Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Дореволюционный колхоз

210

Когда-то на Сумщине жили совсем другие люди

Алексей Сикорский

В этом году 21 января исполняется 101 год со дня кончины Николая Неплюева, мыслителя, гуманиста, религиозного и общественного деятеля, создателя уникального формирования, которое неофициально называлось Неплюевским братством.

Николай Неплюев — наш земляк. Родился в пгт Ямполь 24 сентября 1851 г. Тогда это было местечко Янполь, административно принадлежавшее к Черниговской губернии. Аристократ, хорошего рода, к тому же небедного. После университета стал делать дипломатическую карьеру, но вскоре понял: не то! Постепенно пришел к созданию собственной системы, целого мировоззрения, объединяющего религиозно-философские и экономические аспекты, но во главу угла ставились христианские ценности.

Неизвестно, насколько далеко простирались его планы, но в то время, в 1880 г., он начал с малого — создал приют для десяти крестьянских детей из самых бедных семей с целью воспитать из каждого «сознательного христианина, обладающего сильной волей к добру, любящего Бога и ближних». Позже появились мужская и женская сельскохозяйственные школы, где кроме практических знаний прививалась та же нравственная установка. Несколько учеников после выпуска не захотели расставаться с наставником. Так появилось «Первое трудовое братство», которое пополнялось за счет выпускников школ. А в 1894 г. император утвердил устав «Православного крестовоздвиженского трудового братства».

Не говоря подробно о его структуре, заметим, что братчики получали за разный трудовой вклад одинаковую плату. При этом коммунистическом принципе каждый имел право получить всё заработанное сполна и выйти из Братства. Но приходило больше, чем уходило, экономически дела у братчиков шли в гору. Николай Неплюев продолжал оставаться блюстителем братства, в 1901 г. он передал в общее владение свое недвижимое имущество — 18 тыс. га земли с лесом, постройками и имуществом. Он умер 21 января 1908 г., а созданная им духовно-общественно-экономическая структура продолжала развиваться. В 1913 г. активы Братства превышали 2 млн. рублей, а его члены продолжали жить в духе «опрятной, здоровой, дешевой и изящной простоты».И упорно трудиться. Вообще, в Братстве действовал очень строгий устав, было много этических ограничений в духе христианства. За это Николая Неплюева многие упрекали в авторитаризме. По уставу, если «брат» желал жениться на «сестре», то им всё равно до свадьбы нельзя было видеться наедине. Объясняли просто: «О чем таком им говорить, что нельзя сказать при других?» И на брак могла не согласиться Дума Братства, состоящая из 30 человек. Это только один пример. Один из биографов Николая Неплюева, Александр Панкратов, после беседы с простыми братчиками написал фразу, которая дает какой-то намёк на объяснение: «Просто — это — другие люди». При всех ограничениях насилия эти другие не ощущали, так как свобод и гарантий у них было больше: образование, жилье, оплата труда, обеспечение в старости и т.д. Хотя всё это не «по-царски», а по необходимости. Зато — всем. Почему-то в концепцию «братства всех трудящихся» эти люди не вписались. Сначала репрессировали руководителей, а потом, в 1929 году, оставшихся братчиков расселили. Чтоб и духу их не было на этой земле! Вот и сказке конец.

Третье и четвертое поколения воспитанников Братства принадлежат к духовной элите стран, входивших в состав СССР

Однако некоторые вопросы остались. Во-первых, за что большевики, упорно насаждавшие колхозы, разгромили процветающее коллективное хозяйство? Во-вторых, если оно чем-то все-таки не устраивало, то почему разогнали так поздно?

Массовую коллективизацию большевики развернули в 1918 — 1920 гг. А Братство по сути своей было готовым колхозом, причем процветающим. Нашлись и среди большевиков светлые головы, которые догадались, что у них в руках живая наглядная агитация за новый образ жизни. В марте 1919г. Братство преобразовали, а по сути, переименовали в «Первую украинскую советскую коммуну», которая по представлениям некоторых романтически настроенных товарищей стала «предвестником светлого будущего нашего сельского хозяйства». За что же так с «предвестником» через девять лет?

Нам представляется, что в процессе совместного существования неплюевцы и советская власть просто не сошлись характерами. При том, что в Братстве было коллективное владение землей и принцип «уравниловки» при оплате труда, оттуда в любое время можно было выйти. Причем с заработанной долей. Выход из колхоза — только в Сибирь. И главное, жизнь в Братстве основывалась на христианских принципах любви и веры, и детей своих братчики воспитывали в том же духе. Одним словом, не колхоз, а «рассадник мракобесия». Присмотрелись большевики к братству, да и приняли меры. А вместо Братства устроили настоящий колхоз, без всяких «поповских штучек».Директор существующего теперь в с. Воздвиженское народного музея, посвященного Братству, Валерий Авдасев, рассказал о его истории и о планах облгосадминистрации по созданию на этих землях историко-мемориального музея-заповедника. Осенью прошлого года презентовалась его новая работа — «Свет памяти. Н. Н. Неплюев в воспоминаниях современников».