Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Бабушка с куклами

117

Для Валентины Федчун творчество — движение души и рук, независимое от сознания, желаний, профессии и возраста

Алексей Сикорский

Бабушкой Валентину ФЕДЧУН посторонние не называют. Но если есть внучка Диана и внуки Владик и Вадим — значит, все-таки бабушка. Хоть и молода для этого почетного звания годами и внешностью. А душа — она вообще вне возраста. От большинства бабушек Валентина отличается еще тем, что любит играть в куклы. И даже сама их делает. Дома у нее собралась большая компания, целый кукольный театр. Это не считая кукол, которые ушли жить к внукам.

Влияние внуков, телевизора и фантазии

Вообще, Валентина всегда шила и вышивала, чему научилась у мамы и бабушки. А первая кукла появилась года три назад. Тряпичный Буратино был востребован внуками. Существует сугубо практическое объяснение. Внуки достигли такого возраста, когда понадобилась красивая, универсальная и прочная кукла. Такая, чтобы не только любоваться, но и гнуть туда-сюда, чуть ли не узлом завязывать. Фабричные куклы такого не выдерживают, да и кто они такие?! Несчастные дети конвейеров! А у бабушки Валентины не куклы, а собрание уникальных личностей. Сама она объясняет их возникновение просто: «Захотелось сделать что-то особенное для внуков». Так появились первые «буратины». Дома остался один, остальные — у внуков. Буратино потребовалась компания — так стали появляться другие персонажи. Иногда все начиналось с идеи, а заканчивалось присвоением имени новой личности. Есть в этом обществе и кинозвезды.Не литературные персонажи, а именно герои голубого экрана, как, например, Труфальдино из Бергамо или Д’Артаньян с Констанцией. Гасконский дворянин пока без шпаги и даже без рук, а остальные куклы укомплектованы полностью.

Образ и детали

Особо нужно отметить какое-то восточное, «дзенское» отношение к скрытым деталям. Например, при длинном платье XXI века обувь обычно не видна, но туфельки есть. Маленькие, аккуратные и стильные. У Роксоланы и султана туфли именно турецкие, а не какие-нибудь среднестатистические.
Каждая кукла обладает своими индивидуальными аксессуарами, мелкими деталями, создающими конкретный, запоминающийся образ. Именно они превращают куклу «вообще» в личность. Курточка, зонтик, шляпка особого покроя — в каждом случае включается авторская фантазия, и повторы здесь невозможны.

Имена и истории

Без имени не может обходиться ни одна личность, даже если это кукла. Иногда с имени всё начинается, оно формулирует задачу, как, например, Буратино. Он — классический современный «проблемный подросток». Внучка Валентины Диана одной из кукол дала своё имя — поделилась им. Это признак симпатии и полного доверия. Позже кукла стала ассоциироваться с известной принцессой.
Роксолана и Султан — особые персонажи. Это не просто герои фильма, а первые реальные исторические личности в кукольной компании. Хотя натолкнул на их создание именно телефильм, в этих образах привлекает не портретное сходство с телегероями, а сочетание экзотики и художественного вымысла. На самом деле эта парочка — очень не простые игрушки: Восток — дело тонкое.
Людмила — переосмысленный персонаж пушкинской сказки, её не узнала бы даже сама Арина Родионовна. Ничего от русских былинных красавиц в сарафанах и кокошниках. Эта Людмила — холодная, аристократичная дама, похожая на Снежную Королеву. Впрочем, художник не всегда понимает сам себя…
А в оживлении одной безымянной куклы принял участие наш журналист. Посмотрел на носатую, «помаранчево-рыжую» девицу с явно ведьмовскими задатками и назвал её Ириной. С этим именем она теперь будет жить во веки веков.

Смысл

Что такое для неё эти существа, созданные собственноручно из всяких лоскутков, ниток и бижутерии?! Это «доброе утро» в начале дня, «привет» при возвращении с работы. На самом деле это очень серьезная игра, придающая жизни особую красоту. Валентина говорит о своих куклах: «Они не мои, не от меня. Это мне Бог дает, а я только делаю». Делает старательно, не спеша, чтобы не обидеть ни куклу, ни того, кто дает вдохновение. Например, ботфорты Д’Артаньяна пришлось зарисовывать при повторном показе фильма, так как вначале их дизайн не запомнился. Зато шевалье обут как подобает.
Пообщавшись с Валентиной Федчун, мы обратили внимание на ее творческий подход ко всему. К обработке земли, которая в ее жизни присутствовала всегда, к каждой вышитой салфеточке или рушнику, к созданию абсолютно гениальных пирожков с яблоками. Валентина — обыкновенная сумчанка. Переехала из Ровенской области к нам еще маленькой, вместе с родителями. С детства занималась хозяйством, иногда подготовку школьных домашних заданий совмещала с выпасом коровы. Сейчас работает агрономом, считает себя человеком вполне заурядным. А куклы — так, для себя и для внуков — больше это, по ее мнению, никому не интересно. Нам так не кажется.

Как это делается

Технология изготовления кукол лучше всего видна на только что начатой Мальвине. Буратино, что интересно, был первым, а его партнёрша по сказке только обозначилась. Но обозначилась, бесспорно, вполне узнаваемо — причёска ярко- голубого цвета. Конструктивная особенность кукол Валентины Федчун в отсутствии скелета, жесткого каркаса. Никаких палочек-проволочек. Руки, ноги, голова, туловище шьются отдельно, как мешочки из ткани, которая потом очень плотно набивается ватой. Таким образом видимая жесткость совмещается с пластичностью. Куклой можно не только любоваться — её можно дать любознательному и инициативному ребёнку для изучения и экспериментов. Что-то безнадёжно сломать в кукле ничего не возможно, все мыслимые повреждения легко устранимы.
Все материалы мягкие, а их происхождение не всегда известно даже самому автору. Мы поинтересовались, из чего сделаны роскошные голубые волосы Мальвины. Валентина честно призналась, что не знает. Оказывается, она все-таки демонстрировала некоторых кукол на работе. После этого сотрудницы стали снабжать Валентину материалами, которые могут пригодиться. Обрезки различных тканей, тюль, из которого выходят пикантные кружевные панталоны, фурнитура, бижутерия, нитки и т.д. Как всё это применять — решать мастеру. В соответствии с поставленной задачей. В случае с Мальвиной голубые волосы являются визитной карточкой, и они уже есть. А как называется исходный материал и откуда он взялся — неважно.
Одежда и обувь шьётся отдельно, а потом кукла облачается. Иногда бывает нужна подгонка. Очень важно при изготовлении соблюдать пропорции тела, поэтому, и, естественно, одежда и обувь шьются по мерке, как в ателье.