Борислав Бжеличич: «Пока что в Сумах рентабельным будет только небольшой аэропорт».
Борислав БЖЕЛИЧИЧ – вице-президент немецкого DVB Bank SE, г. Франкфурт-на-Майне, Германия. Этот банк имеет офисы более чем в 13 странах мира и развивает свою деятельность в узком сегменте рынка – кредитовании на рынке авиационной, автомобильной и погрузочной техники. Также банк занимается транспортными инфраструктурными проектами, например строительством аэропортов и грузовых терминалов. Сам Борислав является почетным профессором одного из ведущих высших учебных заведений Германии — Университета Мангейма.
r.: Расскажите о себе, почему Вас так интересуют аэропорты?
Борислав Бжеличич: Меня всегда интересовали вопросы влияния транспортной инфраструктуры на экономику и развитие общества. Я считаю, что в современном мире они очень важны! Я уже много лет изучаю разнообразные транспортные системы. В Сумы приехал ради конференции, организованной УАБД. Меня пригласили как представителя DVB банка. Я должен оценить ситуацию, связанную с Сумским аэропортом, и вынести свой вердикт.
r.: Сколько времени необходимо, чтобы сделать выводы о рентабельности аэропорта?
Б.Б.: Довольно много. Прежде чем вкладывать деньги в проект, подобный этому, нужно разработать детальный бизнес-план и учесть все нюансы. На момент конференции, конечно, я не был достаточно подготовлен, чтобы говорить с 100% уверенностью. Тем не менее есть вещи, которые видно невооружённым взглядом.
r.: Тогда вопрос №1: нужен ли такому городу, как Сумы, свой аэропорт или можно ограничиться железной дорогой и рейсовыми автобусами?
Б.Б.: Перед тем как забронировать билеты до Сум, я посмотрел на карту, раздумывая, как рационально организовать своё путешествие и спланировать его. Оказывается, у меня было два варианта (одинаково неудобных) — лететь до Киева или Харькова, а потом пересесть на поезд или в авто. Конечно, если у человека отпуск и он располагает большим количеством времени, зачем отказывать себе в удовольствии увидеть страну из окна машины или поезда? Но для этого нужны как минимум дороги хорошего качества! Аэропорт Сумам необходим, это факт. Ведь у вас много высших учебных заведений, есть большие предприятия. Но в первую очередь следует подумать о дорожной инфраструктуре.
r.: Однако существуют определённые «но»?
Б.Б.: Да. Насколько я понял, вы хотите сразу же построить большой и современный аэропорт. Это путь в никуда. Нужно исходить из реальных возможностей инвесторов и пассажиров. Население города — небольшое, всего 270 тыс чел. Сейчас не времена СССР, когда любой человек мог позволить себе летать. Значит, нет смысла совершать больше одного рейса в день. Вместимость самолёта — 50 мест, не более. Мне понравился ваш город, но он явно не туристический, так что, рассчитывая сколько будет пассажиров, туристический фактор сразу же следует исключить. Лучше провести опрос среди тех сумчан, кто живёт и трудится за границей, но у кого здесь остались друзья и родственники, насколько они готовы проголосовать за воздушный транспорт своим кошельком. Я бы сравнил Сумы с Ивано-Франковском. У них тоже идёт один рейс в день — из Ивано-Франковска в Киев и обратно. Да и в Европе в маленьких городках действует та же система. Вы должны выбрать то направление, которое действительно будет пользоваться спросом! К тому же вы можете заняться перевозкой грузов (если в этом действительно есть потребность!)и частными рейсами. По опыту Германии и других стран хочу сказать, что большие грузы продолжают переправляться наземным транспортом. Думаю, если вы организуете работу «шаг за шагом», то через 15-20 лет Сумской аэропорт будет обслуживать уже два рейса. Но вопрос в другом: насколько это всё окупаемо? В моём городе (Мангейм) проживает 600 тыс, чел.,здесь множество больших предприятий, т.к. «Мерседес». Совершается три полноценных рейса в день, самолёты всегда заполнены. Но аэропорт всё равно в минусе.
r.: Так какие шаги необходимо предпринять, чтобы аэропорт снова заработал?
Б.Б.: На данном этапе вы должны заинтересовать инвестора, предложить ему нечто, во что он будет готов вложить свои деньги! К примеру, открыть в Сумах школу для подготовки пилотов. Потом, аэропорт — это не только самолёты, пилоты и стюардессы! Нужно учитывать, что понадобится большое количество рабочих мест для обслуживающего персонала! Это службы: организации воздушного движения, электрорадиотехническая и электросветотехническая, метеорологическая, штурманская и т.д. А ещё службы безопасности, багажная служба, различные организации и предприятия, обеспечивающие отдых, питание, досуг пассажиров. Для того чтобы аэропорт заработал, нужна поддержка государства- специальные программы, не только выделяющие средства на строительство и функционирование объекта, но и позволяющие купить билеты по доступным ценам. Аэропорт Сумам необходим, но ещё нужнее области хорошие дороги и ж/д сообщение.