Играющий в темноте
Итоги рейтингов «Человек года 2008», «ТОП-50», «Золотая десятка» и «Зеленая десятка»
На полуфинальной игре между Украиной и Аргентиной напряжение было таким высоким, что Максим потерял сознание — врачи откачивали его семь минут прямо во время матча. Он плакал и смеялся. Украинцы победили со счетом 7:2, но это была самая сложная игра в его жизни. От радости Максим не чувствовал под собой ног: участие команды в финале означает присвоение всем игрокам звания мастера спорта международного класса. Но потом произошло невероятное: украинская сборная по мини-футболу среди спортсменов с недостатками зрения выиграла чемпионат мира, обойдя извечного фаворита — белорусскую сборную, а сумчанин Максим Филь стал лучшим игроком и лучшим бомбардиром чемпионата.
Долгая дорога
В чемпионате по футболу среди спортсменов с недостатками зрения в прошлом году украинская сборная показала хорошие результаты и в ноябре 2008 г. попала на финальный этап чемпионата, который проводился в столице Аргентины Буэнос-Айресе. Максим Филь делится воспоминаниями о приключениях украинской сборной на чемпионате: «Перелет в Аргентину был очень сложным. Из Киева мы вылетели в Милан и прождали там восемь часов. Потом 12 часов летели в Бразилию, ждали там еще часов пять, а оттуда — еще два часа до Аргентины. Нас хорошо встретили, поселили в красивый отель „Христофор Колумб“. В Буэнос-Айресе — +35 градусов, в ноябре у них — как у нас в конце мая. Красота!»
По словам Максима, еще дома украинцы знали, в какой группе будут играть. Белоруссия, Россия, Италия, Франция и Украина в первой группе, Аргентина, Испания, Ирландия и Англия — во второй. В этой группе должна была играть и бразильская сборная, но она не смогла принять участия в чемпионате из-за материальных проблем, несмотря на то что до Аргентины им рукой подать. «Задача испанцев и аргентинцев — ослабить второе место в нашей группе. Предполагалось, что это будем мы или россияне, потому что белорусы всегда занимали первое место. Вот нас и ослабили: двум членам нашей команды не хватило справок по инвалидности, а из российской сборной забраковали троих. Так мы и играли — пятеро на поле и всего лишь один на замене», — рассказывает Максим.
Украинцы обыграли итальянцев со счетом 7:1, но проиграли белорусам — 2:1. Наши спортсмены должны были обыграть Россию, чтобы выйти в полуфинал, потому что в победе над французами они были уверены. Ожидания не обманули: матч Украина-Россия — 5:3, игра с французами окончилась со счетом 8:0. «После этого у нас был один свободный день, но на экскурсию никто не поехал. Вначале сказали, что она стоит 80 песо, а оказалось — 80 евро. А мы деньги на сувениры откладывали, я хотел купить дочке куклу», — вспоминает футболист.
Ура!!!
Полуфинал был трудным не только для украинцев, но и для хозяев чемпионата. Тренер сборной Аргентины просил перенести игру с 10 утра на 6 вечера, чтобы пришло как можно больше болельщиков, которые смогли бы морально задавить наших футболистов. Однако тренер украинцев сумчанин Николай ЧХАЙЛО не согласился на перенос игры. А еще в чужой стране нашим игрокам улыбнулась удача. «Однажды мы зашли в магазин, все были в национальной форме. Подошел мужчина, спросил, кто мы такие. Оказалось, что он посол Украины в Аргентине. Он тут же обзвонил, кого мог, и собрал на игру около 20 украинцев, которые жили в Аргентине. Такая себе группа поддержки», — рассказывает Максим.
Исход игры определило то, что сборная Аргентины играла в футбол, а сборная Украины — в мини-футбол. «Это совсем разные игры. В мини-футболе зал меньше, игра строится в основном на челночных пробежках и рывках. Мяч принимают подошвой, а не внутренней стороной стопы. Нет ни защитников, ни нападающих — все крутится внутри команды», — поясняет спортсмен. Во время полуфинала Максиму постоянно звонили родственники, друзья и коллеги из Сум, Сирии, Казахстана.
Игра с Белоруссией за чемпионство закончилась со счетом 0:0 и после основного времени, и после дополнительного, поэтому назначили серию пенальти. «Пенальти — это лотерея. Мы забили голы, но многое сделал наш вратарь Антон», — считает Макс. Украина победила со счетом 3:2, и радость нашей сборной была неописуемой. Зато белорусы были подавлены. «Ни спасибо, ни пожалуйста. Вроде бы и мы, и они славяне, но они никогда не поздороваются и не пожелают удачи. С другими иностранцами отношения были более теплыми», — признается футболист.
После игры был традиционный обмен футболками. Из иностранных слов Максим знает только одно — change (по-английски — обмен). Теперь у него дома есть футболки из Англии, России и Белоруссии. Есть еще воспоминания: «Чемпионом мира удается стать не каждому. Может, только раз в жизни. Теперь у меня есть звание и прибавка к зарплате. За то, что стал лучшим бомбардиром чемпионата, благодарен команде. Ребята доверяли мне и давали пас. У нас сплоченный коллектив, и мы готовы постоять за себя».
Футбольные силуэты
Каждый игрок нашей сборной по футболу среди инвалидов по зрению плохо видит. Как рассказывает директор Сумского областного центра инвалидного спорта «Инваспорт» Сергей ЛИСНИЧЕНКО, спортсмены с проблемами зрения делятся на три категории. К первой категории, Б-1, относятся абсолютно слепые спортсмены. Они даже играют в повязках на глазах. Сразу за Б-1 идет категория Б-2. Футболисты с таким зрением видят очень плохо. К ним относится и Максим Филь. В четыре года у него начала развиваться близорукость. Говорят, что спортсмены со зрением Б-2 видят предметы по-разному: кто-то в виде луча, у кого-то резкость хуже. По словам Максима Филя, если освещения недостаточно, он видит только силуэты: «Если освещение хорошее, то вижу нормально. Но если в зале тусклый свет, могу пас не тому отдать». В повседневной жизни он носит очки иногда, а пишет и смотрит телевизор всегда в очках. Еще признается, что порой ловит маршрутку по полчаса.
По словам Сергея Лисниченко, чтобы попасть в инвалидную сборную, нужно обязательно плохо видеть: «Даже если у человека нет одного глаза, он считается инвалидом, но играть в сборной не может, потому что второй глаз видит хорошо». Мошенничать на соревнованиях среди инвалидов невозможно — спортсменов проверяют три независимые комиссии. На поле должны обязательно находиться два футболиста с категорией зрения Б-2 и два — с категорией Б-3 от каждой команды, чтобы силы были равными.
У других членов украинской сборной со зрением тоже не все в порядке. Один из игроков даже в очках читал SMS с мобильного телефона на расстоянии 10 см от глаз. Потом он подвергся операции и теперь ходит просто в линзах. А Максим пока не хочет прибегать к операционному вмешательству. Считает, что это рискованно: «У меня плохое глазное дно. В клинике не дают гарантии, что через три года после операции я не ослепну совсем».
Человек года работает котельщиком на заводе им. Фрунзе
Чувствуют ли себя эти ребята ограниченными? На футбольном поле — возможно. «Они стремятся к активной жизни, поэтому чувствуют себя здоровее, чем обычный человек, который пролеживает дни на диване», — считает Сергей Лисниченко.
Можно выйти?
В это трудно поверить, но чемпиону мира приходится прибегать к разным ухищрениям, чтобы его отпускали с работы на футбол. Чтобы попасть на чемпионат в Аргентине, котельщик СНПО им. Фрунзе брал отпуск за свой счет. Ему повезло, что сборная Украины тренируется на базе Сумского педагогического университета им. Макаренко. Ребята из Чернигова, Харькова и Донецка приезжают сюда в командировки и тренируются два раза в день, а Максим приходит вечером после смены на заводе. Коллеги по цеху его всячески поддерживают, но начальство может поставить перед выбором: или работа, или футбол. «Бросить работу не могу — на одной зарплате футболиста семья не протянет, меня бы из дому выгнали», — говорит он. Вскоре сборную Украины ожидает поездка во Францию, и снова Максиму придется ломать голову, как бы отпустили с завода.
Футбол в ритме танго
Максим даже не помнит, с какого возраста начал играть в футбол. Интересней то, что с детского сада он разрывался между игрой с мячом и бальными танцами. «Дедушка дарил мне мячи. Он хотел, чтобы я был футболистом. Но уже в детском саду я начал заниматься и танцами. Объездил всю Украину, занял даже однажды второе место. Так и получалось: футбол с 4 до 6, танцы — с 8 до 10. Но тренер сказал маме, что нужно выбирать. А я уже тянулся к футболу, да и танцы были дорогим удовольствием: пошить платье партнерше, купить лакированные туфли за 100 долларов, плюс поездки на турниры и проживание оплачивали всегда сами. Я бросил танцы, получив базу: самба, румба, джайв. Теперь мне не стыдно танцевать на дискотеке», — рассказывает Максим.
Футбольная карьера Филя началась с команды «Явор», но ставка там была маленькая, а на тот момент он уже платил алименты на ребенка от первого брака. Потом он играл в команде «Фрунзенец», а два года назад вошел в состав команды инвалидной организации «Инваспорт». Максима заметили во время чемпионата Украины по футболу среди инвалидов по зрению и предложили попробовать силы в сборной страны. Нашу сборную тренируют сумские спортсмены Николай Чхайло и Игорь КРАВЧЕНКО. Им футболисты доверяют, как самим себе.
Не мечты, а планы
Теперь Максим Филь планирует поступать на факультет олимпийского резерва в СумГПУ им. Макаренко. Правда, признается, что не знает, как сдавать тесты, особенно по украинскому языку. В будущем он намерен держаться украинской сборной по футболу среди незрячих и получить звание заслуженного мастера спорта. На вопрос, кого он считает своим конкурентом, футболист ответил, что, скорее всего, молодежь, которая придет в сборную. Тем не менее им придется постараться, чтобы достигнуть таких же высот. «Наверное, мой основной конкурент — это я. В такой сложной ситуации главное не сдаться самому себе, а расти и развиваться».
Родные Сумы — любовь и боль
Дома Максима всегда поддерживают жена Ира и четырехлетняя дочь Алина. Максим хотел назвать дочь Олимпиадой, но родные не позволили, точно так же, как и отдать ее на игровые виды спорта, такие как хоккей на траве. Первая супруга с ребенком сейчас живут в Германии, а Максим с семьей — вместе с родителями жены. «Дочка у меня прекрасная, все победы — для нее», — говорит футболист. У чемпиона всегда находится время для родных, после работы он чаще всего проводит время с ними. Как и в любой семье, не обходится без эксцессов, например, когда Максим переключает телевизор с сериалов на каналы «Мегаспорт» или «Футбол +». Своим хобби он считает рыбалку, но признается, что порой уловы бывают небольшими, потому что ездит на природу скорее отдохнуть.
За Максима родня стоит горой, его узнают в маршрутках. Но вот откуда он не ждет поддержки, так это от властей: «Большую часть украинской сборной составляют сумчане. Когда мы приехали с чемпионата, нас поздравили и вручили цветы и маленькие сувениры. Вот тебе и чемпионы мира приехали! Даже в соседних областях — Черниговской, Харьковской — ребят встретили как победителей, внимания — гораздо больше. Это проблема всей Украины. В других странах за победу дают по квартире, а у нас — кризис!»