Без цензуры
Роман нашего земляка Михаила Арцыбашева “Санин” вызвал ряд судебных процессов в России, Германии, Австро-Венгрии. В начале ХХ в. автора обвиняли в порнографии
Михаил Арцыбашев “засветился” в мире литературы в 1901 г. рассказом “Паша Туманов”. В 1907 г. вышел нашумевший роман “Санин”, который был сразу переведен на многие иностранные языки. В 1909-1912 гг. появились его новые произведения: “Миллионы”, “Рабочий Шевырев”, “У последней черты”. Кроме того, Арцыбашеву принадлежат несколько пьес.
Розовые мечты
Родился Михаил Арцыбашев в 1878 г. в мелкопоместной дворянской семье Харьковской губернии (теперь с. Доброславовка Ахтырского района Сумской области). Его мать по происхождению полька, отец служил в гвардии, был исправником в Ахтырке. С этим городом связаны все юношеские впечатления Михаила. Почти во всех его произведениях фигурирует один и тот же утонувший в зелени садов южнорусский городок на берегу живописной реки, с изящным монастырем, с уютным бульваром, по которому гуляет жизнерадостная молодежь. И свежесть молодых впечатлений так велика, что совершенно исчезает отпечаток серой обыденщины, с которой связывается обыкновенно представление об уездном городишке.
В гимназии Михаил проучился лишь до 5 класса. Некоторое время учился в харьковской школе живописи. Попытка поступить в Академию художеств не удалась из-за отсутствия аттестата, но рисовать Арцыбашев продолжал.
Литература и революция
На революцию 1905 г. Арцыбашев откликается рядом повестей и этюдов. Для некоторых из них материалом послужили подлинные исторические факты. Так, рассказ “Кровавое пятно” написан под впечатлением многочисленных расправ и расстрелов 1905 г. “На белом снегу” – это картина ожесточенной борьбы в Прибалтике.
В 1907 г. Арцыбашев пишет повесть “Человеческая волна”, где переплетаются эпизоды московского восстания, история с “Потемкиным” в Одесском порту и восстание моряков в Севастополе.
Революционные сюжеты писатель мастерски разбавляет своими излюбленными темами убийств, самоубийств и расстрелов. Причем акценты расставляет по-своему: не на причинах и не на самом факте убийства или расстрела человека, а на последствиях уничтожения личности.
Скандальный имидж
Литературное имя писатель “сделал” себе повестью “Смерть студента Ланде”, которая была напечатана в “Журнале для всех” в 1904 г. Огромную, хотя и в некоторой степени сомнительную известность доставил ему роман “Санин”. Первоначально он был опубликован в “Современном мире” в 1907 г., а затем быстро разошелся отдельным изданием. Второй тираж был конфискован, а автор привлечен к уголовной ответственности “за порнографию”. Переведенный на многие иностранные языки, “Санин” всюду имел сенсационный успех. В Германии автор романа подвергся судебному преследованию, причём одновременно в двух городах — Берлине и Мюнхене, однако оно закончилось оправданием Арцыбашева. Было возбуждено преследование и против переводчиков в Венгрии. За первую часть романа “У последней черты” (1910 г) против Арцыбашева было возбуждено судебное преследование “за порнографию”.
После Октября
В годы революции 1917 г. Арцыбашев выступил как публицист (“Записки писателя”), а в августе 1923г., получив польское гражданство эмигрировал. В Польше он стал руководителем и постоянным автором газеты “За Свободу!”, одним из злейших врагов советской власти.
В газете он печатал обозрения преимущественно общественно-политического содержания под общим названием “Записки писателя”. Уже в Варшаве были изданы сборник “Под солнцем” (1924) и пьеса в стихах “Дьявол: Трагический фарс” (1925),собраны в книгу статьи из газеты “За Свободу!”(Варшава, 1925). Посмертно вышла книга “Черёмуха” (1927). Для русской эмиграции в Польше Арцыбашев был образцом непримиримости к большевистскому режиму. День его смерти отмечался собраниями и траурными митингами.
Слава и послеславие
Литературные критики в оценке творчества Арцыбашева разделилась на два лагеря: одни восхищенно считали его писателем-солнцепоклонником, певцом любви и торжества жизни, другие же зачислили его в разряд “смертяшкиных” и “гробокопателей”, безнравственных проповедников гибели, разрушителей человеческой морали. Скандальная слава сопутствовала Арцыбашеву на протяжении долгого времени. В России он вошёл в разряд буржуазных, антисоветских, а следовательно, и запрещенных авторов. На его книги было наложено строгое табу как на “безыдейные”, “антинародные”, “декаденствующие”. В этой же “компании” оказались Андрей БЕЛЫЙ, Борис ЗАЙЦЕВ, Иван ШМЕЛЕВ, Борис ПОПЛАВСКИЙ, Иван БУНИН, Дмитрий МЕРЕЖКОВСКИЙ, Зинаида ГИППИУС, Федор СОЛОГУБ.
3 марта 1927 г. Михаил Петрович Арцыбашев умер в Варшаве. Журнал “Огонек” отозвался на это скорбное событие публикацией портрета писателя, а под ним – кощунственными по своей холодности словами: “За границей умер М.П. Арцыбашев”. Вряд ли кто-нибудь из русской читающей публики горевал о смерти столь знаменитого в свое время беллетриста.
Михаил Петрович Арцыбашев – писатель, драматург, публицист.
Учился в Ахтырской гимназии, в Харьковской школе рисования и живописи (1897-1898). С 1894 г. сотрудничал в провинциальных газетах (например, в харьковской газете “Южный край”), публикуя заметки, репортажи, рассказы. В 1898 г. переехал в Санкт-Петербург. Публиковал обзоры выставок, карикатуры, юмористические рассказы в “Петербургской газете”, “Петербургском листке”, журнале “Шут”. В 1899 г. у Михаила Петровича родился сын Борис, ставший впоследствии известным американским иллюстратором.