Александра Сокол о смысле творчества
Сам год рождения, 1944, уже вызывает в сознании определенные картины. И весьма невеселые. Война, послевоенные годы и все негативное, что с этим связано. Жили тяжело, это общеизвестно. Та большая страна вроде бы победила, но люди оказались в крайней нужде, из которой предстояло выкарабкиваться. Тому, кто не застал этого времени, трудно представить себе послевоенную реальность.
Но тем не менее люди не ощущали себя
Предчувствие судьбы
Не столь интересно, как Александра Сокол стала человеком театра, сколь, почему именно это произошло. Артисткой ее стали называть с детства. В двухлетнем возрасте уже читала стихи Пушкина это старания мамы.
Но представьте себе, каким феноменом выглядел такой ребенок на глухом хуторе в Недригайловском районе! Ведь это вам не спецгруппа для особо одаренных, тогда все было попросту…
Потом Роменская средняя школа №7, первый класс, 1951 г. Время далеко еще не изобильное. Но директор школы находил способы заработать и, главное, знал, как с толком потратить деньги. О нем Александра Михайловна говорит: «Он родился раньше, чем ему положено». Этот человек с 18 лет был директором детских домов. Может быть, сказалось то, что в детстве он пережил еврейский погром, в котором погибла вся семья!
Довольно средненький учитель математики, но талантливый и честный коммерсант. Он вывозил учеников 410 классов на работу в совхозы, а заработанные деньги не проедались, а вкладывались в культуру.
В провинциальной школе имелась масса различных кружков. Александра Михайловна вспоминает, что был, например, духовой оркестр и капелла бандуристов.
До 1949 г. в Ромнах существовал театр, основанный еще до революции. Когда театр закрыли, многие специалисты остались жить в Ромнах. Таким образом, в школьных кружках стали преподавать люди солидной квалификации. В школе были высококлассные хормейстер, балетмейстер и др. А деньги на содержание кружков дети зарабатывали сами, других источников не было.
Пятиклассница Сокол пела в опере «Маша и медведь». Дети поставили оперу, которая шла в городе с большим успехом. Полноценная опера, только пели под аккордеон.
В общем, с выбором профессии все было решено театр.
Была еще одна мысль, другой вариант петь. Но
«Тогда я ему поверила, делится мыслями Александра Михайловна, а сейчас думаю, что из меня могла бы получиться камерная певица». Да, плюс к этому еще и драматический дар. Было бы интересно, ярко.
Но случилось то, что случилось. Александра Сокол поехала поступать в Харьковский театральный институт.
Путь в Сумы
Поступить туда, куда собиралась, не удалось. Педагоги посоветовали поступать в Харьковский институт культуры на режиссерский факультет, Александра Михайловна согласилась. Но актрису в ней разглядели этого не спрячешь. Завкафедрой режиссуры Александр Брониславович СКИБНЕВСКИЙ сказал однажды: «После института поедешь в Сумы. Там великолепный театр». «Я не хотела, признается Александра Михайловна, мечтала уехать
Настаивать у него были причины. С театром им. Щепкина он познакомился, когда приехал сюда принимать дипломную работу у одного из своих студентов. И увидел труппу… Тот театр он называл одним из лучших на Украине. Именно тот. Он увидел настоящую русскую драматическую школу. Александра Михайловна объясняет: «Для русской школы характерна мягкость, а украинская это, наоборот, форсированные эмоции».
В общем, поступила Александра Михайловна в щепкинскую труппу и отдала этому театру 34 года. Конечно, мы не удержались и спросили о причине перехода в Театр для детей и юношества. Подробно на эту тему Александра Михайловна говорить не стала, сказала только, что очень болезненно было расставаться с театром, в котором прожила столько лет.
Театр как жизнь и жизнь как театр
Коллектив в театре им. Щепкина подобрался действительно незаурядный. Александра Михайловна помнит всех коллег и товарищей. Вспоминает, например, как Александр Скибневский сказал об артисте Андрее НОСАЧЕВЕ: «Он играет еврея без акцента, и ему веришь. Он играет судьбу». О своей подруге и коллеге Нине МИХАЙЛОВОЙ такой отзыв: «Она героиня театра. Таких нет больше и, наверное, не скоро появятся. Медею Эврипида сыграет не каждая актриса. Нет, играть, конечно, можно, но сыграть
Александра Михайловна жила вместе с театром. Проехала с ним около 40 городов и с удовольствием вспоминает, что посетила больше сотни разных музеев. Это не считая московских и ленинградских. Жизнь богатая и разнообразная.
Интересно послушать рассказ о получении почетных званий, «регалий», как их иронично называет артистка. В горкоме на нее обратили внимание, когда потребовалось организовать капустник в честь окончания строительства нового театра. Сценарий поручили Александре Михайловне. Было создано нечто по мотивам «Купца Калашникова» с указанием на Михаила Афанасьевича ЛУШПУ лично. Горком встал на дыбы: «При чем тут личность, народ строил!» Нужно было переписывать.
Ночью, спешно. В новом сценарии фигурировал некий Строитель, но все равно было понятно, о ком речь. Сценарий утвердили, но позже Михаилу Лушпе подарили красиво оформленный тот, первый вариант.
Потом путевка в Москву с возможностью посещения всех московских театров. По возвращении Александра Михайловна узнала, что ее представили к званию Заслуженной артистки Украины. А реакция на присвоение звания была неожиданной. Вот что вспоминает: «Стресс. Противоположная реакция. Свалилось это неожиданно. Возвращаясь домой, наломала себе сирени и, что удивительно, никто меня не тронул, хотя с этим тогда было строго штрафовали за каждый цветок.
Потом позвонила в Ромны родным. Праздновали долго, месяцев шесть!»
Не за капустник, конечно, но и он свою роль сыграл. А звание народной артистки ей присвоили в 1999 г. Это уже другая страница биографии, иные времена. «С этим званием у меня связано воспоминание о небольшом „уклоне в пятку“, говорит Александра Сокол. Президент
О «регалиях» вообще Александра Михайловна сказала: «За них нельзя убиваться. Если сделать звание своей целью никогда не получишь!»
Вместо эпилога
Трудностей, неудач, конфликтов всегда хватало. В 1995 2000 гг. Александра Сокол руководила детским театром «Скворешня» в ДДЮ. Пришлось уйти, т.к., по рассказу Александры Михайловны, театр существовал как бы в вакууме. Без всякой помощи извне, на энтузиазме. Силы человеческие не беспредельны. В театре играли около 40 детей в возрастем от 7 до 17 лет. Сейчас повзрослевшие артисты «Скворешни» осознают, насколько повлиял театр на их становление. Со многими из своих подопечных Александра Михайловна до сих пор поддерживает отношения.
С Татьяной СУРГАН, например, они подруги. Кстати, Татьяна в 12 лет получила
Народная артистка Украины в детском театре… Работает над постановкой «Варшавской мелодии». С зимы. Дело продвигается медленно, но о том, чтобы сдаться, речи нет. Мелодия прозвучит. А потом будут другие.
Александра Михайловна Сокол вспоминает слова Эфроса о том, что в театре главное не самореализация, не реакция публики, а сам процесс работы над ролью.
Другой человек из другого театра, Михаил ЖВАНЕЦКИЙ, сказал похожее: «Ты пишешь и чувствуешь, что идет. Это счастье».
Александра Михайловна СОКОЛ, народная артистка Украины. Родилась в 1944 г. в Недригайловском районе, но вскоре семья переехала в Ромны. Отец рабочий, мама учительница. Роменскую среднюю школу №7 запомнила на всю жизнь и вспоминает с большой теплотой. Именно там был первый выход на сцену, начало артистической деятельности.
В 1961 г. поступила в Харьковский институт культуры на факультет режиссуры. После окончания его попала в Сумы, в театр им. Щепкина. Актрисой, не режиссером. Данные драматической актрисы сумели разглядеть педагоги. Работа в театре им. Щепкина с 1967 по 2001 гг. целая жизнь, 34 года! С 2001 г. работает в Театре для детей и юношества, это еще 5 лет, отданных театру. Правда, совсем другому.
Имеет около 20 лет педагогического стажа. Готовила абитуриентов, и весьма успешно, преподавала в культпросветучилище, которое теперь называется училищем культуры и искусств им. Д. Бортнянского. С 1995 по 2000 г. руководила детским театром «Скворешня». Это название в ДДЮ до сих пор осталось, но театр уже иной…
Сейчас занимается постановкой на сцене Театра для детей и юношества спектакля «Варшавская мелодия» (автор Леонид ЗОРИН. Тот самый, который написал «Покровские ворота»).
В конечный успех этой работы Александра Михайловна верит, хотя трудности возникали большие. Жизнь продолжается значит, продолжается работа, ради которой собственно, этот человек и живет.