Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Щедрость души

499

Для старшего и среднего поколения Муслим МАГОМАЕВ навсегда останется эталоном певческого искусства

Александр Жутиков

Когда-то в редакцию городской газеты «Вышневолоцкая правда», где я начинал работать журналистом, пришло письмо. «Уважаемый коллектив „Вышневолоцкой правды“! Во-первых, очень рад общению с вами. Вышний Волочок никогда не уходил и не уйдет из моей памяти, как самая яркая страничка детства. Больше и лучше сказать об этом крае, чем я выразил в своей книге „Любовь моя — мелодия“, я уже не смогу. С самыми сердечными пожеланиями к вам, ваш Муслим Магомаев». Вспомнил я это только теперь, когда великого певца и композитора не стало.

Вышний Волочек

Муслим родился в 1942 г. в Баку, в творческой семье. Его дед, Абдул Муслим Магометович Магомаев, был известным советским композитором, дирижером, заслуженным деятелем искусств Азербайджана. Мать Муслима, Айшет КИНЖАЛОВА, актриса, отличалась яркой внешностью и своенравным характером. Мало кто знает, какие взаимоотношения были у Муслима Магомедовича с матерью и что именно по ее инициативе девятилетний мальчик приехал с ней в Вышний Волочок.
Этот городок на древнем Волоке именуют не иначе, как русской Венецией, городом семи островов. Расположен он на Валдайской возвышенности, в 119 км от Твери и пересекается железнодорожной и автомобильной магистралями Москва—Санкт-Петербург. Именно здесь, в старинном резном доме купца Нечаева, мать с сыном нашли для себя новое пристанище.

Наверное, нетрудно представить, какое потрясение испытал Муслим, оказавшись в маленьком провинциальном местечке после огромной столицы южной республики.
«Волочок встретил нас лютым холодом. Густели синие сумерки, люди кутались в воротники и шали, над ними вился пар, а мне было весело: под ногами скрипел снег, которого я никогда не видел.

Ехали мы в город, а приехали в большую деревню с потемневшими избами, с оконцами, заложенными ватой, с горшками герани на подоконниках.
Мама, оставив меня одного, убежала в театр „отмечаться“. А я смотрел сквозь заиндевевшее окно на сиреневый сумеречный снег», — писал позже в своей книге певец.

Однако жизнь матери и сына очень быстро вошла в привычную колею. Айшет служила в драматическом театре, Муслим учился в двух школах: общеобразовательной № 6 и музыкальной.

Педагог и ученик

Айшет Кинжалова отдала сына в музыкальную школу по классу фортепиано, благо находилась она наискосок от их дома. Муслим попал к педагогу старой закалки Валентине ШУЛЬГИНОЙ — талантливому человеку, блокаднице Ленинграда, после войны репрессированной и высланной из северной столицы в Вышний Волочок. Именно с ее слов и написаны эти строки.

Муслим не держал таланта «при себе». Для него не было большего удовольствия, чем своим пением доставлять людям радость

Валентина Михайловна Шульгина разглядела в высоком красивом мальчике талант певца. Она говорила: «Мальчик очень способный! Он далеко пойдет». Она же и помогла ему поставить голос. «Я почти лишился голоса из-за того, что педагог заставляла меня постоянно подниматься наверх, и из-за этого у меня беднел тембр и становился горловым теноровым, — писал Муслим Магомаев об учителе.

„Мне нравилось в Валентине Михайловне редкое для педагога качество: хороший преподаватель бывает и жестким, и добрым. Валентина Михайловна не заставляла меня сделать то-то и то-то, а предлагала. И всякий раз поощряла мои успехи, даже тогда, когда я ленился и играл хуже, чем мог. Она как бы давала понять: ты хоть и не хочешь разучивать задание, а все же играешь хорошо. Обычно в школе не поощряется вольность в исполнении ученика, а Валентина Михайловна, наоборот, отмечала, что я по-своему трактую некоторые произведения“.

„В девять лет иметь свое музыкальное мнение, — сказала она про меня на экзамене, после которого я перепрыгнул сразу через класс, — это совсем неплохо и ко многому обязывает“. Я и сам чувствовал, что учусь в Вышнем Волочке лучше, чем в родном Баку».

Валентина Михайловна рассказывала о письмах любимого ученика, часто цитировала их: «Как видите, я не из тех, кто забывает любимую учительницу и любимого человека. Поверьте, я всегда помню о том, что Вы для меня сделали… Очень хочется поговорить с Вами, узнать о Вашем здоровье, работе. Я по-прежнему с грустью вспоминаю Волочок. Не знаю, почему он так запал мне в сердце. Есть города и лучше, а так тянет к Вам. Что хорошего в Вышнем Волочке, такой же он или строится? Неужели снесли дом, где мы жили с мамой? Так не хотелось бы этого».

Магомаев не только помнил, но и навещал своего педагога уже будучи знаменитым. Правда, приезды его скорее напоминали творческие командировки. Вот как об этом вспоминала сама Валентина Шульгина: «Просили его петь в клубе хлопчатобумажного комбината — и он был там. Выступал с хором Дома работников просвещения. Пел на летней эстраде в городском саду. Люди два часа висели на заборах и деревьях, не успев занять места…»

Больной вопрос

Муслим Магометович не любил расспросов о своей матери, для него это была больная тема, рассказывала Валентина Михайловна. Уже много позже понял, что забери она его с собой в долгие поиски счастья в личной жизни, его судьба могла бы сложиться по-другому.

«Взрослым я проехал по России вдоль и поперек, встречал стольких людей, но ее, России, сердечный напев зазвучал во мне там, в Вышнем Волочке. Я еще раз убедился в том, что первое впечатление — самое верное.

Мама целыми днями пропадала в театре, и, чтобы присматривать за мной, пришлось взять няньку. Я прожил в Вышнем Волочке около года. По ряду причин мне невозможно было там оставаться: мать, женщина молодая, красивая, имела право на то, чтобы создать новую семью.

Так и вышло — у нее в то время уже был человек, актер, который стал ее мужем, и неизвестно, как бы мы поладили с ним. Но я рад, что теперь у меня есть прекрасная сестра Таня и брат Юра, музыкант. Так что я вернулся в Баку.
Человеку трудно без матери, но в жизни без жертв не обходится. У нее были на меня все права, но она понимала, где и с кем мне будет лучше. Хотя мать с затаенной горечью и говорила, что она не только меня родила, но и таланты мои не от Магомаевых, а от нее, она ошиблась: мои таланты не только от нее.

От нее у меня голос, от Магомаевых — музыкальность. На меня оказывали влияние и атмосфера семьи, в которой я рос, и наша музыкальная школа… А консерватория? А оперный театр, в который я тоже пришел, как в дом родной? Всего этого мать не смогла бы мне дать при ее образе жизни, при разъездах по разным городам. Она понимала это сама и отпустила меня. И за это я ей благодарен», — пишет Магомаев в книге воспоминаний «Любовь моя — мелодия».

Вот такая трогательная история, связавшая мой родной город, старинный Вышний Волочок — с именем выдающегося певца, вспомнилась мне сегодня, на сороковой день кончины Муслима Магомедовича Магомаева.

Музыкальное семейство

Муслима назвали в честь знаменитого деда, умершего в 1937 г., за пять лет до рождения внука. Мальчик всегда интересовался его жизнью и творчеством — смотрел архивы, читал письма, слушал музыку и мечтал повторить его путь — стать композитором, дирижером, пианистом. Имя деда носит Бакинская филармония.
Магомет Магомаев, отец Муслима, был очень одаренным человеком. Талантливый театральный художник, он оформлял спектакли в Баку и Майкопе. Старший сержант Магомет Магомаев погиб под Берлином за девять дней до окончания войны. Муслим узнал об этом в десять лет.

Отца и деда мальчику заменил дядя — Джамал Магомаев. Инженер по образованию, он играл на рояле, не имея при этом специального музыкального образования. Очень любил нажимать на педаль, чтобы было громко, хотя Муслима учил: «Играй тихо и с чувством». Дядя Джамал превыше всего ценил свою честь, что стало семейной заповедью Магомаевых.

Няня тетя Груня была для Муслима как Арина Родионовна для Пушкина, воспитала в нем любовь ко всему живому.

Муслим Магомаев стал известен в 19 лет, после выступления на молодежном фестивале в Хельсинки, а в 31 год удостоен высшей награды — звания народного артиста СССР.

В студенческие годы Муслим женился на однокурснице Офелии, у них родилась дочь Марина, но семья распалась. Марина живет в Америке, с отцом всегда дружила.
Брак с, народной артисткой СССР певицей Тамарой СИНЯВСКОЙ оказался долгим и счастливым.

Дискография Муслима Магомаева насчитывает 45 грампластинок, десятки записей, опубликованных в популярном музыкальном журнале «Кругозор», 15 компакт-дисков.