Аргентинское танго
Путешествие по стране вкусного мяса, вина и футбола
Анастасия Мазур
Путеводитель по Аргентине начинается с фразы «Не дай вам бог быть вегетарианцем в этой стране». Тот, кто пробовал приготовленное в Аргентине мясо на гриле, понимает, что все шашлыки, съеденные до этого, были всего лишь разминкой. Но мясо – это еще не все. В Аргентине на многочисленных виноградниках в предгорьях Анд производят восхитительное вино, и редкие для нашей местности сорта типа «мальбека» или «пино-нуар» продаются по совершенно вменяемой цене. Чем еще интересна Аргентина? Футбольными идолами типа Марадоны и Месси, дамочками, воспитанными на мыльных операх, красивыми городами, в которых хочется жить, бескрайними национальными парками и многим другим. Но обо всем по порядку.
Отпетые мясоеды
Шашлык по-аргентински называется асадо, и готовится он не на металлическом мангале, а на стационарном гриле в виде решетки, обложенной камнями. При этом задача асадора, то есть, ответственного за шашлык, разогреть камни и готовить на их жаре – так мясо пропечется равномерно и не подгорит. Такие стационарные грили есть как в частных домах, так и в обычных квартирах на балконах. Если размеры балкона не позволяют, гриль устанавливается на общих площадках на две-три квартиры. По разным оценкам, аргентинцы потребляют от 135 до 150 кг мяса на человека в год. Может быть, и мы бы столько его ели, будь оно в Украине таким же вкусным. Секрет аргентинской говядины – в корме скота. В отличие от европейских коров, их живность питается не сеном вперемешку с антибиотиками, а сочной травой – климат позволяет делать это почти круглогодично.
Край кордонов
Дегустировать аргентинское вино мы отправились в городок Кафаяте в провинции Сальта. Здесь много виноградников, несколько заводов по разливу вина и много бодег, то есть дегустационных залов, где наливают бесплатно или за смешные деньги. Сразу признаюсь, что для нас дегустация так и не состоялась – виновата была треклятая сиеста, но о ней чуть позже. Так что пили мы бутилированное вино из супермаркета.
Но Кафаяте привлекает туристов не только вином. Вокруг города располагаются многочисленные национальные парки, один из которых – Лос Кордонес. Кордон – по-испански «шнурок», а на североаргентинском наречии это означает «кактус». В этой местности они достигают нескольких метров в высоту. Кактусы в Аргентине охраняются законодательством, и за выкапывание или вырубку грозит тюремное заключение.
В целом север страны поражает природным разнообразием. В провинциях Сальта и Хухуй (в русскоязычных картах его называют Жужуй, но, поверьте, это Хухуй) преобладают джунгли, затем вечнозеленые пампасы, немного южнее – марсианские пейзажи в Андах. В центре страны – озерный край Барилоче, в котором есть все четыре сезона, а южнее него – национальные парки с синими ледниками, не тающими даже летом, и, наконец, самая южная точка – Огненная Земля, претендующая также на кусочек Антарктиды. Мы въезжали в Аргентину в самой северной точке, и на границе был указатель – «До Ушуайи (административный центр Огненной Земли) – 5 тыс. км», чтобы всем сразу стало понятно – наскоком страну не взять.
Марадона и Шевченко
В Кафаяте мы познакомились с Герардо, временным менеджером хостела, в котором мы были единственными постояльцами. Герардо научил нас готовить настоящее асадо и заваривать мате, традиционный в Аргентине горячий напиток. Кстати, правильно называть его мАте, с ударением на первый слог, поскольку иначе это слово схоже с другим, означающим «убивать». Герардо, имеющий несколько детей от двух жен, предпочитает уединенный образ жизни и каждый день начинает с чашечки этого самого мате на рассвете. Он рассказал, что однажды поехал к друзьям в Боливию и остался там на шесть лет, работая на всевозможных промыслах. Вернувшись домой, Герардо решил написать об этом книгу и, когда она была почти готова, он забыл потушить свечу, и огонь сжег весь дом. Обиднее всего было потерять рукопись. Он рассчитывал, что, если книга будет иметь успех, он накопит денег на поездку в Германию, ведь мечта его жизни – увидеть страну его предков. Теперь, не имея дома, он подрабатывает у друга в хостеле и продает деревянные скульптуры собственного изготовления.
Еще один наш друг из Кафаяте – Себастьян, проводник по местной достопримечательности – каскаду водопадов в горах. Разговаривая исключительно на испанском, деревенский парень Себастьян умудрялся объяснить даже сложные понятия так, что становилось совершенно понятно. А поговорить было о чем. Наученные друзьями-бразильцами фразе «Пеле лучше Марадоны», мы умудрились сказать это заядлому футболисту, для которого Марадона – царь и бог. О, чего мы только не наслушались в ответ! Вначале Себастьян тыкал пальцем в горного козла, объясняя, что это Пеле, бразильская звезда футбола. А потом добавил, что, когда Марадона играл, шнурки на одном кроссовке ему завязывал Пеле, а на другом – Роналдо, Руни и Андрей Шевченко вместе взятые!
Типичные аргентинцы
В Аргентине народ красивый – что мужчины, что женщины, особенно в крупных городах. Мужчины, когда не едят асадо, усердно занимаются спортом, а женщины с маниакальным упорством следят за собой и изо всех сил стараются выглядеть молодо. В Буэнос-Айресе можно часто заметить дамочек за сорок с чрезмерным макияжем и в коротких юбках, тогда как молодежь выглядит весьма скромно. Аргентинцы – отзывчивые люди: стоит попросить о помощи – вам объяснят, доведут и все покажут. При этом всем будет интересно, откуда вы родом. Дело в том, что страна формировалась из переселенцев, поэтому у многих подсознательно стоит вопрос о собственном происхождении. Однажды в автобусе к нашему разговору стал прислушиватся мужчина средних лет. Услышав знакомые слова, он с восторгом в глазах заявил, что его отец – полуполяк-полуукраинец. И тут произошло как в фильмах: другие пассажиры автобуса начали рассказывать о своем происхождении – кто родом из Армении, кто – из России. Нашему новому другу было очень интересно узнать о положении вещей на родине. Он пытался вспомнить украинские слова, которым его учил отец, но смог только сказать, что его пса зовут Черный. Преисполненный чувств, он провел нас до автовокзала и на всякий случай оставил свои контакты.
Одновременно с таким радушием у аргентинцев есть и отрицательные черты. «No sе?» – «не знаю» – могут ответить, если не хотят разговаривать. В магазине, спрашиваешь, есть ли молоко, а вам отвечают «но се», даже если оно лежит под носом. С нами такого не происходило, но многие жаловались. И, наконец, сиеста, послеобеденный отдых, точное время которого мы так и не смогли разгадать. Кафе и магазины закрываются в два часа дня, и, если ты не успел пообедать, ходи голодным до вечера. А когда они откроются: неизвестно – хоть в 5, хоть в 7 – у каждого свой график.
Город мечты
По пути в Буэнос-Айрес мы заехали в Росарио – родной город революционера Че Гевары и футболиста Месси. Говорят, что брат звезды спорта владеет здесь ночным клубом, и, когда Месси в городе, огни ночного клуба светятся красным. А еще в Росарио проводили чемпионат мира по хоккею на траве, куда наши хоккеистки едва не попали. Отличительная черта города – здесь все бегут. Культ спорта в Росарио – на высоте, и пробежки на свежем воздухе прекращаются разве что в жаркий полдень и глубоко ночью. Набегавшись, жители города выходят сотнями на набережную реки Парана и, сидя на траве, попивают мате. Те, кто не устал, практикуются в байдарочной гребле или кайт-серфинге. В городе нет особых достопримечательностей, но мы поймали себя на мысли, что в нем хотелось бы жить. Позже мы узнали, что этого же мнения придерживаются и другие путешественники, которые здесь побывали.
Город Попутного Ветра
Буэнос-Айрес – один из самых крупных городов в Южной Америке с населением 13 млн человек. Здесь все масштабно – огромные здания, большие памятники, широкие проспекты. В Буэнос-Айресе не знают, что такое пробка в центре города, поскольку главные дороги имеют по восемь полос в каждую сторону. По утрам город будит пение зеленых попугайчиков, гнездящихся в деревьях. Центр города считается безопасным, но туристов обычно привлекает район Ла Бока, где уже не все спокойно. В Ла Боке расположен известный стадион футбольной команды Бока Хуниорс, где играл Марадона, и пешеходная улица Каминито, где танцуют танго. Считается, что танго зародилось именно здесь, в Буэнос-Айресе, который в конце ХІХ века был всего лишь большой деревней. Переселенцы, тоскуя по родине, находили утешение в барах, выпивая и танцуя с официантками и проститутками, и в этих танцах было много страсти и отчаяния. К нашему сожалению, местные признались, что они уже давно не танцуют танго, а расплодившиеся танцевальные школы служат приманкой для туристов.
Большая вода
Наша последняя остановка была в Игуасу – комплексе из 270 водопадов на границе Аргентины, Бразилии и Парагвая. Он занесен во всемирное наследие ЮНЕСКО, а в 2011 г. еще и в семерку природных чудес света. Легенда гласит, что Бог хотел жениться на красивой аборигенке, но она сбежала со своим возлюбленным на каноэ. В гневе Бог разрезал реку, создав водопады, обрекая влюблённых на вечное падение. Красота здесь просто неописуемая. Все вокруг движется, вода бесчисленным количеством потоков устремляется вниз и поднимается облаком мокрой пыли. Самый большой водопад называется Глотка Дьявола, и вид у него правда пугающий. В парке живут коати – зверьки породы енотовидных, которые бесцеремонно отбирают у посетителей прямо из рук пакеты с чипсами, булочки и даже сахар. Гладить их нельзя – зубами и когтями они оставят тонкие глубокие порезы, которые плохо заживают. Также здесь водятся мартышки, попугаи, туканы, игуаны, тапиры и бабочки разнообразной расцветки и размеров. То кружась в воздухе, то садясь целой стаей на землю, они создают ощущение чего-то магического, как в книгах Габриеля Гарсии Маркеса. Для нас Игуасу стал отличным завершением путешествия по Аргентине, в которой еще столько всего интересного, и куда мы обязательно поедем снова.