Виталий Моисеенко: «Молчать мы не будем!»
[q]r: Виталий, откуда такой интерес к ремонту здания облгосадминистрации и облсовета? [/q]
Виталий Моисеенко: Еще в начале осени ко мне подошел человек и высказал сомнения по поводу того, что все законно и правильно при ремонте и замене окон в здании облсовета. Согласно решениям облсовета, на ремонт здания выделено около 4,6 млн. грн.
[q]r: Если мне не изменяет память, то не так давно председатель облсовета отметил, что 1 млн. грн., который не использовали, отдадут в районы на покрытие необеспеченности по зарплатам? [/q]
В. М. По моим сведениям, казначейство просто не пропустило дополнительные средства. Я сделал запросы на имя Вячеслава Шапошника, чтобы мне предоставили всю информацию по тендерам и ремонтам. Возникло много вопросов: как принимались дополнительные соглашения к договорам? Действительно ли это такие уникальные окна, что так дорого стоят? Я сделал запросы в другие организации, изготавливающие окна. Самое дорогое окно с установкой мне предложили за 3,5 тыс. грн. (окна нестандартного, большого размера — 6 кв. м). Изготовители были удивлены подходом, заложенным изначально, — мне рекомендовали трехстворчатые окна. Заявки я делал на основании тендерных условий (каким должен быть профиль, окно). Что касается тендера, то победитель сначала предложил одну стоимость, а потом цена резко возросла. Заключался дополнительный договор. Некоторые окна стали стоить до 10 тыс. грн. (изначально — чуть более 4 тыс. грн.). Когда я проверял эту информацию по окнам, доллар стоил 7 грн., а договоры заключались, когда доллар был 4,6 грн. Учитывая, что у них импортный профиль и фурнитура, в моих прайсах они должны быть дороже, а никак не дешевле в два раза!
Получив такую информацию, я решил заняться проверкой других стадий ремонта. Я получил все паспорта на оборудование, закупленное для кухни. Посмотрел, кто давал гарантии, и вышел на производителя, получил прайсы. Выяснилось, что цены в два-три раза выше, чем цены производителя. 90% продукции закуплено в Харькове.
Шкаф пекарский, который стоит 7 200 грн., приобретен за 17,5 тыс. грн.; печь электрическая без духовки, которая стоит 3700, куплена за 10 тыс. грн.; печь электрическая с духовкой стоит 5400 грн., а куплена за 12 тыс. грн. и т.д.
О многих фактах, опубликованных в «Украине молодой», слышал и ранее. В частности, то, что касалось привлечения к уголовной ответственности и допуска к государственной тайне.
Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает, что информация в газете является основанием для возбуждения уголовного дела. Если прокуратура не возбудит уголовное дело по тем фактам, что были опубликованы в «Украине молодой» или по моим комментариям, то я все равно буду писать заявление о преступлении, так как считаю, что эти действия можно квалифицировать как уголовно наказуемые.
Просьба проверить факты и заявление о преступлении — это разные процессуальные нормы. Допустим, прокуратура проверила публикацию и заявила, что некоторые факты подтверждаются, а некоторые — нет. Таким будет ответ на официальное обращение. Что дальше? Если же будет заявление о преступлении, то, согласно ст. 97 Уголовно-процессуального кодекса, прокуратура обязана возбудить уголовное дело максимум в десятидневный срок или отказать.
[q]r: Вас смущают только нюансы проведения тендеров? [/q]
В.М.: Председатель областного совета от других депутатов отличается тем, что он имеет такие же полномочия. Но, кроме этого, депутаты делегировали ему право руководить представительским органом, организовывать работу исполнительного аппарата и управление имуществом. Если он не вызывает доверия, не руководит эффективно, более того — переходит нормы не только моральные, но и законность, депутаты вправе ставить вопрос о том, чтобы это доверие аннулировать. А задача правоохранительных органов — проверить эти факты. Если человек виновен, он должен понести наказание, если невиновен, то должен быть освобожден от уголовного наказания.
В данной ситуации я не свожу ни с кем счеты, а просто хочу в этом разобраться.
[q]r: У Вас были претензии к управлению имуществом? [/q]
В.М.: Я проанализировал работу управления имуществом всех областных советов. В единичных случаях так же, как у нас, управление — самостоятельная структурная единица с самостоятельным юридическим лицом. В остальных — это отдел или департамент в системе исполнительного комитета областного совета.
Считаю, что это грубейшее нарушение Хозяйственного кодекса. Громада управляет имуществом через облсовет, а не через орган, созданный этим органом. Я разработал новое положение о ликвидации управления имуществом облсовета и создании отдела по управлению комимуществом в составе исполнительного аппарата, чтобы привести все в законное русло. Мы просто не отдаем себе отчета, что будет с теми договорами и уставами, которые утверждало управление. Решение принимают три человека…
Из «Украины молодой» мне стало известно, что дочь Вячеслава Шапошника сдавала свое помещение в аренду какому-то коммунальному предприятию. В управлении имущества нашел этот договор. Парадоксальные вещи: имущество, которое принадлежит семье Шапошника, сдается коммунальному предприятию почти за 6 тыс. грн. в месяц, в это же время коммунальное имущество сдается некоммунальным предприятиям по суперльготной цене — за 1 грн. в месяц.
Есть моральная сторона вопроса. Все субъекты предпринимательской деятельности должны быть в равных условиях. Есть средняя цена кв. м по городу.
Например, «Областное агентство земли и недвижимости», учредителем которого, как потом оказалось, является «Маркетинг-центр» (учредители — Вячеслав и Ирина Шапошник), взяло в аренду автостоянку в аэропорту площадью 12548 кв. м за 8225 грн. в месяц. Автостоянка рассчитана на 300 машиномест. Одно место в месяц стоит 120 грн. Простые расчеты: можно получить 36 тыс. грн., вкладывая в аренду у коммунального предприятия 8 тыс. грн. Возникает вопрос: почему от этого отказался аэропорт? Это же наличные живые деньги! И почему арендатором оказалась структура, учредителем которой является семья Шапошников?
Когда проанализировал, как происходили тендеры и на аптеки, и на стоянку, и на аренду помещения на ул. Харьковской, 31, то получилось, что все последние конкурсы выигрывают фирмы Шапошников: или «Маркетинг-центр» или «Областное агентство земли и недвижимости». Странно, что это не заинтересовало ни одну правоохранительную структуру. Формально процедура проведения тендеров соблюдена. Дается объявление в газету. Выбиралась почему-то газета «Ярмарок». Не поленился, поехал в типографию и узнал тираж газеты, когда печаталось объявление о тендерах. В одном случае тираж составил 1700, в другом — 1768 экземпляров Стоимость газеты около 50 копеек. Получается, что за пару тысяч гривен можно выкупить весь тираж — и о тендерах никто не узнает.
За аренду помещения в областной больнице «Ганза» или «Старая аптека» платят почти по 5,5 тыс. грн. за 18 м, а «Маркетинг-центр» — в десять раз меньше. То же самое и по областной детской больнице. «Маркетинг-центр ЛТД» арендует за 411 грн. 18 кв. м. Возникает вопрос: почему?
[q]r: Виталий, Вы высказывали претензии к бизнес-интересам семьи Шапошников? [/q]
В. М. Когда человек идет на госслужбу, то, согласно закону, он заполнял декларацию, и она публичная. За эти два года, когда Вячеслав Шапошник стал депутатом облсовета, его активы в уставных фондах и от предпринимательской деятельности возросли в разы! Это при том, что на него, согласно закону, возлагаются ограничения.
Согласно Закону о госслужбе, Закону о коррупции, все свои активы он должен был передать в доверительное управление. На его жену, как депутата горсовета, также распространяются определенные ограничения. За два года активы увеличились у него или у нее.
[q]r: Не так давно была заварушка внутри фракции БЮТ (они определялись с лидером фракции). Не считаешь, что появление публикаций — попытка убрать Вячеслава Шапошника с политической арены? [/q]
В. М. Это внутреннее дело этой политической силы. Когда общался с депутатами из БЮТа, слышал, что для них публикация в «Украине молодой» тоже была шокирующей. Некоторые уверены, что это — не заказ.
[q]r: Длительное время облсовет определялся со вторым замом для председателя. На эту должность выдвигалась твоя кандидатура. Не являются ли проверки с твоей стороны попыткой отыграться? [/q]
В. М. Меня рекомендовала фракция: это было не столько мое желание, сколько решение фракции. В последнее время этот вопрос не возникал.
[q]r: Вы копили материалы? [/q]
В. М. Нет. Проанализировав некоторые тендерные документы, могу сказать, что там фигурируют фамилии депутатов из других фракций. Тендерный комитет возглавляет социалист Сергей Клочко.
[q]r: Что дальше? [/q]
В. М. Буду действовать в зависимости от того, какое решение будет принято прокуратурой. В облсовете попытаюсь презентовать новое положение об управлении коммунального имущества, реорганизовать работу по-новому. Верю, что депутаты согласятся с моими аргументами. Стоит задача не имитировать конкурсы и эффективное управление коммунальным имуществом, а сделать их таковыми.
[q]r: Тендеры проводились летом, когда планово-бюджетную комиссию возглавлял нашеукраинец Валерий Кержаков. Как Вы можете это прокомментировать? [/q]
В. М. У нас во фракции не было никакой информации. Позиция Валерия Кержакова расходилась с позицией фракцией. Его зависимость от начальника — председателя облсовета — повлияла на его позицию. Мы это заметили, когда возник вопрос о распределении 4 млн. грн. для бюджетников. Фракция инициировала его отставку. Это квота «Нашей Украины», и у нас есть новая кандидатура.
[q]r: Насколько я понимаю, в облсовете назревает внутренний конфликт, если есть претензии и к представителям фракции БЮТ, и СПУ, и «Нашей Украины». Чем может закончиться эта ситуация в облсовете: сменой председателя, его заместителя или только председателя планово-бюджетной комиссии? [/q]
В. М. Как политическая сила, мы можем инициировать вопрос о смене председателя, но хватит ли у нас голосов?! Другое дело, если его политическая сила поймет, что ему не место в руководителях. Это вполне возможно осуществить. То же самое касается и председателя бюджетной комиссии.
Если не будет консенсуса в работе, то кому от этого станет легче? Молчать мы не будем. Будем реагировать через представительные и судебные органы. Будем работать с избирателями, чтобы они дали оценку определенным политическим силам. Думаю, деятельность социалистов и результаты их выборов в Сумской горсовет и другие политические силы научат быть ответственными.