Пинкертон из Стецковки
Бывший следователь прокуратуры занимается на пенсии селекцией яблок и собирает рекордные урожаи смородины
Когда в 1950-м молодого рабочего Стецковского спиртзавода комсомольца Андрея ДЕРЕВЯНКО неожиданно вызвали в райком партии, он не предполагал, как круто изменится его судьба. Бывшему фронтовику со средним образованием партия наказала поступать в юридическую школу. 27-летний сельский парень неохотно, но согласился – такие приказы тогда не обсуждалось. Через пару лет из него выйдет успешный следователь, который более 20 лет, с 1952 по 1977 гг., расследовал самые резонансные в области убийства и крупные хищения.
Военная школа
Свою фронтовую юность и два года сверхсрочной службы Андрей Деревянко называет просто: «Семь лет с левой ноги». На фронт ушел добровольцем. 30 августа 1941 г. ему исполнилось 18 лет, а 5 сентября он был зачислен в Киевскую летную школу. Потом было Иркутское училище авиатехников. Так всю войну сержант Деревянко и проходил возле моторов.
Вернулся домой в 1948-м, после войны с Японией и двух лет работы старшим испытателем моторов на Сахалине. «Моторы советских самолетов „Як“, „По-2“ и американских машин „Кобра“ прошли через мои руки. После ремонта проводил испытания — включить, отрегулировать, добиться полной боевой готовности», — вспоминает Андрей Фомич.
Демобилизовавшись, вернулся на родину кавалером ордена Великой Отечественной войны II степени. Отдохнул пару недель и устроился работать на спиртзавод в родной Стецковке. Через год женился, еще через год ждал первенца. «Я как раз ходил под окнами роддома, когда позвонили из райкома и вызвали меня», — рассказывает Андрей Фомич. Там его ждало направление в юридическую школу. «Надо — значит надо», — решил и пошел учиться, хотя в детстве ни о чем подобном не мечтал.
До 10 класса пас сельских коров, даже речь Молотова 22 июня слушал, когда гнал по улице стадо. На фронте ему, как и всем солдатам, просто хотелось выжить. «Мы не заглядывали далеко в будущее. Хотели пожить после войны хоть два-три дня, увидеть жизнь без выстрелов и разрывов бомб», — вспоминает он.
Четверть века по следу убийцы
После двух лет юридической школы Андрей Деревянко был направлен следователем в прокуратуру г. Сумы. Через полгода его перевели в областную прокуратуру, сначала — следователем, потом — помощником прокурора по специальным делам, начальником следственного отдела. Заочно обучался в Харьковском юридическом институте им. Кагановича. Его жена Александра Федоровна, фельдшер-акушер, успела привыкнуть, что мужа часто нет дома.
За ним прочно закрепилась репутация следователя с хорошим «чутьем», который всегда раскрывает преступления. Чего стоит только дело банды Василия САГАЙДАЧНОГО, которая семь послевоенных лет грабила людей. На допросе задержанный спросил следователя, как можно сохранить жизнь. Андрей Деревянко ответил: «Веди себя со следствием по-честному». В итоге вместо высшей меры грабитель получил 25 лет тюрьмы.
Поколение Андрея Фомича помнит резонансное «мебельное» дело в Харькове, в котором фигурировали партийные работники. Прокурор республики лично поручил его следователю Деревянко, потому что тот работал без ошибок. Пришлось почти полгода жить в Харькове, бывать дома только на выходных. За раскрытое преступление он получил в подарок от генерального прокурора СССР именные часы «Алмаз».
Андрей Фомич запомнил свое последнее дело…Его вызвали на работу в выходной день — он как раз собирался в деревню к родителям. В Великописаревском районе нашли трупы двух молодых женщин. По автобусным билетам в карманах вышли на след убийцы — водителя грузовика, предложившего девушкам подвезти их. Найденные на месте преступления улики — пуговица, вырванная «с мясом», и клочок газеты с кровавым отпечатком пальца — помогли выйти на убийцу. Правда, отпечаток был непригоден к экспертизе, но в салоне грузовика нашли газету, от которой был вырван найденный обрывок. На допросе водитель признался, что после неудачной попытки «пристать» к девушкам решил их убить. Он боялся огласки, т.к. уже привлекался за попытку изнасилования.
Андрей Деревянко уволился из прокуратуры по состоянию здоровья. До 2002г. работал юристом-консультантом. Пробовал быть адвокатом — не смог. Говорит, трудно защищать преступников после того, как столько лет раскрывал их злодеяния. Его жена и две дочери рады, что Андрей Фомич теперь целыми днями с семьей, но сам он скучает за следственной работой, считая ее самой интересной.