Послесловие к послевкусию
Очень Вежливая Дама / Самый Дорогой Учебник / Древнеримские Каникулы / Ботинок Михаила Лушпы
Сложно писать о ридном сити после возвращений из неридного сити, особенно такого, как Львов. Нынешний Форум издателей – 20-й по счету, соответственно, на юбилей съехалось много народу, да и читатель не подвел: к удивлению издателей и писателей, торговля шла не в пример лучше, чем в прошлом году. Было много знаковых событий, ярких людей, острых дискуссий, много стихов и прозы, много музыки и всего остального, что сопровождает фестивальные дни.
Но ничто так быстро не возвращает тебя к суровой местной реальности, как общение с земляками.
Понедельник. Звонок в редакцию, требовательный женский голос:
– Алло, мне нужен главный редактор!
– Здравствуйте! А кто вы? Представьтесь, пожалуйста.
– Я – областная стоматологическая больница!
– Я вас слушаю (ладно, думаю, человек при исполнении). Чем могу помочь?
– Вы можете распечатать распоряжение Чмыря?
– А вы, извините, куда звоните?
– В «Панораму», куда же еще?
– А какое распоряжение, можно поинтересоваться? С какой целью?
– Так, все ясно! – бросает трубку.
Т.е. похоже, мы все-таки дожили до времен, когда чиновник публично демонстрирует свою невоспитанность и не считает это зазорны – напротив. Мэр «всего быдла», смачно харкающий на пол исполкомовского коридора начальник управления – все это уже давно стремительно настигающая общество норма, успешно подкрепляемая телевизором. Эта норма быстро находит своих сторонников – она проста, доступна, не требует больших усилий над собой, и, главное, она – символ успеха в жизни, она формирует «богатый» стиль: украл у государства (громады) – откупился от прокурора – нажрался водки – снова украл. Схемы становятся все проще, все откровеннее. А зачем выдумывать, изгаляться – все равно такса известна. Поэтому можно и похамить, ведь всегда найдутся желающие хоть за деньги, хоть бесплатно тебя отмыть, оттереть, оправдать, рассказать, что лестничные клетки не моют, а деньги за это берут исключительно по вине Николая Азарова. Правильно, кого же еще? А Азаров далеко, поэтому и говорить об этом нечего.
Как-то писал уже: мы столько не заработаем, чтобы всех их содержат – собственно, государственный бюджетный кризис этот тезис как раз подтверждает.
В ридном сити, кроме того что недодают из Киева, так еще и не собирают заявленный бюджет на текущий год.
Внимательно еще раз просмотрел «Путеводитель» по Сумам, выпущенный «Агентством промоции…» – и снова расстроился. Ребята, вам дали хорошие тексты (которые, без сомнения, вызовут ожесточенные споры у краеведов), отличные иллюстрации – так упорядочьте, рассортируйте, сгруппируйте, создайте путеводитель, а не просто очень дорогой учебник по истории города. А, собственно, учебник-то и получился, не что иное. Но карты – это просто контрольный выстрел! Такие карты нивелируют все практическое значение, работа теряет доверие у любого, кто начнет ими пользоваться. Кроме проблем, указанных ранее, – не указан масштаб, не указаны стороны света, нет даже пешеходного моста от Псельской к «Здыбанке». И кто его знает, чего там еще нет? Кому это нужно за 65 тыс. грн. бюджетных денег? Скажете, для бюджета – копейки? А вы пойдите их заработайте – это же предприятия и граждане работали, платили налоги; для чего? Чтобы кто-то имитировал деятельность и создавал дорогие цяцьки. Напомню, себестоимость одной книжки – 65 грн., т.е. в продаже она будет стоить не менее 80 грн, а в розничных магазинах так и все 100. И еще вопрос: почему книжка на украинском и английском, а русского перевода нет? Сколько родственников у сумчан живут в России, сколько россиян (людей из стран СНГ) по воле службы или проездом бывают в Сумах! Так почему их интересы проигнорированы? Нам не нужны их деньги или мы их за людей не считаем? Ах, ну да, Сумы – город, над которым реет флаг Евросоюза! И тут у нас все население только либо на английском, либо на украинском говорит, хотя больше, конечно, на английском, особенно мэр, который еще и отлично владеет азаривкой. Завершая тему, хочу сказать главное: путеводитель – вещь сугубо практическая, он должен пробуждать интерес и соответствовать реальност – другими словами, это формат, у которого есть стандарты.
Однако, без сомнения, наиболее выдающимся шедевром и памятником эпохи минаевобыковского зодчества и «злочинного мартотратства» является третья арка у входа в городской парк, на которой написано «Міська набережна». Сама набережная, надо сказать, радует глаз недолго, но даже не в этом суть – зачем?! Нетрудно спрогнозировать, что этим шедевром г. Минаев навсегда себя запечатлел как герой местных анекдотов и розыгрышей КВН. В бюджете нет денег? Зачем же тратить миллион на арку и плитку, если там был вполне приличный асфальт (кстати, где он?)? Зачем столько арок – мы что, в Древнем Риме? И тут же рядом – подземный пешеходный переход, зловонный и глубокий, который не функционирует несколько лет… Так и живем: построить и разукрасить второстепенное, рассказать об этом в социальных сетях и по телевизору, тогда как перманентные будничные проблемы только усугубляются. На все эти забаганки пошли миллионы гривен (не считая вечнозеленых газонов за бешеные деньги, которые к следующему году ничем не будут отличаться от наших доморощенных, сумских), в то время как… Переделать и исправить все это будет стоить следующим поколениям очень дорого.
Мы, нынешние, оставляем своим детям и внукам архитектурно и эстетически искалеченный город с огромным ворохом основных нерешенных проблем. Но время наших детей наступит еще не завтра – оно наступит еще не скоро, т.е. у нынешних властей и жителей, которые их выбрали и терпят, есть еще много лет впереди, чтобы сделать лицо ридного сити безвкусным до карикатурности.
Несколько слов о памятнике Лушпы и некоторых событиях, с ним связанных. Очень жаль, что памятник Лушпе – чуть ли не точная копия памятнику Бекетову в Харькове. Архитектор, как вы догадались, один и тот же, харьковский, и он фантазию особо решил не напрягать. Владимир Заец и его партнеры, идеологи и заказчики, узнали об этом буквально за несколько дней до открытия. И что было делать?! Конечно, оставили как есть, тем более что Харьков далеко, пусть уж. Смотрит Михаил Афанасьевич, запечатленный в камне, в сторону «Пентагона», смотрит внимательно и где-то, возможно, с немым вопросом и укоризной: мол, вы что же, ребята, как же так?!
А в день открытия «вдруг» образовалась традиция – потереть ботинок Лушпы на счастье. На фотографиях это смотрится весьма неоднозначно. Тем, кто это придумывал и с ходу попытался внедрить, следовало бы знать, что прикосновение к ногам – жест сакральный: прикасаются только к ногам святых, а Лушпа – при всем и про все – человек, и человек далеко не святой. Словом, неоднозначностей избежать, увы, не удалось.
Будьте бдительны, до новых увлекательных встреч. Жизнь прекрасна. А фонтан «Европейский», тот самый отремонтированный (1,5 млн грн.!!!), оказывается, был сдан с недоделками. Поэтому «законсервировали» до весны. Одним словом – не фонтан у них с фонтанами.