Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Сумская власть убивает троллейбусное управление

789

Часть 2 или

есть ли основания для повышения стоимости проезда в Сумских маршрутках?

Алчность всегда безгранична, ненасытна и не уменьшается ни при изобилии, ни при скудости.

Салюстий

В начале 2013 года перевозчики подали расчеты, в которых идет речь о повышении стоимости проезда до 3 гривен, а в отдельных случаях – до 3,50 гривен. Получается, что платить за проезд в сумской маршрутке мы должны больше, чем в киевской, при почти трехкратной разнице в зарплатах.

Каждые два-три года в нашем городе перевозчики поднимают истерию относительно необходимости повышения стоимости проезда. Всякий раз перевозчики обосновывают свои требования повышением стоимости топлива и запчастей, при этом забывают рассказать о самом важном аспекте — количестве перевозимых пассажиров.

Как повышали стоимость проезда в маршрутных такси в 2008 – 2009 годах.

Для понимания обоснованности повышения стоимости проезда нужно вернуться немного назад и проанализировать повышение стоимости проезда в маршрутных такси в 2008 – 2009 годах, когда он поднялся с 1,0 до 1,25, 1,5 и наконец до 2,0 гривен. Тогда, кстати, тоже были истерики относительно роста цен на топливо и повышения минимальной заработной платы, однако о количестве перевозимых пассажиров перевозчики умолчали.

Тогда среагировал антимонопольный комитет. Оказалось, что по данным антимонопольщиков, микроавтобусы БАЗ (дельфин), работающие на маршрутах NN 13 и 27 перевозят в день свыше 700 пассажиров, (от 57 до 70 пассажиров за каждый рейс). А это значит, что тогда при расчетах тарифа перевозчики минимум в 10 раз искусственно занизили количество пассажиров. Однако, игнорируя требования антимонопольного комитета, исполком всякий раз согласовывал самовольное повышение стоимости проезда в маршрутках, а мэр эти решения подписывал. В итоге, «благодаря» позиции Геннадия Минаева и подчиненного ему исполкома, стоимость проезда в маршрутных такси за 1 год смогла вырасти вдвое, с 1,0 до 2,0 гривен.

Как обосновывают перевозчики повышение стоимости проезда в 2013 году.

Итак, главное, на что ссылаются водители маршруток, требуя увеличения цены на проезд, – рост стоимости топлива. Однако, с момента проведения конкурса осенью 2011 года, стоимость газа, на котором ездят в основном все маршрутные такси, практически не изменилась и составляет 6,5 гривен за литр. За рейс (от конечной до конечной) одна маршрутка расходует в среднем 2,5 литра газа, что эквивалентно 16,0 гривнам и окупается при перевозке всего 8 пассажиров.

Стоимость топлива в расчетах перевозчиков – это 70 % затрат, так что 12 пассажиров за рейс выводят маршрутку в прибыль. 12 пассажиров – это наполненность салона РУТЫ приблизительно на 50%, при условии, что все пассажиры будут ехать от конечной до конечной. Однако пассажиры едут не всю протяженность маршрута, а в среднем 3-4 км., поэтому при перевозке 12 пассажиров за рейс, средняя заполненность салона маршрутки составит 5 человек или меньше 25%. Но перевозчики утверждают, что маршрутки перевозят в среднем гораздо меньше – 8 человек за рейс, что будет эквивалентно 3-м занятым местам в салоне маршрутки. Кто-нибудь знает хоть один маршрут с такой наполненностью? Исходя из вышеизложенного, утверждение об убыточности пассажирских перевозок выглядит, мягко говоря, необоснованно.

Как рассчитали перевозчики пассажиропотоки в 2008 и 2013 годах.

В 2008 году, при наличии более 500 маршрутных такси, 1 маршрутка перевозила около 700 человек в день. Это зафиксировано в официальных документах антимонопольного комитета, которые в судебном порядке отменены не были. По состоянию на 2013 год согласно последних изменений к транспортной схеме в городе 380 маршрутных такси или на 30% меньше, чем в 2008 году, причем их пассажировместимость в среднем на 50% больше, чем у маршруток, которые работали в 2008 году. В дополнение отмечу, что в сравнении с 2008 годом, почти на 25% уменьшился среднесуточный выход троллейбусов. Приведенные факты свидетельствуют о том, что количество перевозимых пассажиров в маршрутках должно было возрасти.

Но парадокс в том, что по расчетам перевозчиков, предоставленных исполкому в 2013 году, оказывается, что 1 маршрутка возит в среднем 180 человек в день. Это в 4 раза меньше, чем по расчетам антимонопольного комитета возили маршрутки в 2008 году. Наконец, если взять данные про объемы пассажирских перевозок, предоставленные КП «Электроавтотранс», то получается, что коммунальные автобусы перевозят в среднем в 4 раза больше, чем аналогичные по пассажировместимости автобусы частных перевозчиков. Даже, если проанализировать официальную статистику, зафиксированную в решениях исполкома горсовета, суммарный годовой объем перевозок в режиме маршрутных такси в 2008 – 2011 годах составил около 50 миллионов пассажиров. В то же время, количество перевозимых за год пассажиров в расчетах перевозчиков составляет около 20 миллионов, то есть в два с половиной раза меньше. Естественно, что с таким методом расчета, обосновать можно не только 3,5 – 6,74 грн., как того хотят перевозчики, но и любой тариф вплоть до двузначного, а маршрутки по стоимости проезда составят достойную конкуренцию такси.

 

Журналисты издания «Любимые Сумы» в июне 2013 года провели свое исследование пассажиропотоков, согласно которым оказалось, что маршрутное такси в среднем перевозит за 1 рейс 30 – 60 пассажиров. При этом, по расчетам самих перевозчиков, маршрутка в среднем за рейс перевозит 7,7 пассажиров, а автобус 10 пассажиров.

Чтобы окончательно развенчать миф об «убыточности» перевозок активистами СОГО «Маєш право» также было проанализировано количество перевозимых пассажиров, в ходе которого установлено, что 1 маршрутка перевозит за 1 рейс в среднем около 35 пассажиров и 55 пассажиров перевозят автобусы, что в 5 раз больше, чем указано в расчетах перевозчиков. С учетом этого, экономически обоснованный тариф на проезд, даже учитывая 15% рентабельности, составляет от 1 до 1,25 гривен с пассажира в зависимости от маршрута.

Информация о количестве перевозимых пассажиров 1 маршруткой (автобусом) за 1 прямой рейс представлена в виде таблицы.

 

Номер маршрута

Количество пассажиров, которых перевозит маршрутное такси за 1 рейс1

По расчетам перевозчиков

Согласно альтернативного подсчета пассажиров2

1

6,5

30

2

7,6

44

3

7,7

34

4

6,5

303

5

8,7

38

6

9,5

32

7

11,9

453

8

13,4

35

9

6

27

10

10,3

38

11

6,4

34

12

7,3

29

13

8,4

37

14

6,2

28

15

6,2

32

16

7

34

17

3,5

22

18

7,8

57

19

8,4

403

20

9

313

21

4,8

25

22

7,5

35

23

6,2

37

Автобусы повышенной пассажировместимости (IVAN та БАЗ)

51

9

60

52

9,5

623

53

7,3

49

54

10

50

55

10

57

56

10,3

54

№57А4

30

81

58

11

53

№594

50

74

№59А4

39

52

60

11

59

61

11,8

55

1– за основу расчетов взят прямой рейс, который не следует путать с оборотным (двойным) рейсом, который включает как прямой так и обратный.2– альтернативный подсчет количества перевозимых пассажиров в маршрутных такси, который проводился в июле – октябре 2013 года.3количество пассажиров по информации журналистов издания «Любимые Сумы».4 – данные по автобусам коммунального предприятия “Электроавтотранс” за 2012 год.

 

В ходе исследования объема пассажирских перевозок в режиме маршрутного такси, было установлено, что он занижен перевозчиками в расчетах приблизительно в 5 раз. Даже при тарифе в размере 2 гривны большинство перевозчиков имеет не менее 100% прибыли, если честно и объективно посчитать количество перевозимых пассажиров. Для примера, водители маршруток, принадлежащих АТП 1054 ежедневно сдавали, в обход бухгалтерии по 900 гривен. Итак, если суммировать данные всех частных перевозчиков годовой объем пассажирских перевозок составляет 20 миллионов пассажиров, но, как было установлено в ходе альтернативного исследования пассажиропотоков, перевозчики в среднем пятикратно занизили количество пассажиров, поэтому реальный объем рынка превышает 100 миллионов пассажиров в год. В случае, если исполком поднимет тариф до 3 гривен, перевозчики и чиновники, которые за ними стоят, получат дополнительно более 100 миллионов гривен доходов, которые пройдут мимо бухгалтерии, и, естественно, не будут облагаться никакими налогами. Но самое гадкое, что эти 100 миллионов будут вынуждены заплатить самые социально незащищенные граждане: студенты, безработные, инвалиды, пенсионеры и работники бюджетной сферы.

Фиктивные убытки перевозчиков.

Если проанализировать расчеты перевозчиков, а именно взять общий объем перевозимых пассажиров и плановые затраты за год, то можно рассчитать плановый объем их убытков при тарифе в размере 2 и 3 гривен. Информация представлена в виде таблицы.

Итак, если продолжить анализировать предоставленные расчеты, при тарифе в 2 гривны с пассажира убытки местных «маршруточных королей», братьев Перепек, должны составить более 12 миллионов гривен в год, а за период с октября 2011 по октябрь 2013 года, они должны были потерять на перевозках около 24 миллионов гривен. Учитывая очевидную фальсификацию, я дважды обращался с официальным заявлениями к Геннадию Минаеву и требовал провести проверку количества перевозимых маршрутками пассажиров с привлечением общественных активистов и проведением видеофиксации. Я также требовал у мэра запросить у перевозчиков официальную финансовую документацию для подтверждения убыточности перевозок при тарифе в размере 2 гривен. В ответ на мои заявления, мной была получена отписка, из которой следует, что у городской власти нет полномочий для получения финансовых документов и в ее компетенцию не входит осуществление контроля за перевозчиками. Этот ответ прямо противоречит Постановлению Кабмина от 09.08.1993 №611, где четко указано, что финансовая отчетность субъектов хозяйствования не может быть ограничена в доступе и такая документация должна предоставляться на запрос любого юридического лица. Кроме того, в п. 3.2.45 Положения про управление инфраструктуры Сумского горсовета, управлению предоставлены полномочия на осуществление контроля за соблюдением перевозчиками законодательства. Потому для меня очевидно, что перевозчики и мэр, который их поддерживает, панически боятся честного подсчета перевозимых пассажиров и их реальной выручки.

 

В реальности естественно нет никаких убытков, перевозчики просто занизили в 5 раз количество перевозимых пассажиров, а вместо убытков они имеют многомиллионные прибыли даже при тарифе в 2 гривны. Занижение количества перевозимых пассажиров с одной стороны позволяет не платить никаких налогов с получаемых доходов, а это ежегодно многомиллионные потери, в том числе и для местного бюджета. С другой стороны, такой подход позволяет все время требовать повышения стоимости проезда, предоставляя свои «экономически обоснованные» расчеты.

Схема получения чиновниками откатов с перевозчиков.

У меня нет оснований не верить информации, в т.ч. и от некоторых работников мэрии о том, что некоторые работники правоохранительных и контролирующих органов полностью «крышуют» маршруточный бизнес. В частности по состоянию на июль 2013 года действовала следующая схема. Ежедневно с каждой маршрутки должно сдаваться 30 гривен для городского ГАИ, которые собирались и сдавалось также в управление автотранспортной инспекции. Кроме этого, по 200 гривен в день сдавались в отдел логистики и транспорта горсовета (структурное подразделение управления инфраструктуры), откуда они передаются уже непосредственно руководству города.

Несмотря на то, что схема передачи денег и главные действующие лица давно известны правоохранительным органам, по словам простых сотрудников им запрещено документировать эти факты. Аналогичная ситуация и с территориальным отделением антимонопольного комитета, сотрудники которого объяснили, что им просто не дадут задокументировать занижения пассажиропотоков, как в 2008 году.

Как будет повышаться стоимость проезда в маршрутках.

В мэрии все прекрасно понимают, что очередное повышение стоимости проезда в маршрутках является откровенным грабежом сумчан. Поэтому действующий мэр, опасаясь за свой рейтинг, будет публично утверждать, что лично он категорически против повышения стоимости проезда в маршрутках. Однако, как показывает история взаимоотношений между мэром и перевозчиками, последние семь лет он всегда после публичной истерики о недопустимости повышения стоимости проезда согласовывал очередное поднятие тарифа. Мне известно, что уже сейчас представители городской власти неофициально добиваются от перевозчиков обращения в суд по вопросу повышения тарифов. С учетом того, что наша городская власть в суде будет играть в «поддавки», как это было уже не раз, в том числе и по вопросу стоимости проезда, я не сомневаюсь, что решение будет в пользу перевозчиков.

Получив решение суда, наш мэр сделает невинное лицо жертвы правосудия и подпишет решение о повышении стоимости проезда. Хотя, я не исключаю, что он может поступить хитрее, и чтобы сохранить лицо перед избирателями, в очередной раз подставит своего первого зама, как уже было с вопросом внесения изменений в транспортную схему в декабре 2011 года. Тогда маршрутки «волевым» решением исполкома снова вернулись в центр, наш мэр устроил публичную истерику, что это решение исполкома приведет к банкротству КП «Электроавтотранс», а затем вместо его ветирования ушел в отпуск за свой счет, а решение подписал его первый зам. Николай Войтенко.

В. Моисеенко