Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Алло! Это «скорая»?

433

В Сумах станция скорой помощи занимается экстренными вызовами и оказанием неотложной помощи

Анастасия Мазур

В экстренных ситуациях выбирать не приходится. Когда здоровье и жизнь в опасности, последняя надежда — скорая помощь. Номер телефона «03» мы знаем с детства и чуть что звоним туда. Но насколько оправданы надежды, возлагаемые на бригады экстренной помощи? Учитывая то, в каком упадке находится украинская медицина, могут ли они хоть чем-нибудь помочь? На что могут рассчитывать сумчане?

С ветерком

Станция скорой помощи в Сумах находится на территории горбольницы № 1 по адресу: пер. Гражданский, 4а. Как рассказывает заместитель главврача станции Ольга КАЛИНИЧЕНКО, «скорая» располагается таким образом, чтобы бригадам было удобно добираться во все районы города. Согласно нормативам, машина должна доезжать до больного или пострадавшего не дольше 15 минут с момента поступления вызова в пределах города и до 30 минут в районы. По словам заместителя главврача, в большинстве случаев норматив удается выполнить, причем на ДТП «скорые» приезжают за 7–8 минут.

На сумской станции работают 20,5 бригад — из расчета минимум 0,7 бригады на 10 тыс. населения. Есть несколько видов бригад: реанимационная, кардиологическая, педиатрическая, неврологическая и общепрофильная. Какую из них отправлять на вызов, решает диспетчер, который принимает звонок. Одновременно на смене работают 15–17 машин, но главврач «скорой» Александр КРЮЧКОВЕНКО шутит, что не хватает еще парочки вертолетов.

В работе экстренной службы есть свои правила. В случае, когда большинство машин занято и приходится выбирать, на какой вызов отправиться в первую очередь, срабатывают следующие приоритеты. ДТП, катастрофы и несчастные случаи в общественных местах обслуживаются быстрее, чем любые другие. Происшествие на рабочем месте «приоритетнее» перед происшествием в домашних условиях. К пострадавшим детям приедут быстрей, чем к пострадавшим взрослым. На острые заболевания (инфаркт, инсульт, кровотечение) отреагируют скорей, чем на хронические.

Ольга Калиниченко подчеркивает, что нужно различать скорую помощь и неотложную. “”Скорая помощь” существует для экстренных случаев, когда непредоставление помощи может привести к смерти или утраты работоспособности. По сути, работа наших бригад заканчивается на пороге квартиры. Дальше дело за неотложной помощью, которая должна работать при городских поликлиниках. Но так как этой службы нет, мы выполняем ее работу. Однако мы предоставляем экстренную помощь, но не можем назначать лечение, о чем нас часто просят”, — говорит врач.

Дорогое удовольствие

Говорят, что по станции скорой помощи можно судить о городе в целом — о его благосостоянии и о том, насколько власти беспокоятся о жителях. «Не надо думать, что сумская „скорая“ бедная. У нас есть все необходимое, чтобы оказывать эффективную помощь», — заявляет Ольга Калиниченко. Она обосновывает это большими затратами на «скорую» — ежегодно на нее тратится десятая часть бюджета городской медицинской сферы. Даже в случае перебоя финансирования на станции есть постоянный запас медикаментов и бензина.

Это правда, что вызов службы «03» — дорогое удовольствие. Один выезд обходится бюджету приблизительно в 100 грн., а до конца года прогнозируют подорожание до 140 грн. В день каждая машина «накатывает» по 200 км на вызовах, потребляя по 10–15 л бензина на 100 км пути.

“Но это ни в коем случае не значит, что сумчане должны платить бригаде за обслуживание или медикаменты. Экстренная помощь предоставляется бесплатно”, — заявляет Ольга Калиниченко. О тех случаях, когда медперсонал настаивает на денежном вознаграждении, специалист просит сообщать по телефонам горячей линии: 22–11–98, 22–05–78.

Что нужно сообщить диспетчеру «03»

Некоторые сумчане жалуются, что, когда им приходится обращаться в «скорую», диспетчеры задают много ненужных вопросов. Вместо того чтобы быстро реагировать на вызов, они теряют драгоценное время. Диспетчер «03» с 41-летним стажем Людмила ТРОНЬКО заявляет, что среди этих вопросов нет ни одного лишнего. «Во-первых, получая звонок, мы обязаны заполнить бегунок, утвержденный Минздравом. Он содержит обязательные вопросы, которые помогают установить, какую именно бригаду нужно вызывать и как ей быстрее добраться до больного. Не стоит думать, что машина не отправляется до тех пор, пока бланк не заполнен. Пока один диспетчер принимает вызов, второй увидел адрес на бегунке и уже передает его бригаде — то есть пока родственники пострадавшего еще говорят по телефону, машина уже едет», — рассказывает она.

Какую информацию следует сообщить диспетчеру? По словам Людмилы Тронько, нужно ответить на все вопросы точно и желательно спокойно. В день на «03» поступают около 250 звонков, которые обслуживают такие же люди. «Народ сейчас невыдержанный, особенно молодежь. А если диспетчер отреагирует на резкую фразу, завяжется ненужная ссора», — говорит специалист. Сама она уже научилась не принимать во внимание грубости по телефону. За годы работы у нее сложилась манера речи — она говорит спокойно, без эмоций. Людмила Тронько признается, что работать в «скорой» сложно. «На протяжении 12 часов нужно держать в голове перемещение 15–17 машин. Знать, какая из них в каком районе, кто сможет подъехать на новый вызов, справится сам или нужно вызывать специализированную бригаду…»

По словам диспетчера, очень мешают работе звонки не по теме. Люди звонят, чтобы узнать номер телефона ближайшей поликлиники, время или даже дату. Дети часто хулиганят по телефону. А иногда диспетчерам приходится объяснять сумчанам, на какие вызовы реагирует «скорая». Это бывает в случаях, когда просят приехать и полечить собачку, ведь она как член семьи. Запомнился случай, когда диспетчеру «скорой» сообщили о болезни канарейки.

Диспетчеры сумской станции «скорой помощи» подчеркивают, что, если у вас болит голова, «скорая» может приехать. Но это значит, что она в этот момент не приедет к тому, у кого возникла серьезная проблема с сердцем. А когда в следующий раз у вас будут настоящие проблемы, «скорая» может задержаться, потому что у кого-то болит голова.

Врачи с диагнозом

У врача службы скорой помощи есть время отдохнуть, пока номер его бригады не объявили по селектору. Как только прозвучало сообщение, которое слышно по всей станции, нужно отправляться на вызов — и так 12 часов. Потом два дня выходных. Как рассказывает врач «скорой» Нина КОСТЕНКО, биоритмы у всех сотрудников станции давно сместились — ночью спать не хочется, засыпаешь, когда надо. «Организм уже настолько приловчился, что, даже если заснешь на станции, сразу просыпаешься, как только по селектору объявляют номер твоей бригады, а если чужой — можно продолжать спать», — признается она.

По ее словам, раньше на старой станции диспетчеры сами приходили к врачам, будили и отдавали заполненные бегунки. «Бывало, дома спишь, кто-то разбудит — начинаешь искать по карманам бегунок, бояться, что потеряла. И понимаешь, что нет никакой бумажки, смена-то закончилась», — делится врач.

Нина Костенко говорит, что работать на «скорой» — это даже не призвание, а диагноз. На такую напряженную жизнь могут согласиться только небезразличные. А женщинам иногда приходится очень сложно — когда приезжаешь на вызов, например, к пьяным. Их приходится поднимать, перекладывать, а они ведут себя так, будто им совсем не нужна помощь. «Был случай, когда мужчина выгуливал собаку и его резко парализовало. Он лежит без движения, а мы даже приблизиться не можем — собака никого не подпускает. Пришлось вызывать еще и милицию, чтобы обезвредить животное», — рассказывает врач.

По словам Нины Костенко, настоящий бич «скорой» — это вызовы к пьяным и травмированным в результате катания на скутерах. Первые пьют месяцами, а потом их родственники хотят, чтобы врач сделал укол и все сразу прошло. Вторые не знают элементарных правил дорожного движения, из-за чего и страдают.
Вызовы на симуляцию суицида тоже не редкость в Сумах. Если муж изменил жене, она демонстративно выпивает таблетки, как правило, такие, которых нужно выпить мешок, чтобы отравиться — активированный уголь, антибиотики, витамины. В таких случаях мужья сильно переживают, чувствуя свою вину, и ведут себя нервно. «Так ты еще и переживаешь?! А как ходил к Вальке (Таньке, Ленке), не переживал?» — отвечают «самоубийцы». В таких случаях врачи видят, что их помощь уже не нужна.
Специалисты «скорой» знают: чтобы понять, в чем дело, нужно убрать ненужных зрителей. «Если вызов по гинекологической части, дочка не расскажет о причине в присутствии родителей. У меня был случай, когда 16-летняя девочка пожаловалась на боли в животе. У нее прощупывалось какое-то образование, я подумала — киста, посоветовала сходить в поликлинику. На следующий день мне звонят наши диспетчеры: твоя „киста“ мальчика родила», — рассказывает врач.

А иногда девушка решает проверить, любит ли ее «вторая половина», и устраивает спектакль. 8 марта поступил звонок от парня, который сообщил, что его девушка лежит без сознания. Приехав на вызов, выяснилось, что пара отмечала Женский день, ходила в кафе. Девушка пила только сухое вино, не курила. Но когда она вышла из кафе, ноги подкосились, и она упала в обморок. Так как девушка была стройной, а парень — крепкий, он взвалил ее на плечи и донес до дому. Дома уже причитала его мама: «Какая это жена будет, спивается, какие дети родятся и т.д.». А девушка лежит на кровати с закрытыми глазами и ни на что не реагирует, но когда подносят нашатырный спирт — задерживает дыхание. «Но мы-то видим, что у нее веки подрагивают. Если она хочет разыгрывать комедию, мы поможем», — улыбается врач.

Доктор поставил больной капельницу с физраствором. Это называется «водная нагрузка» — безвредная процедура, которая быстро выводит алкоголь из крови. А в конце капельницы в систему ввели мочегонное средство. Девушка притворялась еще некоторое время, а потом пулей помчалась в туалет. Вернувшись, она села на диван и надула губы. «Что-то болит? — „Нет“. И мы уехали», — рассказывает специалист.
Получают ли врачи благодарность за свою работу? Нина Костенко говорит, что сама вознаграждений не просит. «Бывает, идешь по двору, похвалишь клумбу. А пока с пациентом возишься, хозяева букетик соберут. Иногда угощают яблоками, конфетами. Я не отказываюсь, но сама никогда не напрашиваюсь».