Правда, режиссера обвиняли в «искажении соцреализма», «сочувствии к врагам народа», «воспевании буржуйского прошлого» и в др. грехах… Война застала Ивана Петровича в Карпатах, на съемках фильма «Песня о Довбуше».
В 1958 г. мастер создал фильм «Григорий Сковорода». Последней работой в кинематографе стал фильм «Гулящая» (1961 г.). Главную роль в нем сыграла Людмила ГУРЧЕНКО, уже популярная после «Карнавальной ночи».
Фильм «Злива» (1938 г.) принес Кавалеридзе репутацию диссидента. Это своеобразная история Украины со времен гайдаков, где изображено «панство с порцеляновими обличчями». Актерам наносили белый грим, и они казались бескровными марионетками. Крестьяне же гримировались «под бронзу». Видимо, киноофициоз напугал хайтековый поход режиссера.
Театральное творчество Кавалеридзе тоже оказалось под негласным запретом в Киеве (постановки его пьес осуществлялись в других городах).
“Бешеный Иван”
Это прозвище Кавалеридзе оправдывал: в отношении к женщинам зажигался, как пламя. И ему отвечали взаимностью. Но в биографии «кавалера Ивана» нет ни одной обиженной женщины.
Во время съемок « Колиївщины» режиссер встретил свою музу — Надежду КАПЕЛЬГОРОДСКУЮ, дочь расстрелянного в 1938 г. «за клевету на НКВД» поэта и сатирика, артистку вокально-инструментального ансамбля в Полтаве. С первой женой Викторией Иван обручился в Ромнах в 1912, а через три года развелся, когда «ушел в кино, как в монастырь».
Из четырех детей — дочерей Евгении и Нины, сына Бориса и внебрачной Елены — пережили отца только старшая, Евгения, и младшая, Елена.
Антиобщественный элемент
Сталин еще в 1935 г. увидел в фильме Кавалеридзе «Прометей» проявления «кавказского сепаратизма» (чеченские повстанцы побили российских солдат). Хрущев в 1963 г. назвал революционные монументы Ивана Петровича «проявлениями кубизма».
Сын Кавалеридзе Игорь и пасынок Борис погибли на фронте, а дочку Нину от первого брака казнили в Харькове за связь с партизанами. И все равно «пребывание в оккупации» Ивану Петровичу вспоминали не раз.
В военное время Кавалеридзе подрабатывал живописью, рисовал пейзажи, которые обменивал на продукты на киевском «Евбазе». Однажды ему предложили сделать бюст Гитлера. Но Иван Петрович понял подвох: к нему приходил советский разведчик, переодетый в мундир немецкого офицера. Кавалеридзе отказался от предложения, аргументировав это тем, что, дескать, никогда не видел живого Гитлера. «Но вы же Сталина и Ленина лепили, хотя их тоже не видели!» — парировал «заказчик» — «Нет, я видел Ленина!..» И действительно, впервые Кавалеридзе увидел Ленина в Париже, в мастерской Наума Аронсона, который рисовал портрет Владимира Ильича.
Советская власть смотрела на него как на откровенного врага народа, считает скульптор и кинорежиссер, директор музея Кавалеридзе в Киеве и зять «украинского Микеланджело» Ростислав СИНЬКО. По его словам, смелые авангардные работы Кавалеридзе — «Журавли летят», «Бунт», «Во глубине сибирских руд», «Якби ви знали, паничі» — в советские годы не пускали в музеи, считая, что такое творчество будет непонятно советскому человеку.
Справка
Иван Кавалеридзе родился 14 апреля 1887 г. на хуторе Ладанском Роменского уезда Полтавской губернии (теперь с. Новопетровка Роменского р-на Сумской обл.) в семье переселенца из Грузии Васо Кхваридзе. В 1906–1909 гг. — учился в Киевском художественном училище: сначала по классу архитектуры, затем — по классу лепки. 1915–1917 — служил в российской армии (охранял царскую семью). 1928–1933 — режиссер на Одесской кинофабрике. 1934–1941 — режиссер студии «Украинфильм».
1944–1948 — старший научный сотрудник отдела монументальной архитектуры Академии архитектуры УССР. 1957–1962 — режиссер киностудии им. Довженко.
Умер 3 декабря 1978 г., похоронен на Байковом кладбище.
Скульптор, режиссер, драматург, народный артист Украины.
Фильмография
«Колиївщина» (1933)
«Прометей» (1935)
«Наталка Полтавка» (1936)
«Запорожец за Дунаем» (1937)
«Григорий Сковорода» (1958)
«Гулящая» (1961).