Отдел механизации и автоматизации (ОМА) СНПО им. Фрунзе отметил 50-летие
После войны большая часть оборудования завода им. фрунзе не вернулась из эвакуации. Зато на производстве появились станки, привезенные из Германии. Многие работы выполнялись вручную. Но план нужно было выполнять и перевыполнять… А тут еще кто-то из высших партийцев страны выдвинул лозунг: “Ручной труд – на плечи машин!” Работы у фрунзенского отдела механизации прибавилось, ведь руководители предприятий должны были отчитываться о количестве автоматических линий, цехов, об удельном весе ручного труда, степени механизации и проч.
Отдел механизации на заводе им. Фрунзе создан для усовершенствования производства. Начинали с литейного цеха, проектируя и изготавливая нестандартное оборудование. Реконструкция цеха длится до сих пор. В цеху метизов спроектировано несколько станков для нарезания резьбы в гайках. В середине 60-х был изобретен кантователь на основе гидропривода для перемещения громоздких корпусов оппозитных компрессоров. Он работает до сих пор. После этого – сотни работ. На заводе поняли, что ОМА почти всесилен.
Для народа
В 50-х годах большой популярностью пользовалась “фрунзенская” кровать. О ней мечтали все сумчане, но имели далеко не все. Даже заводчане годами ждали очереди на приобретение дефицита. Спинки кроватей женщины красили вручную. Это был трудоемкий тяжелый труд. ОМА спроектировал и внедрил линию окраски спинок в электростатическом поле. Выпуск кроватей увеличился, мечты сумчан о сладком сне стали более реальными.
Примерно то же было со знаменитыми “фрунзенскими” карнизами. Самым трудоемким процессом в их изготовлении было анодирование. На участке анодирования было жарко (40 градусов), влажно. Женщины-гальванщицы работали в резиновых сапогах и фартуках, дышали кислотными испарениями. Несколько человек окунали трубы в ванны с разными растворами. Ведущий конструктор ОМА Иван ОДНЕНКО и инженер-электрик Павел КОРНИЕНКО сделали автоматическую линию по анодированию карнизов – этакую железную ручку, которая окунала трубы в растворы. Интересно, что
Лишь поняв, что их не собираются увольнять с завода, признались, что довольны.
Когда завод им. Фрунзе производил смесители для ванн и кухонь, гальваническую линию “никель-хром” изобретал ОМА, сэкономив родному предприятию $2 млн. – именно столько она стоила в Чехословакии. Потом было сделано еще несколько гальванических линий на более высоком уровне.
Для завода
В заводских цехах хранились горы заготовок. Эстакады были открытыми, а в некоторых цехах их вообще не было. Зимой приходилось добывать детали из-под снега и льда руками и лопатами. Занимались этим в основном ИТРовцы, в том числе и сотрудники ОМА. Случалось, что под снегом не находили нужных деталей, и тормозилось производство: ждали новых заготовок. Да и как можно было в огромной куче железок найти нужную деталь? Даже память кладовщицы не безгранична.
Сотрудникам ОМА надоела эта грязная работа, и в 1968 г. они занялись механизацией складского хозяйства. Планы были грандиозными: создать общезаводскую транспортно-складскую систему с перспективой перевода на ЭВМ. Первый автоматизированный склад был построен в метизном цеху №20.
Сейчас во всех 42 цехах СНПО им. Фрунзе действуют механизированные склады, где без проблем можно найти любую деталь. В цеху №7 – их целых три.
К сожалению, так и остался мечтой компьютерный складской учет, но это уже за пределами возможностей ОМА.
Между “многоэтажными” металлическими пронумерованными ящиками вверх-вниз движется мостовой кран-штабелер, который рабочие прозвали трамваем. Он был спроектирован ведущим конструктором ОМА Анатолием ДОВГОПОЛОМ. Штабелер управлялся рабочим. Крановщицы долго не могли научиться им управлять из-за множества блокировок: лишние движения “выключали” машину во избежание травм. Выключения эти происходили на любой высоте. Сначала начальники цехов скептически и даже враждебно воспринимали нововведение, но, поняв его преимущество перед складом “подножным”, смирились. А начальник цеха №7 Геннадий МАЛЮЧЕНКО один из первых был за механизированные склады. Он часто любовался работой штабелера. А однажды весь завод узнал о вечерних забавах начальника цеха.
Когда складские работники уходили домой, он катался на “трамвае”. Расстояние между полками 90 см, и руки оператора должны быть прижаты к туловищу, иначе машинка автоматически останавливается. Однажды, катаясь на штабелере, Малюченко выставил из кабинки руку, и “трамвай” остановился на солидной высоте. Начальник долго звал на помощь, кто-то его услышал и освободил. На следующий день он устроил разгон начальнику ОМА: дескать, а если женщина застрянет?! Тот рассказал об автоматической блокировке машины, о которой крановщицы знают из инструктажа по ТБ.
Министр машиностроения СССР К. БРЕХОВ, приехав на завод Фрунзе, похвалил главного инженера Владимира ЛУКЬЯНЕНКО за внедрение механизированных складов. С тех пор обязанностью ОМА стало готовить к очередному приезду министра что-нибудь новенькое.
Ворота “Сим-Сим, откройся!” изобретены благодаря директору завода Борису ШАВРЕ, которого раздражало сидение в машине у цеха в ожидании “привратника”: “Я приехал – и ворота должны сию минуту открыться!” Теперь во всех цехах раздвижные ворота: нажал кнопку – и разъехались. Привратников перевели на другую работу.
На месте свиньи
Работая над проектом, сотрудники ОМА всегда ставят себя на место того, кто будет работать с этим механизмом: котельщика, крановщика, станочника. Приходилось им смотреть на свои изобретения даже глазами свиньи – когда строили линию раздачи кормов для свинофермы подсобного хозяйства. Это животное не может молчать, когда другим дают еду, а ему – нет. Пока кормопровод выдавал хрюшкам еду по очереди, на свиноферме стоял жуткий крик: последние возмущались дискриминацией.
Сотрудники ОМА сделали линию, которая почти одновременно выдает тысячам свиней по чуть-чуть корма, а потом, пока они трапезничают, добавляет в кормушки до нормы. И тишина…
Для города
В 1953 г. построили ДК СНПО им. Фрунзе. ОМА получил задание: украсить зал и фойе к Новому году, как в фильме “Карнавальная ночь”. Задание было выполнено: посреди зала вращающалась и мигала елка, Садко играл на гуслях, золотая рыбка “порхала” у стены….Когда по Луне зашагал советский луноход, в ДК тоже появилась подобная машина.
К Новому году был создан и Змей Горыныч, который много лет стоял в центре города, а теперь заслуженно отдыхает на Дуровщине рядом с Владимиром Ильичом. Недели за две до новогодних празников в ОМА принесли пластилинового Змея, который умещается на руке: такой зверь должен стоять у елки. Омовцы успели: в последние дни уходящего года страшилище пугало детей и взрослых огнем из пасти, жутким оскалом, рыком и механическим хвостом.
В 1985 г. весь город строил парк “Сказка”. Вклад ОМА в общее дело – петушок на деревянной крепости, который каждые полчаса махал крыльями и кукарекал, железные двигающиеся рыцари в кинозале, паровозики и тележки в парке.
В 2004 г. ОМА восстанавливал кота, сделанного специалистами ВНИИКОМПРЕССОРМАШа. Вернее, на старый постамент водрузили нового кота, названного Пантелеймоном в честь начальника ОМА Николая Пантелеймоновича РЯБЦА.
[cenimg]
[imgpod]Кот Пантелеймон радостно встречает всех гостей детского парка “Сказка”
[/imgpod]
[/cenimg]
Художницы из театра им. Щепкина по памяти набросали кота в натуральную величину. Сапоги и каркас сделали из металла, голову из проволоки. Собирали животное в цеху №34 СНПО им. Фрунзе. Одевали в театре. Отремонотировали все механизмы в постаменте, насверлили в нем дырочек от сырости, сделали надстройку, чтобы Пантелеймон был виден издалека. Теперь кот снимает шляпу и кланяется посетителям Детского парка. Поначалу он еще и хвостом махал, но дети его сломали. Каждую весну сотрудники ОМА проверяют готовность Пантелеймона к приему гостей.
Досье
Приказом №48/ОК от 28 ноября 1955 г. по Сумскому ордена Ленина машиностроительному заводу им. М.Фрунзе создана группа механизации при отделе главного механика. 2 декабря 1955 г. группа начала работу. Ее руководителем стал Иван СЕВЕРИН. Со временем группа переросла в бюро, затем – в отдел. С 1972 г. отдел механизации возглавляет Николай Рябец. Благодаря деятельности ОМА не одну сотню рабочих на предприятии заменили машины за полвека . Фрунзенцы зовут сотрудников отдела вечными борцами с кувалдой. Сами сотрудники ОМА считаются фанатиками механизации, реализаторами своих и чужих идей, порой бредовых. Николай Рябец называет коллег оркестром, а себе приписывает роль дирижера.
Через отдел механизации за 50 лет прошли 400 человек. Задерживались только те, кого поразила бацилла творчества, витающая в отделе. Люди со стандартным мышлением здесь не задерживаются. Сейчас коллектив ОМА насчитывает 39 человек, все – гении, как считает начальник. А все изобретения ОМА – нестандартны, просты и гениальны. Приходилось делать абракадабры, скрещивая, например, стол расточного стола с токарным станком и инородной фрезой, сэкономив $2 млн. родному предприятию. Приходилось за нереальные сроки реализовывать нереализуемое. И всегда – с успехом.
Несчетное количество раз сотрудников ОМА называли обидными для них словами: профессорами, умниками, гениями… Иногда начальство жалует их настоящими комплиментами.
[cenimg]
[imgpod]Насосы для поющего фонтана в сквере “Дружба” делали на заводе Фрунзе по проекту ОМА[/imgpod]
[/cenimg]