Леди Приговор
Анна Шелехова: «Закон и справедливость не всегда идентичны»
Процессы, происходящие внутри судебной системы, всегда оставались тайной за семью печатями. Обычные граждане всегда предпочитали обходить суд стороной и подавать иски в крайних случаях. Сейчас ситуация меняется: сумчане становятся увереннее, знают свои права и пытаются отстаивать их в суде. Работу судов в последнее время критикуют все без исключения, начиная от президента и премьер-министра. После этого они становятся еще более закрытыми.
Представитель Фемиды соглашается ответить на вопросы «r» и рассказать о специфике судебной практики в Сумах.
…Ее слова для одних — приговор. Другие, услышав ее тихий спокойный голос, облегченно вздыхают. Анна ШЕЛЕХОВА — судья и председатель Заречного районного суда г. Сумы.
Коренная сумчанка. Окончила с золотой медалью школу №6.
В 1985 г. после окончания школы начала работать секретарем в Апелляционном суде Сумской области.
В 1986 г. поступила на заочное отделение Харьковского юридического института. В 1991 г. окончила обучение.
С 1991 г. — юрист завода «Насосэнергомаш», затем вернулась в Апелляционный суд на должность помощника председателя.
С 2000 г. — судья Заречного районного суда г. Сумы, а с 2007 г. — председатель этого суда.
Приват
Автомобиль — Opel Astra
Жилье — 2-комнатная квартира
Любимая еда — фрукты
Любимый напиток — зеленый чай
Хобби — плаванье
Телефон — Nokia
Знак зодиака — Лев
Цвет — серый
Любимый писатель — Фрэнсис
Любимый фильм — мелодрамы
О законодательстве
[q]r: Какие новшества произошли в последнее время в судебном законодательстве? [/q]
А.Ш.: С января 2008 г. гражданские процессы фиксируются на аудиозаписи. Это требует подготовки от сторон, которые должны правильно давать пояснения и вести себя в суде. Это занимает больше времени. Раньше по маленьким делам все происходило быстро. Сейчас процедура для всех одинаковая — устанавливаются анкетные данные, даются пояснения. Иногда получается некрасиво, когда участники забывают о записи, переходят на повышенные тона, оскорбления. Некоторые вскакивают с места.
[q]r: Сюда подходит фраза: все сказанное может быть использовано против вас. [/q]
А.Ш.: Да. Эта норма введена еще в 2004 г., но ее действие приостанавливалось Верховной Радой, а теперь опять записываем заседания. Хотя есть проблемы с компьютерной техникой. У нас есть семь приборов для записи, но для 13 судей, которые без перерывов проводят судебные заседания, этого недостаточно. Не хватает CD-дисков для записи заседаний. В этом году судебная администрация получила на область 4 тыс. дисков, которых явно недостаточно. Поэтому мы просим истцов при подаче иска прикладывать диск.
[q]r: Запись заседаний — это позитивный момент с правовой точки зрения? [/q]
А.Ш.: Конечно. Если возникают проблемы, всегда можно прослушать аудиозапись. К диску ведется журнал, где указываются все действия. Апелляционный суд сможет проверить показания и пояснения. На бумаге сложно описать поведение свидетелей, а когда слушаешь, понятно, когда говорят неправду, когда свидетели ловятся на нестыковках.
[q]r: Как не попасть впросак в суде? [/q]
А.Ш.: Люди обязательно должны знать свои права и обязанности — это элементарные знания Конституции, Семейного кодекса, нужно ориентироваться в жилищных вопросах, разграничивать функции правоохранительных органов, чтобы знать, куда идти, если нарушены права.
Спорные моменты
[q]r: Как Вы относитесь к инициативе избирать судей? [/q]
А.Ш.: В каждом судебном деле есть две стороны, одна из которых остается недовольной решением судьи. Бывает крайне редко, когда довольными по мировому соглашению остаются все. Люди, находящиеся под стражей, считают, что получили слишком суровое наказание. Как беспристрастный судья, не идущий на компромиссы с отдельными гражданами, группировками или партиями, сможет найти поддержку своей кандидатуры на выборах? Процедура подразумевает рекламную кампанию, обещания. Как это проводить?
Если граждане считают, что действия судьи недостаточно квалифицированны, то можно проверить теоретическую подготовку, качество рассматриваемых дел. Есть система контроля, по которой к ответственности привлекаются судьи за некачественное рассмотрение дел.
[q]r: Требуется ли Украине практика присяжных заседателей? [/q]
А.Ш.: В России пытаются применять эту практику, но не совсем успешно. Когда заседатели были обязательны в Украине, секретарь суда заранее обзванивала их и просила прийти на заседания, это было сложно. Сейчас есть народные заседатели, участвующие в некоторых категориях дел — усыновление, признание недееспособным и признание пропавшим без вести. Народные заседатели избираются трудовыми коллективами, и их список утвержден решением исполкома. Когда формировались списки народных заседателей, часть предприятий отказалась предоставлять людей, ведь нужно отпускать работника в суд как минимум на полдня. Если заседатель и приходит, он хочет побыстрее освободиться, а судье нужно время, чтобы разобраться в деле, подготовить решение. Вторая сторона медали: будут ли заседатели юридически грамотными? Нельзя принимать решения, руководствуясь эмоциями, без юридической подготовки.
[q]r: Стоит ли вводить прецедентное право? [/q]
А.Ш.: Это очень сложно. Нужно изучить огромный объем законодательства, которое и так сложное и во многом противоречивое. Прецедентное право еще усложнит процедуру и сделает ее непонятной гражданам. Сейчас любой человек может почитать закон. А как узнать о наличии прецедентов?
Сумской закон
[q]r: Из-за чего в последнее время сумчане чаще обращаются в суд? [/q]
А.Ш.: Расторжение брака, алименты, выделение частей в приватизированных квартирах, признание права собственности в порядке наследования после умерших родственников. В последние годы появились иски об узаконивании переоборудования квартир. Много споров с исполкомом по поводу принятых решений — граждане пытаются оспаривать решения власти. В 2007 г. было около 27 тыс. дел, связанных с нарушением правил дорожного движения, мелким хулиганством, кражами.
[q]r: Почему растет количество дел? [/q]
А.Ш.: Много административных нарушений ПДД, гражданских дел стало на 10% больше, количество уголовных остается таким же. Вместе с тем качественно изменяются и сами дела, поэтому растет нагрузка на судей. В Заречном суде по штату должны быть 13 судей, но двое судей пока не имеют полномочий, еще одна судья недавно вышла из декрета. Рассмотрение дел происходит практически без перерывов.
Теперь люди готовы судиться с местной властью или правоохранительными органами, что требует смелости, силы воли, определенной юридической подготовки. Каждый год мы переживаем выборы, что добавляет нам работы. В прошлом году с выборами было связано около 100 дел. Судьи работали без выходных, в том числе ночью.
В то же время много критики в адрес работы судов. Неприятно слышать, что вся судебная система плохая. Судья должен быть психологически готов целый день выслушивать проблемы граждан, готовить решения. А из-за негативного отношения к суду граждане позволяют себе повышать голос на судью, нелестно отзываться.
[q]r: У Вас эмоциональная работа. Подсудимые пытаются давить на жалость, апеллировать к чувствам судьи. Как Вам удается прятать свои эмоции? [/q]
А.Ш.: Бывает и жалко подсудимых. Но судьи назначают меру наказания не по своему желанию, а в соответствии с установленными санкциями. Если судья видит, что человек ранее не судим, несовершеннолетний, раскаивается, нет тяжких последствий, нет оснований его наказывать. Но бывает наоборот. Брать человека под стражу прямо в зале суда неприятно для судьи. У каждого подсудимого есть родители. Но есть еще потерпевшая сторона. Если есть телесные повреждения, это особая категория дел, когда по-другому относишься к ситуации — жестче.
[q]r: Можете ли назвать самое резонансное дело за последнее время? [/q]
А.Ш.: Дело в том, что все рассматриваемые дела не знает даже председатель. В первую очередь — свои дела. Если буду выделять какое-то из них, могу обидеть кого-то из участников. К примеру, было интересное дело, связанное с несвоевременным получением прессы — человек просил компенсировать моральный ущерб. Ковпаковский районный суд слушал дело о том, что верблюд плюнул в человека в харьковском зоопарке. Потерпевший обратился в сумской суд, поскольку защита прав потребителя возможна по месту жительства.
[q]r: Что бы Вы могли ответить на нелестные отзывы, звучащие в адрес суда? [/q]
А.Ш.: Ничего ответить мы не можем. Говорить, что мы — хорошие, не будем. Большинство нелестных отзывов слышит мой секретарь — случается даже нецензурная брань.
Недавно лишала водителя прав, а он: “В прошлый раз посадила, а теперь — прав лишаешь? “Я его даже не помню и лишаю его прав не потому, что плохо к нему отношусь, а потому, что он нарушил закон. Виноват он, а вину перекладывает на плечи судьи. Прежде чем говорить, что судья плохой, надо подумать, что неправильно сделали вы, а потом рассуждать, правильно ли судья применяет действующее законодательство по отношению к вам.
[q]r: Вам когда-либо предлагали взятки? [/q]
А.Ш.: Не хотелось бы обсуждать эту тему. Через это проходят многие. Чего только не происходит! Иногда угрожают: «Вот я выйду — будешь знать…» Идешь по улице, пальцем показывают: «Вот она на восемь лет посадила моего сына». Это наказание за тяжкое преступление, т.е. виновный или кого-то убил, или изнасиловал. О жертве не вспоминают, а судья — плохая, потому что наказала.
[q]r: Вы обязаны руководствоваться исключительно законом, но иногда решения противоречат здравому смыслу. У Вас были такие случаи? [/q]
А.Ш.: Закон и справедливость — не всегда идентичные понятия. Закон устанавливает рамки, внутри которых мы действуем. Задача каждого судьи — вынести такое решение, чтобы оно было и законным, и справедливым.
В 2007 г. Заречным судом рассмотрено 423 уголовных дела, 5364 гражданских дел, 403 дела по Кодексу об административном судопроизводстве Украины (КАСУ) и 27283 административных дел. Для сравнения: в 2006 г. дел всех категорий было рассмотрено 29751.
Сумской Заречный районный суд — один из самых загруженных в области. Председатель суда Анна Шелехова не раскрывает подробности рассматриваемых ею дел. Говорит, что не имеет права делать этого, поскольку может нанести вред кому-либо из участников.
В силу специфики своей работы хрупкая женщина невысокого роста ежедневно сталкивается с различными нарушителями и преступниками. Анна Валерьевна нередко выслушивает нелестные высказывания в свой адрес и даже угрозы. К неприятным моментам своей работы относится философски и старается исключить из своей работы эмоции.
Во время заседаний судья докапывается до истины, внимательно опрашивает свидетелей, чтобы отделить правду от вымысла или откровенной лжи. Считает своим долгом вести воспитательные беседы с мелкими нарушителями, а с преступниками она поступает жестко по закону. Признает, что судьям тоже свойственна жалость, — настолько, насколько это позволяет закон.