Добрый зоопарк
В Сумском художественном музее открыта выставка работ Марии ПРИЙМАЧЕНКО.
Пабло Пикассо назвал эту самобытную женщину гениальной украинкой. Счастье художницы в том, что о своей гениальности она никогда не задумывалась
Она просто проживала свою жизнь день за днем, оставляя на листах ватмана свою фантазию, прозрение и душу. Сейчас работы Марии Приймаченко хранятся во многих музеях мира. В СХМ коллекция сформировалась в 80-е годы, когда была возможность что-то приобретать.
Мария Приймаченко рисовать не училась никогда. Зато рисует столько, сколько себя помнит. Откуда образы? Говорит, что все птицы из наших лесов, из родного Полесья. Нет таких птиц и зверей во всей Украине! Это фантазия, фантастика, подсознание. А может быть особая способность видеть образы в собственной душе.
В девять лет у Марии оказалась парализована нога. В течение жизни пришлось пережить две войны, гибель мужа, Чернобыльскую катастрофу. И при этом не утратить творческий потенциал, особое отношение к миру, основанное больше на интуиции художника, чем на житейском опыте.
Образы Марии Приймаченко мифологичны. Они перекликаются с мотивами народных песен и сказок. Ее звери — древнейший культурный пласт. Они знакомы и неузнаваемы одновременно. Изначально в мифологии существовала версия о происхождении человека от того или иного животного. У каждого рода был свой тотемический зверь, архетип. Так вот, Мария Приймаченко ничего об этом не слышала и не читала. Она знала это всегда.
В ее работах полно древнейших тотемов. Крокодил, кусающий свой хвост, — символ вечности и вечного повторения уже бывшего. Но где полесская крестьянка могла увидеть крокодила? Только в собственном подсознании. Впрочем, змея, которая кусает свой хвост, — образ древний, повторяющийся во многих культурах. Есть у Марии настоящая змея. Работа называется «Кобра». Пресмыкающееся скручено в бесконечную спираль. Вот змея, на вечность намекает! Мария, кстати, сопровождаетт свои картины поэтическими ремарками, которые многое объясняют.
Кобра, например, может достать до неба. Существует миф о том, как змея превратилась в радугу. Любит Мария Приймаченко львов. Они у нее разные. Жестокие, добрые, задумчивые и похожие на людей. Один даже валяется на кровати. Птичий мир представлен в творчестве художницы тоже весьма широко: вороны, аисты, чайки, сороки. И все антропоморфны. Так их воспринимает гениальная украинка, ничего не знающая о своей гениальности.