Любовь ДЕМЧЕНКО: «К конструктивному диалогу мы готовы»
В последнее время стало нормой говорить о том, что культурные инициативы снизу государственные служащие поддерживают без ожидаемого энтузиазма. При этом приводятся примеры. Но существуют и факты, свидетельствующие об обратном. Для прояснения ситуации мы беседовали с представителем государственной структуры, имеющей непосредственное отношение к планированию и проведению творческих конкурсов, фестивалей и других культурных мероприятий в нашей области.
О принципах и приоритетах в организации культурной жизни Сумщины рассказывает зам. начальника управления культуры и туризма Сумской ОГА
r: Некоторые культурные мероприятия в области проводятся при участии государственных структур, другие организовываются как бы сами собой. Почему?
Л. Д.: Мероприятия, в проведении которых мы участвуем, обязательно включены в план. Работать над планом на этот год мы начали заранее, еще с октября 2012 г. Со своими предложениями люди выходят на районные управления культуры, оттуда к нам приходят предложения. Мы обсуждаем концепции непосредственно с теми, кто хочет организовать какую-либо культурную акцию, выясняем, что для этого уже имеется, чего не хватает, каковы наши возможности. Наши предложения мы сдаем уже к 20 ноября, после чего план рассматривается и утверждается заместителем главы ОГА по культуре. Если говорить о проходящих в области фестивалях, то каждый из них должен иметь свое положение о проведении с регистрацией в Управлении юстиции. Кроме того, мы обязаны опубликовать это положение в СМИ, тогда фестиваль приобретает законный статус.
r: Управление культуры отказало благотворительной организации «Благотворительный фонд “Слобожанский”» в утверждении образца грамоты о награждении участников недавнего фестиваля “Именины Петра Чайковского в Низах”…
Л. Д.: В письме главе этого фонда Надежде ЗАПОРОЖЕЦ ясно указаны причины: мероприятия нет в плане работы управления, Положение о его проведении не утверждено Главным управлением юстиции. По фестивалю мы не увидели четко сформулированных предложений, концепции. Получилось так, что общественная организация дает задание управлению культуры, причем перед самым началом фестиваля… А к конструктивному диалогу мы готовы, но условия, о которых сказано выше, должны быть соблюдены.
r: Что можно сказать о ситуации с историческим памятником, усадьбой Кондратьевых в Низах?
Л. Д.: Была там у нас библиотека, музыкальная школа, филиал областного краеведческого музея. Музшколу и библиотеку оттуда пришлось убрать из-за состояния здания…
r: Существуют ли приоритеты при планировании мероприятий?
Л. Д.: Это, прежде всего, государственные праздники, юбилеи, памятные даты. В этом году будут проводиться торжественные мероприятия по празднованию юбилеев Ковпака, Кожедуба. Рассматриваем инициативы со стороны. Например, общество “Просвіта” обратилось с предложением отметить в следующем году 110-летие Евгения Донцевича, знаменитого бандуриста, автора “Запорожского гимна”. Мы постараемся, чтобы празднование этой даты было включено в план. Кроме того, мы уделяем первоочередное внимание фестивалям и конкурсам, которые стали в области уже традиционными. Это “Боромля”, “Кролевецькі рушники”, “Поліські візирунки” – хореографический фестиваль в Шостке, фестивали классической музыки Organum и Bach-fest тоже стали включать в планы. Наша концепция при планировании мероприятий – разножанровость. Для любой творческой инициативы может найтись место. Разумеется, с учетом наших возможностей.
r: Составленный план является жесткими рамками, за которые – ни шагу?
Л. Д.: Это не совсем так. Мы иногда присоединяемся к внеплановым инициативам. Пример – Чеховские дни, проходившие в городе недавно. Театральная общественность, работники Сумского театра для детей и юношества обратились к нам за помощью. Финансами помочь мы не могли, но обсудили сценарный план, дали свои советы, обеспечили помощь училища искусств и культуры им Д. Бортнянского – участие оркестра. А реализацию взяли на себя сами артисты. В рамках Чеховских дней в Доме-музее писателя на Луке прошла научная конференция, посвященная его творчеству. А Дом-музей А. Чехова – наше подразделение.
r: Есть ли еще примеры инициатив снизу, которые поддержало управление?
Л. Д. :Например, довольно масштабное мероприятие – историческая реконструкция в Тростянце. Там были не только поединки собравшихся членов различных клубов исторической реконструкции (люди называют их просто “рыцарями”. – r), но и большая культурная программа с выступлением творческих коллективов, настоящий праздник. А предложил его провести мэр Тростянца. Там есть замечательное место для проведения всех мероприятий – отреставрированный Круглый двор. Были конкретные идеи, было кому все организовывать на месте.
r: Для читателей рискнем сделать вывод: главное – позитивный подход. Искать не врагов, а союзников – тогда любую адекватную инициативу можно реализовать более или менее полно. Главное – превратить ее в конкретные предложения, найти людей, готовых работать на идею, не забывать о т. н. “правилах игры”, существующих независимо от наших желаний: сроки подачи предложений и утверждения планов, юридические тонкости, отнюдь не щедрое финансирование культуры в нашей самой культурной стране.