Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Борцы с кувалдой

249

Отдел механизации и автоматизации (ОМА) СНПО им. Фрунзе отметил 50-летие

Вера Костина

После войны большая часть оборудования завода им. фрунзе не вернулась из эвакуации. Зато на производстве появились станки, привезенные из Германии. Многие работы выполнялись вручную. Но план нужно было выполнять и перевыполнять… А тут еще кто-то из высших партийцев страны выдвинул лозунг: “Ручной труд – на плечи машин!” Работы у фрунзенского отдела механизации прибавилось, ведь руководители предприятий должны были отчитываться о количестве автоматических линий, цехов, об удельном весе ручного труда, степени механизации и проч.

Отдел механизации на заводе им. Фрунзе создан для усовершенствования производства. Начинали с литейного цеха, проектируя и изготавливая нестандартное оборудование. Реконструкция цеха длится до сих пор. В цеху метизов спроектировано несколько станков для нарезания резьбы в гайках. В середине 60-х был изобретен кантователь на основе гидропривода для перемещения громоздких корпусов оппозитных компрессоров. Он работает до сих пор. После этого – сотни работ. На заводе поняли, что ОМА почти всесилен.

Для народа

В 50-х годах большой популярностью пользовалась “фрунзенская” кровать. О ней мечтали все сумчане, но имели далеко не все. Даже заводчане годами ждали очереди на приобретение дефицита. Спинки кроватей женщины красили вручную. Это был трудоемкий тяжелый труд. ОМА спроектировал и внедрил линию окраски спинок в электростатическом поле. Выпуск кроватей увеличился, мечты сумчан о сладком сне стали более реальными.

Примерно то же было со знаменитыми “фрунзенскими” карнизами. Самым трудоемким процессом в их изготовлении было анодирование. На участке анодирования было жарко (40 градусов), влажно. Женщины-гальванщицы работали в резиновых сапогах и фартуках, дышали кислотными испарениями. Несколько человек окунали трубы в ванны с разными растворами. Ведущий конструктор ОМА Иван ОДНЕНКО и инженер-электрик Павел КОРНИЕНКО сделали автоматическую линию по анодированию карнизов – этакую железную ручку, которая окунала трубы в растворы. Интересно, что

освобожденные от тяжкого труда женщины приняли новую линию в штыки.

Лишь поняв, что их не собираются увольнять с завода, признались, что довольны.
Когда завод им. Фрунзе производил смесители для ванн и кухонь, гальваническую линию “никель-хром” изобретал ОМА, сэкономив родному предприятию $2 млн. – именно столько она стоила в Чехословакии. Потом было сделано еще несколько гальванических линий на более высоком уровне.

Для завода

В заводских цехах хранились горы заготовок. Эстакады были открытыми, а в некоторых цехах их вообще не было. Зимой приходилось добывать детали из-под снега и льда руками и лопатами. Занимались этим в основном ИТРовцы, в том числе и сотрудники ОМА. Случалось, что под снегом не находили нужных деталей, и тормозилось производство: ждали новых заготовок. Да и как можно было в огромной куче железок найти нужную деталь? Даже память кладовщицы не безгранична.
Сотрудникам ОМА надоела эта грязная работа, и в 1968 г. они занялись механизацией складского хозяйства. Планы были грандиозными: создать общезаводскую транспортно-складскую систему с перспективой перевода на ЭВМ. Первый автоматизированный склад был построен в метизном цеху №20.
Сейчас во всех 42 цехах СНПО им. Фрунзе действуют механизированные склады, где без проблем можно найти любую деталь. В цеху №7 – их целых три.

Самый большой склад – в цеху №8: его высота 12 м, грузоемкость – 800 т.

К сожалению, так и остался мечтой компьютерный складской учет, но это уже за пределами возможностей ОМА.

Между “многоэтажными” металлическими пронумерованными ящиками вверх-вниз движется мостовой кран-штабелер, который рабочие прозвали трамваем. Он был спроектирован ведущим конструктором ОМА Анатолием ДОВГОПОЛОМ. Штабелер управлялся рабочим. Крановщицы долго не могли научиться им управлять из-за множества блокировок: лишние движения “выключали” машину во избежание травм. Выключения эти происходили на любой высоте. Сначала начальники цехов скептически и даже враждебно воспринимали нововведение, но, поняв его преимущество перед складом “подножным”, смирились. А начальник цеха №7 Геннадий МАЛЮЧЕНКО один из первых был за механизированные склады. Он часто любовался работой штабелера. А однажды весь завод узнал о вечерних забавах начальника цеха.

Когда складские работники уходили домой, он катался на “трамвае”. Расстояние между полками 90 см, и руки оператора должны быть прижаты к туловищу, иначе машинка автоматически останавливается. Однажды, катаясь на штабелере, Малюченко выставил из кабинки руку, и “трамвай” остановился на солидной высоте. Начальник долго звал на помощь, кто-то его услышал и освободил. На следующий день он устроил разгон начальнику ОМА: дескать, а если женщина застрянет?! Тот рассказал об автоматической блокировке машины, о которой крановщицы знают из инструктажа по ТБ.

Министр машиностроения СССР К. БРЕХОВ, приехав на завод Фрунзе, похвалил главного инженера Владимира ЛУКЬЯНЕНКО за внедрение механизированных складов. С тех пор обязанностью ОМА стало готовить к очередному приезду министра что-нибудь новенькое.

Ворота “Сим-Сим, откройся!” изобретены благодаря директору завода Борису ШАВРЕ, которого раздражало сидение в машине у цеха в ожидании “привратника”: “Я приехал – и ворота должны сию минуту открыться!” Теперь во всех цехах раздвижные ворота: нажал кнопку – и разъехались. Привратников перевели на другую работу.

На месте свиньи

Работая над проектом, сотрудники ОМА всегда ставят себя на место того, кто будет работать с этим механизмом: котельщика, крановщика, станочника. Приходилось им смотреть на свои изобретения даже глазами свиньи – когда строили линию раздачи кормов для свинофермы подсобного хозяйства. Это животное не может молчать, когда другим дают еду, а ему – нет. Пока кормопровод выдавал хрюшкам еду по очереди, на свиноферме стоял жуткий крик: последние возмущались дискриминацией.

Сотрудники ОМА сделали линию, которая почти одновременно выдает тысячам свиней по чуть-чуть корма, а потом, пока они трапезничают, добавляет в кормушки до нормы. И тишина…

Для города

В 1953 г. построили ДК СНПО им. Фрунзе. ОМА получил задание: украсить зал и фойе к Новому году, как в фильме “Карнавальная ночь”. Задание было выполнено: посреди зала вращающалась и мигала елка, Садко играл на гуслях, золотая рыбка “порхала” у стены….Когда по Луне зашагал советский луноход, в ДК тоже появилась подобная машина.

К Новому году был создан и Змей Горыныч, который много лет стоял в центре города, а теперь заслуженно отдыхает на Дуровщине рядом с Владимиром Ильичом. Недели за две до новогодних празников в ОМА принесли пластилинового Змея, который умещается на руке: такой зверь должен стоять у елки. Омовцы успели: в последние дни уходящего года страшилище пугало детей и взрослых огнем из пасти, жутким оскалом, рыком и механическим хвостом.

В 1985 г. весь город строил парк “Сказка”. Вклад ОМА в общее дело – петушок на деревянной крепости, который каждые полчаса махал крыльями и кукарекал, железные двигающиеся рыцари в кинозале, паровозики и тележки в парке.

В 2004 г. ОМА восстанавливал кота, сделанного специалистами ВНИИКОМПРЕССОРМАШа. Вернее, на старый постамент водрузили нового кота, названного Пантелеймоном в честь начальника ОМА Николая Пантелеймоновича РЯБЦА.
[cenimg]
[imgpod]Кот Пантелеймон радостно встречает всех гостей детского парка “Сказка”
[/imgpod]
[/cenimg]

Художницы из театра им. Щепкина по памяти набросали кота в натуральную величину. Сапоги и каркас сделали из металла, голову из проволоки. Собирали животное в цеху №34 СНПО им. Фрунзе. Одевали в театре. Отремонотировали все механизмы в постаменте, насверлили в нем дырочек от сырости, сделали надстройку, чтобы Пантелеймон был виден издалека. Теперь кот снимает шляпу и кланяется посетителям Детского парка. Поначалу он еще и хвостом махал, но дети его сломали. Каждую весну сотрудники ОМА проверяют готовность Пантелеймона к приему гостей.

Досье

Приказом №48/ОК от 28 ноября 1955 г. по Сумскому ордена Ленина машиностроительному заводу им. М.Фрунзе создана группа механизации при отделе главного механика. 2 декабря 1955 г. группа начала работу. Ее руководителем стал Иван СЕВЕРИН. Со временем группа переросла в бюро, затем – в отдел. С 1972 г. отдел механизации возглавляет Николай Рябец. Благодаря деятельности ОМА не одну сотню рабочих на предприятии заменили машины за полвека . Фрунзенцы зовут сотрудников отдела вечными борцами с кувалдой. Сами сотрудники ОМА считаются фанатиками механизации, реализаторами своих и чужих идей, порой бредовых. Николай Рябец называет коллег оркестром, а себе приписывает роль дирижера.
Через отдел механизации за 50 лет прошли 400 человек. Задерживались только те, кого поразила бацилла творчества, витающая в отделе. Люди со стандартным мышлением здесь не задерживаются. Сейчас коллектив ОМА насчитывает 39 человек, все – гении, как считает начальник. А все изобретения ОМА – нестандартны, просты и гениальны. Приходилось делать абракадабры, скрещивая, например, стол расточного стола с токарным станком и инородной фрезой, сэкономив $2 млн. родному предприятию. Приходилось за нереальные сроки реализовывать нереализуемое. И всегда – с успехом.

Несчетное количество раз сотрудников ОМА называли обидными для них словами: профессорами, умниками, гениями… Иногда начальство жалует их настоящими комплиментами.
[cenimg]
[imgpod]Насосы для поющего фонтана в сквере “Дружба” делали на заводе Фрунзе по проекту ОМА[/imgpod]
[/cenimg]