Забытые кварталы: старый город в Сумах разрушается – власть, архитекторы и общественность не обращают на это внимания
Сумы – уникальный город, но, увы, не только своей компактностью и обилием зелени, которое так нравится жителям мегаполисов. Пожалуй, нет такого областного центра в Восточной Украине, в котором кварталы старого города – своеобразного исторического ядра – находились бы в таком запущенном и полуразрушенном состоянии. Но самое неприятное то, что городские власти, архитекторы да и горожане смирились с этим и молча наблюдают за его дальнейшим разрушением.
Историческое наследие
«Подивіться, на що це схоже! Ну для чого було потрібно знищувати частину історичного валу Сумської фортеці заради існування ще одного кафе?» – возмущается глава областной организации Национального союза краеведов Украины Олег КОРНИЕНКО. Вместе с ним мы стоим на съезде с пер. Терезова в центре Сум, запруженном кое-как припаркованными машинами. Контрасты тут на каждом шагу, даже под ногами: тротуарная плитка, уложенная предпринимателем возле «своего» магазина, перемежается с высоким бурьяном на месте тротуара – там плитку уложить некому уже много лет. Ответа на вопрос краеведа тоже нет. Кафе построено в 2007-08 гг. на единственном месте, где сохранился вал, которому три с половиной века.
Как известно, Сумы начинались с Сумской крепости, очерченной нынешними улицами Казацкий вал, Кооперативной, Нижнесоборной (Красноармейской), Кузнечной, Перекопской и Гагарина. К сожалению, из построек того периода сохранились только Воскресенская церковь и т.н. “Дом войта”. Нынешний же исторический центр города сформировался в середине–конце ХIX в, когда центр города после сильных пожаров 1840-41 гг. практически наново застраивался каменными и кирпичными домами знати, купцов, магазинами и храмами. Старые открытки начала XX в. передают своеобразный шарм провинциального, но уютного европейского городка, который тогда был присущ Сумам. Впрочем, городская среда центра, имеющая «человеческий масштаб», не пугающий нагромождением громадных бетонных многоэтажек, привлекательна для горожан и гостей города до сих пор. На архитектурном языке нескольких генеральных планов города – это одиннадцать исторических кварталов, в которых размещено несколько десятков зданий, признанных памятниками архитектуры (см. карту). Казалось бы, городские и областные власти должны были уделять им особое внимание – как-никак, лицо города. По крайней мере, так делают в Полтаве и Чернигове – соседних областных центрах, соизмеримых с Сумами по масштабам, городскому бюджету и количеству населения. Каждый, кто бывал там, может подтвердить: центр города там в порядке. Конечно, не все здания здесь отремонтированы на должном уровне, но в целом состояние центра оставляет благоприятное впечатление.
Трущобы в центре
А вот в Сумах все наоборот. За выкрашенными фасадами (да и то не всеми) домов на центральных улицах города, часто скрывается подлинная разруха: полуразрушенные стены, обвалившиеся крыши, горы мусора и туалеты-скворечники. Стоит только зайти во дворы и увидеть все это «великолепие». Впрочем, иногда во дворы заходить нет необходимости – достаточно взглянуть на памятник архитектуры местного значения – бывший отель, расположенный по центральной ул. Соборной под №44. Его малопривлекательный фасад и заметные сквозь окна рушащиеся внутренние перекрытия уже который год прикрыты баннерами то с проектами местных архитекторов, то с лицом ныне здравствующего президента и бравых кадетов. Или второй этаж здания №48, расположенное рядом по той же Соборной: выбитое стекло, осыпающаяся штукатурка, некрашенный годами фасад.
Несть числа безобразиям во внутреннем дворике за нынешним ночным клубом «Фортуна» (бывший кинотеатр им. Шевченко) и в соседних дворах, в том числе по пер. Терезова. Развалины и горы мусора встретят посетителей в дворике между ул. Воскресенской и построенным относительно недавно на ул. Казацкий вал бизнес-центром «Empire Motors». Аналогичная ситуация в двориках между ул. Кооперативной и Набережной р. Стрелки.
Заткнуть дыры
Впрочем, утверждать, что городские власти никак не влияют на ситуацию с историческими кварталами, – покривить против истины. За последние годы в исторической ткани центра с благословения бывшего главного архитектора города Сергея ВИНТОНЯКА и нынешнего – Владимира БЫКОВА – появились новые здания, которые не соотносятся с окружающей застройкой ни по масштабу, ни по стилю. В пер. Терезова вырос торговый центр Viva, причем возвели его на этаж выше, чем это было предусмотрено в проекте. В соседнем пер. 9 мая появился уродливый восьмиэтажный(!) жилой дом-гостинка из красного кирпича. Рядом, на перекресте 9 Мая и ул. Кооперативной, построили ТЦ Festival, архитектура которого была бы уместна в спальных микрорайонах, но отнюдь не в историческом квартале. Уже который год зарастает бурьяном котлован на перекрестке ул. Соборной и 9 мая, напротив Спасо-Преображенского собора. Остряки шутят, что собственники участка предпочитают зарабатывать на рекламных щитах, которыми обвешан забор, огораживающий котлован. Несколько лет тому назад на заседании градсовета там было предложено возвести 26-этажное(!) здание. В конце концов, архитекторы сошлись на проекте фактически пятиэтажного торгово-офисного центра. Потом стройка была заморожена – сначала из-за судебных процессов, а теперь по финансовым причинам и перспективы не просматриваются. Однако если предусмотренное проектом здание все-таки будет возведено, то оно, по мнению сумских архитекторов, высказывавшихся на том архитектурном совете, «задавит» своим масштабом окружающую двухэтажную застройку и уменьшит значимость самого Спасо-Преображенского собора как доминаты этой части города.
Образ исторического центра умудряются нарушать и отдельные предприниматели, которым в процессе приватизации достались многие дома в исторических кварталах. Самый вопиющий пример – незаконная перестройка центральной части ризниц по ул. Кооперативной, 2, являющихся местным памятником архитектуры. Другие же новые хозяева старых домов просто сносят часть зданий, достраивают стены новомодным кирпичом, применяют пластиковую вагонку, срубают со стен элементы декора и т.д.
По закону, за сохранением внешнего и внутреннего вида памятников архитектуры должен следить специальный госорган, на каждый из них должен составляться охранный договор. Сложнее со старыми зданиями, которые памятниками не признаны – тут ограничивать самодеятельность собственников практически нечем. Но дело в том, что после многочисленных админреформ местный орган охраны памятников просто… исчез. Сейчас обязанности контроля за их состоянием разделены между областным управлениями культуры и архитектуры, которые из-за недостатка специалистов (и по другим причинам тоже) с возложенными обязанностями не справляются.
Ситуация в историческом центре усугубляется и хаотическим движением транспорта, в том числе тяжелого, с которым сумские власти не могут справиться уже много лет.
Проекты в никуда
В 1986 г. киевский институт «Укрпроектреставрация» подготовил проект регенерации исторического центра (ядра) Сум. По словам тогдашнего главного архитектора Николая ИЛЬЧЕНКО, специалисты института изучили стояние каждого дома, даже брали их стен образцы, тчтобы учесть все нюансы. План предполагал восстановление большинства исторических зданий в центре по сохранившимся фотографиям начала века, накрытие части внутренних двориков прозрачными крышами и создание там атриумов с небольшими фонтанами, а также местами для торговли и отдыха. Новые здания должны были строиться в пределах существующей низкой этажности, вне охранной зоны памятников. Проект также предусматривал трансформацию центральных улиц в пешеходные, при этом уже существующие направления по ул. Соборной и Воскресенской предполагалось дополнить перпендикулярными, позволяющими пройти, например с Соборной на ул. Казацкий вал. Реализация проекта киевлян позволила бы сохранить исторические кварталы, однако он так и не был реализован из-за экономического кризиса конца 80-х-начала 90-х гг. и распада СССР. В 90-е гг. экземпляр проекта, хранившийся в управлении капитального строительства горисполкома, был утрачен.
В 1999-2003 гг. по инициативе тогдашнего главы ОГА Владимира ЩЕРБАНЯ институт «Гражданпроектреставрация» подготовил проект реконструкции сначала ул. Соборной, а потом и ул. Воскресенской. Однако в обоих документах внимание уделялось прежде всего восстановлению фасадов зданий, без комплексной реконструкции старых кварталов. Реализация проектов проходила в спешке, к «датам», многие их положения так и не были реализованы.
В настоящее время, по словам главного архитектора города Владимира Быкова, комплексной программы восстановления исторических кварталов у городской власти нет (зато Генеральный план есть. – прим. ред.). В Союзе архитекторов считают, что основная инициатива в сохранении исторических кварталов должна принадлежать властям. А сумские краеведы и историки продолжают хвататься за голову и периодически обращать внимание городских властей на разрушение исторических кварталов.
Комментарии:
Главный архитектор Сум Владимир БЫКОВ: «Состояние исторических кварталов не ужасное, а катастрофическое. В свое время мы возлагали надежды на то, что дома в центре будут восстановлены на средства предпринимателей, которые их приватизировали. Но эти ожидания не оправдались. Я чувствую свою ответственность за происходящее, но финансовые возможности города не позволяют что-либо сделать. Завидую полтавчанам, как они реализуют программу регенерации исторической части города, даже все цоколи делают в граните, чтобы были устойчивей. Но там другие средства. Функций контроля за состоянием памятников и состоянием домов в исторических кварталах у нас теперь нет».
Олег КОРНИЕНКО, председатель областной организации Национального союза краеведов: «Власне, центр Сум – це пам’ятка археології, городище XIII-XVIII ст., тут взагалі будувати треба обережно, а краще взагалі не будувати. Закон передбачає, що перед будівництвом необхідно провести археологічну розвідку. Однак ця вимога ігнорується. За останні 15 років археологічна спадщина міста зазнала великих втрат. Знищено частину Козацького валу, заради побудови біблотеки УАБС знищено цілісний комплекс садиби Кондрат’єва-Суханова-Сумовських. При будівництві єпархії Української православної церкви Московського патріархату на вул. Соборній було знищено давній некрополь та рештки дерев’яного собору Преображення Господнього та тимчасовї церкви Архістратига Михаїла. Реконструкція Соборної та Воскресенської також проводилася без будь-яких археологічних досліджень. Ми неодноразово направляли наші пропозиції міській владі Сум, однак відповіддю було тільки мовчання».
Андрей КРИВЦОВ, предеседатель областной организации Союза архитекторов Украины: «В исторических кварталах такой «шанхай», что просто невозможно смотреть. Почему нет наших предложений по этому вопросу, отвечу так: когда рассматривался нынешний Генеральный план города, мы приняли участие в обсуждении, направили свои предложения городским властями. Но в Генплане как все было, так и осталось. Дело сохранения исторических кварталов – это забота государства и городских властей. Старый проект института «Укрпроектреставрация» регенерации исторического центра полностью реализовать уже невозможно, слишком многое изменилось. Но отдельные элементы его все-таки можно использовать, только нужна воля властей
Николай ИЛЬЧЕНКО, экс-главный архитектор Сум (1964-1990 гг.): «Общественность должна добиться, чтобы нынешние городские власти до конца их каденции прекратили согласовывать любое строительство в центре города. Вы посмотрите, что творится вокруг универмага «Киев»! Городские власти должны затребовать из архива института «Укрпроектреставрация» копию проекта регенерации исторического центра. Считаю, что он не устарел и может быть использован -конечно, с определенной корректировкой, с оглядкой на изменившиеся условия».
Этапы разрушения исторического центра Сум
1. Начало-середина 30-х годов ХХ в. – по приказу большевистской власти взрывают Покровский и Николаевский соборы (находились в нынешнем Покровский сквере и на пл.Независимости).
2. Конец 40-х годов – используя как повод частичное разрушение зданий на ул. им. Сталина (сейчас Соборной) и им. Фрунзе (сейчас Вокресенской) после Второй мировой войны, начинается строительство четырехэтажных домов-«сталинок» для партийной элиты
3. Середина 60-х годов – по приказу областного партийного руководства на ул. Фрунзе, Ленина (переименована в конце 50-х) и в пер. 9 мая сносят исторические здания и появляются жилые типовые пятиэтажки. Также сносят здания кинотеатра «Ампир», дома Игнатьева и др. исторических построек, вместо которых возводятся типовые дома, гостиницу «Украина» и здание ЦУМа.
4. Конец 70-х годов – сносят часть исторического центра (ул. Ленина, Красноармейская, Кирова) ради постройки пл. Ленина (ныне пл. Независимости) и обкома КПСС. Также сносят исторический дом Коннора ради постройки комплекса «Театральный». Появляется проект харьковского проектного института, предусматривающий полный снос исторических кварталов Сум и возведение на их месте целого комплекса 16-этажных зданий. Возможно, он частично был реализован при постройке нового здания театра им. Щепкина и Театральной площади.
5. Конец 80-х-90-е годы. Сносят здания и засыпается спуск с ул. Ленина к ул. Героев Сталинграда ради постройки Дома политпросвещения (ныне корпус Дома детей и юношества). Сносят старый рынок и возводят универмаг «Киев». Уничтожается исторический дом XVIII в. («Кам’яниця») на спуске от ул. Воскресенской к ул. Кооперативной для возведения нынешней гостиницы «Воскресенская».
Исчезнувший комфорт
Еще в начале ХХ в. часть доходных домов и гостиниц по ул. Соборной и Воскресенской предоставляли своим жильцам невиданный по тем временам для уездного города комфорт. Как писала газета «Сумской вестник», там для удобства жильцов было паровое отопление, водопровод (причем имелась даже горячая вода) канализация, в комнаты был подведен телефон. Но после прихода советской власти уже в 30-40-е годы отопление здесь было только печным, воду жильцы набирали из разборных колонок, туалеты находились на улице, а о телефоне оставалось только мечтать.
Глуховский пример
Центр бывшей гетманской столицы Глухова к концу 80-х годов представлял собой такое же печальное зрелище, как и ныне центра Сум. Однако власти Глухова смогли добиться, чтобы в 1994 г. в пределах исторических кварталов был создан государственный историко-культурный заповедник «Глухов», в реестр которого было внесено 50 памятников архитектуры. Это позволило получать средства на регенерацию исторического центра и восстановление памятников из государственного бюджета. В 2007 г. заповедник получил статус национального. В 2011 г. Кабинет министров утвердил госпрограмму сохранения культурного наследия и развития инфраструктуры, согласно которой на эти цели Глухов должен получить из госбюджета 85 млн грн.