Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Александра Сокол о смысле творчества

866
Алексей Сикорский

Сам год рождения, 1944, уже вызывает в сознании определенные картины. И весьма невеселые. Война, послевоенные годы и все негативное, что с этим связано. Жили тяжело, это общеизвестно. Та большая страна вроде бы победила, но люди оказались в крайней нужде, из которой предстояло выкарабкиваться. Тому, кто не застал этого времени, трудно представить себе послевоенную реальность.

Но тем не менее люди не ощущали себя какими-то убогими — напротив, многие жили жизнью гораздо более полноценной и богатой, чем сегодняшнее существование, когда материальные блага относительно доступны.

Предчувствие судьбы

Не столь интересно, как Александра Сокол стала человеком театра, сколь, почему именно это произошло. Артисткой ее стали называть с детства. В двухлетнем возрасте уже читала стихи Пушкина — это старания мамы.

Но представьте себе, каким феноменом выглядел такой ребенок на глухом хуторе в Недригайловском районе! Ведь это вам не спецгруппа для особо одаренных, тогда все было попросту…

Потом Роменская средняя школа №7, первый класс, 1951 г. Время далеко еще не изобильное. Но директор школы находил способы заработать и, главное, знал, как с толком потратить деньги. О нем Александра Михайловна говорит: «Он родился раньше, чем ему положено». Этот человек с 18 лет был директором детских домов. Может быть, сказалось то, что в детстве он пережил еврейский погром, в котором погибла вся семья!

Довольно средненький учитель математики, но талантливый и честный коммерсант. Он вывозил учеников 4–10 классов на работу в совхозы, а заработанные деньги не проедались, а вкладывались в культуру.

В провинциальной школе имелась масса различных кружков. Александра Михайловна вспоминает, что был, например, духовой оркестр и капелла бандуристов.

До 1949 г. в Ромнах существовал театр, основанный еще до революции. Когда театр закрыли, многие специалисты остались жить в Ромнах. Таким образом, в школьных кружках стали преподавать люди солидной квалификации. В школе были высококлассные хормейстер, балетмейстер и др. А деньги на содержание кружков дети зарабатывали сами, других источников не было.

Пятиклассница Сокол пела в опере «Маша и медведь». Дети поставили оперу, которая шла в городе с большим успехом. Полноценная опера, только пели под аккордеон.
В общем, с выбором профессии все было решено — театр.

Была еще одна мысль, другой вариант — петь. Но старик-хормейстер сказал:

«В искусстве нужно быть звездой или вообще туда не идти».

«Тогда я ему поверила, — делится мыслями Александра Михайловна, — а сейчас думаю, что из меня могла бы получиться камерная певица». Да, плюс к этому еще и драматический дар. Было бы интересно, ярко.

Но случилось то, что случилось. Александра Сокол поехала поступать в Харьковский театральный институт.

Путь в Сумы

Поступить туда, куда собиралась, не удалось. Педагоги посоветовали поступать в Харьковский институт культуры на режиссерский факультет, Александра Михайловна согласилась. Но актрису в ней разглядели — этого не спрячешь. Завкафедрой режиссуры Александр Брониславович СКИБНЕВСКИЙ сказал однажды: «После института поедешь в Сумы. Там великолепный театр». «Я не хотела, — признается Александра Михайловна, — мечтала уехать куда-нибудь подальше от дома. Но Скибневский настоял».

Настаивать у него были причины. С театром им. Щепкина он познакомился, когда приехал сюда принимать дипломную работу у одного из своих студентов. И увидел труппу… Тот театр он называл одним из лучших на Украине. Именно тот. Он увидел настоящую русскую драматическую школу. Александра Михайловна объясняет: «Для русской школы характерна мягкость, а украинская — это, наоборот, форсированные эмоции».

В общем, поступила Александра Михайловна в щепкинскую труппу и отдала этому театру 34 года. Конечно, мы не удержались и спросили о причине перехода в Театр для детей и юношества. Подробно на эту тему Александра Михайловна говорить не стала, сказала только, что очень болезненно было расставаться с театром, в котором прожила столько лет.

Театр как жизнь и жизнь как театр

Коллектив в театре им. Щепкина подобрался действительно незаурядный. Александра Михайловна помнит всех коллег и товарищей. Вспоминает, например, как Александр Скибневский сказал об артисте Андрее НОСАЧЕВЕ: «Он играет еврея без акцента, и ему веришь. Он играет судьбу». О своей подруге и коллеге Нине МИХАЙЛОВОЙ такой отзыв: «Она — героиня театра. Таких нет больше и, наверное, не скоро появятся. Медею Эврипида сыграет не каждая актриса. Нет, играть, конечно, можно, но сыграть по-настоящему…» Воспоминания о товарищах и друзьях — отдельная большая тема. О том, что отличает настоящего артиста, Александра Сокол сказала так:

“У актера блестят глаза. И это видно, с какой бы стороны вы на него ни смотрели. Глаза гипнотизируют”.

Александра Михайловна жила вместе с театром. Проехала с ним около 40 городов и с удовольствием вспоминает, что посетила больше сотни разных музеев. Это не считая московских и ленинградских. Жизнь богатая и разнообразная.

Интересно послушать рассказ о получении почетных званий, «регалий», как их иронично называет артистка. В горкоме на нее обратили внимание, когда потребовалось организовать капустник в честь окончания строительства нового театра. Сценарий поручили Александре Михайловне. Было создано нечто по мотивам «Купца Калашникова» с указанием на Михаила Афанасьевича ЛУШПУ лично. Горком встал на дыбы: «При чем тут личность, народ строил!» Нужно было переписывать.
Ночью, спешно. В новом сценарии фигурировал некий Строитель, но все равно было понятно, о ком речь. Сценарий утвердили, но позже Михаилу Лушпе подарили красиво оформленный тот, первый вариант.

Потом — путевка в Москву с возможностью посещения всех московских театров. По возвращении Александра Михайловна узнала, что ее представили к званию Заслуженной артистки Украины. А реакция на присвоение звания была неожиданной. Вот что вспоминает: «Стресс. Противоположная реакция. Свалилось это неожиданно. Возвращаясь домой, наломала себе сирени и, что удивительно, никто меня не тронул, хотя с этим тогда было строго — штрафовали за каждый цветок.
Потом позвонила в Ромны родным. Праздновали долго, месяцев шесть!»

Заслуженной артисткой Украины Александра Сокол стала в 1979 году.

Не за капустник, конечно, но и он свою роль сыграл. А звание народной артистки ей присвоили в 1999 г. Это уже другая страница биографии, иные времена. «С этим званием у меня связано воспоминание о небольшом „уклоне в пятку“, — говорит Александра Сокол. — Президент куда-то уехал, некому было подписывать нужные бумаги. В общем, ничего быть не должно… И вот на генеральной репетиции после нашего с Лешей ВЕРТИНСКИМ выступления объявляют, как положено, выступавших. Тут впервые слышу — „народная“. Меня как ударило. Звание высокое, и нужны обстоятельства, чтобы ему соответствовать. Режиссура, драматургия и многое другое. Это ответственность».

О «регалиях» вообще Александра Михайловна сказала: «За них нельзя убиваться. Если сделать звание своей целью — никогда не получишь!»

Вместо эпилога

Трудностей, неудач, конфликтов всегда хватало. В 1995 — 2000 гг. Александра Сокол руководила детским театром «Скворешня» в ДДЮ. Пришлось уйти, т.к., по рассказу Александры Михайловны, театр существовал как бы в вакууме. Без всякой помощи извне, на энтузиазме. Силы человеческие не беспредельны. В театре играли около 40 детей в возрастем от 7 до 17 лет. Сейчас повзрослевшие артисты «Скворешни» осознают, насколько повлиял театр на их становление. Со многими из своих подопечных Александра Михайловна до сих пор поддерживает отношения.

С Татьяной СУРГАН, например, они подруги. Кстати, Татьяна в 12 лет получила гран-при на республиканском конкурсе чтецов. Настоящем, взрослом конкурсе.
Народная артистка Украины в детском театре… Работает над постановкой «Варшавской мелодии». С зимы. Дело продвигается медленно, но о том, чтобы сдаться, речи нет. Мелодия прозвучит. А потом будут другие.

Александра Михайловна Сокол вспоминает слова Эфроса о том, что в театре главное не самореализация, не реакция публики, а сам процесс работы над ролью.
Другой человек из другого театра, Михаил ЖВАНЕЦКИЙ, сказал похожее: «Ты пишешь и чувствуешь, что идет. Это счастье».

Досье

Александра Михайловна СОКОЛ, народная артистка Украины. Родилась в 1944 г. в Недригайловском районе, но вскоре семья переехала в Ромны. Отец — рабочий, мама — учительница. Роменскую среднюю школу №7 запомнила на всю жизнь и вспоминает с большой теплотой. Именно там был первый выход на сцену, начало артистической деятельности.

В 1961 г. поступила в Харьковский институт культуры на факультет режиссуры. После окончания его попала в Сумы, в театр им. Щепкина. Актрисой, не режиссером. Данные драматической актрисы сумели разглядеть педагоги. Работа в театре им. Щепкина с 1967 по 2001 гг. — целая жизнь, 34 года! С 2001 г. работает в Театре для детей и юношества, это еще 5 лет, отданных театру. Правда, совсем другому.

Имеет около 20 лет педагогического стажа. Готовила абитуриентов, и весьма успешно, преподавала в культпросветучилище, которое теперь называется училищем культуры и искусств им. Д. Бортнянского. С 1995 по 2000 г. руководила детским театром «Скворешня». Это название в ДДЮ до сих пор осталось, но театр уже иной…

Сейчас занимается постановкой на сцене Театра для детей и юношества спектакля «Варшавская мелодия» (автор — Леонид ЗОРИН. Тот самый, который написал «Покровские ворота»).

В конечный успех этой работы Александра Михайловна верит, хотя трудности возникали большие. Жизнь продолжается — значит, продолжается работа, ради которой собственно, этот человек и живет.