Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Бюджетная дыра

224

Доходы города запланированы в размере 588,9 млн. грн.

Инна Стасова

Городской бюджет 2009 года на 80,6% состоит из расходов социального назначения. Приостановлено финансирование пяти городских программ и действие многих «местных» льгот.

На сессии 28 января депутаты Сумского городского совета проголосовали за бюджет удивительно быстро. А чего копья ломать, если городские финансы настолько ограничены, что никто не даст гарантий, что их хватит на самое необходимое — зарплату бюджетникам, энергоносители, питание и медикаменты. Капитальные расходы немногочисленны, но присутствуют в расходах некоторых отраслей.

Начальник городского финансового управления Светлана ЛИПОВАЯ отметила, что при расчете доходной части бюджета учитывалось влияние мирового финансового кризиса на экономику города. В частности, это сокращение количества работающих и длительности рабочего времени; незначительное, по сравнению с прошлым годом, повышение зарплаты; сокращение платежеспособного спроса, обусловленного отсутствием кредитования и девальвацией гривны; охлаждение внутреннего спроса и, как следствие, спад деловой активности предприятий и предпринимателей.

В итоге объем собственных и закрепленных доходов утвержден в сумме 380,5 млн. грн., что на 17,5 млн. грн. меньше фактического выполнения в 2008 г. и на 14 млн. грн. — контрольных показателей Минфина Украины.

Деструктивные процессы в сумской экономике по состоянию на 1 января 2009 г. имели следующее выражение: долги по зарплате достигли 8,6 млн., что на 6,3 млн. грн. больше показателя начала 2008 г. Недоимка в бюджет составила 5,9 млн. грн., в том числе 1,2 млн. грн. по налогу с доходов физических лиц, 1,4 млн. грн. — по по плате за землю и 2,5 млн. грн. — по плате за аренду коммунального имущества. «Такая тенденция может привести к тому, что около 30% расходов могут быть декларативными, не профинансированными», — отметила Светлана Липовая.

Земля и имущество

Светлана Липовая отметила, что в 2009 г. городской бюджет может недополучить от 6 до 12 млн. грн. платы за землю из-за сложного финансового положения «Сумыхимпрома» и других плательщиков налога, которые уже сегодня задерживают платежи. Эти потери планируют компенсировать за счет новых договоров аренды земли и перезаключения действующих. На этот год задействован новый коэффициент индексации — 1,15 вместо 1,028 в прошлом году. Таким образом, прогноз поступлений от платы за землю в 2009 г. составляет 41,5 млн. грн.

По предложению управления имущества коммунальной собственности плата за аренду имущества предлагается в размере 14,6 млн. грн., в том числе поступления от платы за аренду целостного имущественного комплекса Сумской ТЭЦ ООО «Сумытеплоэнерго» в размере 2,230 млн. грн. От приватизации имущества бюджет планирует получить 8,8 млн. грн., что на 12,494 млн. грн. меньше начислений прошлого года. Поступления от продажи земли — 3,8 млн. грн.

Подсказка Госбюджета

В соответствии со статьей 54 Закона о госбюджете, прожиточный минимум на текущий год установлен на уровне декабря 2008 г. — 626 грн. Иными словами, пенсии и другие социальные выплаты, которые рассчитываются исходя из прожиточного минимума, останутся неизменными, а фактические доходы сократятся из-за роста инфляции (большинство экспертов на текущий год спрогнозировали повышение цен на уровне 20%).

Всего на 10% в 2009 г. вырастет минимальная заработная плата: с 1 января она составит 605 грн., с апреля увеличится до 625 грн., с июня — до 630 грн., с октября — до 650 грн., а с декабря — до 669 грн. Даже это незначительное повышение для бюджетников будет чистейшей фикцией, поскольку, согласно документу (ст. 55), зарплаты бюджетникам станут рассчитывать исходя из должностного оклада работника первого разряда, который установлен на уровне 545 грн. Еще в более плачевном положении могут оказаться получатели разнообразных социальных выплат, которые, согласно законодательству, рассчитываются исходя из размера минимальной заработной платы (чернобыльцы, молодые матери, получающие пособие при рождении ребенка и по уходу за ним до трехлетнего возраста, и др.). Бюджет (ст. 71) фактически дает Кабмину право на свое усмотрение определять размеры такой помощи в объемах ассигнований, предусмотренных на соответствующие программы. Резкий рост рождаемости, например, может вызвать снижение размера выплат по уходу за ребенком.

Сумские ограничения

В 2009 г. сокращены расходы городского бюджета на предоставление социальных гарантий отдельным категориям граждан, установленные Сумским горсоветом. Прекращено предоставление льгот по оплате за жилищно-коммунальные услуги и проезду в городском электротранспорте почетным донорам Украины; целевой материальной помощи по оздоровлению инвалидам войны 1 группы; услуг по доступу к Интернету лицам с ограниченными физическими возможностями; бесплатного санаторно-курортного лечения и 50% льготы по абонплате за пользование телефоном почетным гражданам города. Уменьшен с 50% до 25% размер льгот по оплате за жилищно-коммунальные услуги инвалидам 1–2 группы по зрению.

Установлено, что льготы, компенсации и гарантии, установленные для граждан, которым присвоено звание «Почетный гражданин города Сумы», предоставляются в случае, если денежные доходы этих граждан за прошлый год без учета денежного вознаграждения, предусмотренного пунктом 4.7. Положения о звании «Почетный гражданин города» и денежного эквивалента льгот за потребленные жилищно-коммунальные услуги, не превышают величины пяти прожиточных минимумов, установленных действующим законодательством с 1 января 2009 г. для трудоспособных граждан.

Бюджетные новшества

Бюджет сформирован с учетом нового источника пополнения. С 1 января 2009 г. в него будут засчитывать средства от реализации бесхозяйственного имущества, которые ранее шли в госбюджет (251,8 тыс. грн.). Кроме того, с этого года в горбюджет вместо 10% будет зачисляться 20% сборов от загрязнения окружающей среды. 2,9 млн. грн. получит городской бюджет от административных штрафов за нарушение правил дорожного движения.

В бюджете учтено уменьшение поступлений от налога с собственников транспортных средств из-за сокращения спроса на автомобили. «Мы это уже ощутили в четвертом квартале прошлого года. Это сокращение планируется компенсировать за счет изменений к Закону о налоге с собственников транспортных средств, где за автомобили с объемом двигателя более 2200 см куб. плата увеличится от трех до семи раз», — отметила Светлана Липовая.

Программы

На реализацию региональных отраслевых программ в бюджете заложено 66,9 млн. грн. Горсовет попытался быть реалистом и сразу признал, что финансирования пяти программ в 2009 г. не будет. Речь идет о программах обеспечения равенства мужчин и женщин, поддержки семьи, поддержки малого предпринимательства, содействия в обеспечении жильем педагогических и научно-педагогических сотрудников областного центра, создания и ведения градостроительного кадастра на территории г. Сумы.

На программу развития и реформирования жилищно-коммунального хозяйствана программу предусмотрено 5,825 млн.грн., «Внешкольное образование» — 4,826 млн. грн., программу развития помощи больным с терминальной почечной недостаточностью — 1,8 млн. грн.

Большинство программ имеют социальную направленность. На выполнение программы молодежного жилищного кредитования планируется направить 1,726 млн. грн., что позволит построить около 333,5 кв. м жилья. Расчет сделан исходя из прогнозного среднегодового показателя опосредованной стоимости строительства жилья в Сумской области на 2009 г. (приказ Министерства регионального развития и строительства Украины от 30.09.2008).

Интересные нюансы

Бюджет имеет еще немало интересных страничек. Среднемесячная зарплата в управлениях и отделах Сумского горсовета составит 1801,25 грн. вместо 2035,34 грн. в 2008 г.; в системе образования — 1245,74 грн. вместо 1170,38 грн. в 2008 году; в системе здравоохранения — 1038,13 грн. вместо 957,87 грн. в 2008 г.
Стоимость 1 койко-места по медикаментам и перевязочным материалам в обыкновенном стационаре — 7,25 грн., в дневном — 0,4 грн., при поликлиническом посещении — 0,4 грн., стоматпосещении — 0,8 грн. На бесплатные рецепты предусмотрено 817,8 тыс. грн. (средняя стоимость льготного рецепта — 14,3 грн.).

На питание больных планируются расходы в размере 2,013 млн. грн. при стоимости одного койко-дня — 3,75 грн.
На питание детей в школах предусмотрено 12,966 млн. грн. из расчета стоимости питания в детских дошкольных учреждениях в садиковых группах — 6 грн., в ясельных — 4 грн., в общеобразовательных школах для малообеспеченных — 3,15 грн., учащихся 1–4 классов — 3,15 грн., спецшколе для детей с недостатками физического и умственного развития — 15 грн.

За счет субвенции из областного бюджета будет обеспечиваться льготная медицинская помощь гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы (оплата льготных рецептов на лекарства, льготное зубопротезирование, дополнительное питание во время лечения в Сумском областном специализированном диспансере радиационной защиты населения). На эти цели в бюджете предусмотрено 282,5 тыс. грн., что обеспечивает потребность лишь на треть.

Ремонт дорог

На проведение работ, связанных со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог, планируется выделить 9,8 млн. грн., из которых 1,948 млн. грн. будет направлено на строительство дорог, 5,06 млн. грн. — на капитальный ремонт и 2,791 млн. грн. — на реконструкцию дорог.

В частности, капитально планируют отремонтировать дорогу на ул. Кирова (3,211 млн. грн.) и ул. Героев Сталинграда (1,85 млн. грн.); построить дорогу на ул. Римского-Корсакова — от ул. Августовской до границ жилого массива, потратив на эти цели 1,948 млн. грн. В планах — реконструкция дороги от Пришибской площади до ул. Парижской коммуны (291,3 тыс. грн.) и Красной площади (2,5 млн. грн.).

Стройки – 2009

За счет бюджета развития предусмотрено 359,4 тыс. грн. на ремонт учреждений сферы образования: в частности, на реконструкцию школы №4 — 50 тыс. грн., на реконструкцию старого корпуса Дворца детей и юношества на ул. Соборной,37 — 109,4 тыс. грн., реконструкцию блока №5 школы №24 — 200 тыс. грн.
В медучреждениях запланировано продолжение реконструкции городского роддома — 1,7 млн. грн., а также реконструкция крыши Сумской городской стоматологической поликлиники — 96,5 тыс. грн., нежилого помещения на ул. Доватора, 42 — 461,9 тыс. грн.

Выделено 710,6 тыс. грн. финансовой помощи КП «Муниципальный спортивный клуб по хоккею на траве „Сумчанка“».

Комментарии

Председатель планово-бюджетной комиссии Сумского горсовета Сергей КОЗЬМЕНКО:
– Бюджет сбалансирован, супероптимистичный. На самом деле положение будет хуже. Он выглядит оптимистично, так как есть контрольные цифры Минфина. Тенденции покажут, что поступления будут меньше, чем мы их планируем. Планово-бюджетной комиссии достаточно легко проголосовать за бюджет по двум причинам: тут делить было практически нечего, речь шла о том, что делились фактически защищенные статьи бюджета (зарплата, начисления на зарплату, социальный фонд и коммунальные платежи). Ни у одного управления за исключением управления культуры нет не то что капитальных, нет практически текущих затрат. Ситуация выглядит ахово….

Виктор Волонтырец, управляющий делами горисполкома:
– Я поддерживаю этот бюджет, несмотря на то что капитальные расходы отсутствуют и фонд зарплаты у органов местного самоуправления меньше, но, как говорил Кравчук, «маємо те, що маємо».

Мэр г. Сумы Геннадий Минаев:
– Принятый городской бюджет — документ действительно достаточно оптимистичный. В нем 82% — финансирование защищенных статей: зарплата бюджетникам, содержание сферы муниципальных учреждений и организаций, социальные выплаты. Остаток, 18%, — финансирование городских программ, в том числе и в сфере капитального ремонта жилого фонда, освещения, дорог, лифтов, (кстати, более 200 из них в следующем году будут остановлены инспекцией, как отработавшие 25-летний срок эксплуатации). В сфере образования, медицины, культуры 96,6% — статьи тех же зарплат, коммунальных платежей, покупки медицинских препаратов и т.п. На развитие отраслей — менее 4%. И это при оправданном оптимизме, т.е. работа в обычном режиме предприятий города, успешное развитие бизнеса, своевременные расчеты за аренду коммунального имущества и земли. Скажите, которое из этих составляющих обещает быть успешным или хотя бы стабильным? Вопрос риторический.

Мои выкладки говорят и о другом. Я составил таблицу зависимости состоятельности бюджета от прогнозируемых МВФ инфляционных процессов — 17% плюс аналитика относительно курса доллара на 2009 г. — 9,05 грн. Некоторые банки, кстати, закладывают в своих бизнес-планах этот показатель до 15,00 грн. Если это произойдет, то в реальном измерении эти процессы съедят из нашего бюджетного пирога всю начинку — более 350 млн. грн. Не в буквальном смысле: цифры останутся — вкус уйдет. В качественном выражении — мы возвращаемся на бюджет 2005 г.

Поэтому первый приоритет — зарплаты и обеспечение социальных функций; второй — рабочие места, третий — тепло, вода, безопасность. Это будем финансировать в первую очередь, даже если придется залезать во второй «кошик» городского бюджета.