Ахтырский Свято-Троицкий монастырь, в былые времена украшавший всю окрестность, потихоньку возрождается после разрушения
Монахи, живущие в обители, бережно относятся к истории святыни, которая на самом деле удивительна. Сейчас монастырь переживает уже третье рождение.
«Ахтырский Троицкий монастырь на втором месте после Святогорского по красоте своего месторасположения. В четырех верстах к северу от Ахтырки стоит гора, круглая, как шатер, покрытая зеленью, как вековой свежий дуб. При подошве ее вьется Ворскла, обтекая ее почти кругом. На этой-то скале недавно восстановлен монастырь, один из древнейших в Украине», — так писал в 1852 г. Харьковский архиепископ Филарет ГУМИЛЕВСКИЙ в своей книге «Историко-статистическое описание Харьковской епархии».
Три рождения
Первое рождение монастыря состоялось в 1654г. Игумен Троицкого монастыря прибыл из-за Днепра в Ахтырку со своей братией, в которой насчитывалось 40 человек. Бедные странники благодаря сострадательной просьбе жителей Алешни, по указу царя Алексея Михайловича получили для основания обители прекрасную гору Ахтырь с прилегающими к ней землями. В 1720 г. богатый Тростянец и некоторые другие имения были отданы Петром I своему духовнику протоиерею Тимофею Васильевичу НАДАРЖИНСКОМУ. В 1724 г. он построил в Ахтырском монастыре каменный храм святой Троицы.
По указу Екатерины II в 1787 г. монастырь был закрыт. Но жители окрестных мест не переставали питать благоговение к развалинам святой обители, дивная гора не переставала обращать на себя взоры благочестивых сердец. Наконец сожаления о запустевшей обители возросли до решительного намерения просить правительство о восстановлении святыни. В 1842 г. последовало Высочайшее соизволение на возобновление монастыря. Тогда в нем проживало около полутора сотен монахов и послушников. Однако после октябрьского переворота 1917 г. монастырь был вновь закрыт. Храмы монастыря были разграблены и разрушены.
«До Второй мировой войны здесь размещался детский городок — приют для детей-сирот и беспризорных, затем — военные казармы. В 70-е гг. ХХ в. в монастырских стенах обосновался полигон для испытания антенн завода „Промсвязь“, который перестал функционировать только в 90-е годы. Колокольня — единственное, что осталось с тех времен. Она выстояла, ведь толщина стен у основания достигает почти двух метров», — рассказывает иеромонах Афанасий.
Эта колокольня и привлекла к себе внимание двух монахов, живших и служивших при храме Сумского Пастырско-Богословского училища. Взяв благословение епископа Сумского и Ахтырского Иова, они вместе с одним послушником 28 мая 2002 г. поселились на монастырской горе в солдатской палатке и начали ежедневный круг монастырского богослужения. Со временем были устроены навесы, прослужившие все лето и осень как монастырские храм и трапезная. 23 июня, в день престольного праздника обители, здесь была совершена первая Божественная литургия после восьмидесятилетнего запустения на Монастырской горе. 26 июля на колокольне был водружен святой крест, а в сентябре начались реставрационные работы.
Теперь к ней пристроен новый корпус — современный, но гармонично вписывающийся в ансамбль, а на одноэтажном здании бывшего полигона надстроена мансарда.
В планах у монахов — воздвигнуть на горе в течение ближайшего десятилетия Троицкий собор.
Жизнь в монастыре
С горы открывается чудесный вид. По местонахождению и красоте Свято-Троицкому монастырю нет равных. «Монахи селятся в необычных местах, очень красивых. Если в каком-то месте находится монастырь, можете быть уверены, что это и есть самое красивое место в округе», — считает иеромонах Афанасий.
Первый колокол в монастыре ударяет в четыре часа утра. В пять уже начинается богослужение, которое длится до девяти часов. Наступает время послушания, труда. В час — обед, после обеда монахи снова трудятся. В 17.00 начинается вечернее богослужение, которое длится всего один час. Именно в это время в монастырь могут приехать желающие исповедоваться, покаяться и пообщаться с иеромонахом или непосредственно с игуменом. После вечерней службы — ужин и еще одно богослужение — короткое повечерие, обычно на 30 минут. После этого монахи, как правило, расходятся по своим кельям. В личное время можно читать, молиться, делать необходимые бытовые дела. Время отхода ко сну и его продолжительность каждый определяет по своему усмотрению.
Есть в монастыре послушники. Среди них и молодежь, и люди пожилого возраста. Они живут по такому же распорядку дня, как и монахи. «Послушники могут у нас жить столько, сколько сами захотят. Одни приходят, другие уходят. Люди в поисках, а просить о принятии в число монахов — это волевое решение», — считает иеромонах Афанасий.
В подсобном хозяйстве живут козочки. Недавно родились маленькие козлята. В монастыре есть человек, которому поручено о них заботиться — кормить, ухаживать, доить. Монахи мясо не едят, а молоко и творог предлагаются на трапезу в дни, когда нет поста.
«Монахи — обычные люди, только они свою жизнь решили посвятить спасению души и ради этого отреклись от мирской жизни. В миру тоже можно спасать свою душу, но намного легче делать это в обществе единомышленников, живя отдельно от тех, кто имеет другие цели в жизни. Многие думают, что монахи — это собравшиеся в одном месте неудачники, но это совсем не так. Если бы люди знали, как хорошо в монастыре, все бы пошли сюда жить», — рассказывает иеромонах.
Он сетует, что сейчас больше приходится рассказывать не о том, что такое православие, а о том, что не является им. Очень много слухов, суеверий, ведь свято место пусто не бывает. Там, где «отодвигают» церковь, появляются экстрасенсы, маги, народные целители и т.д.
Неотъемлемая часть жизни монахов — физический труд. Каждый делает свой вклад по силам, ведь нужно возрождать святыню.
«Монах не думает о пропитании, одежде, если это не поручено ему как особое послушание, как забота о необходимом для всей братии. Он только молится и трудится. Новостями мы не интересуемся, и так известно, к чему все идет. Монахом легко быть, но тяжело им стать», — считает иеромонах Афанасий.
В канун праздника
Во время поста монахи спят меньше четырех часов, зато увеличивается время богослужений. Постовое богослужение очень длительное, покаянное.
В эти дни, кроме субботы, воскресенья и праздников, не употребляют в пищу даже растительного масла. Уменьшается количество приемов пищи: с понедельника по пятницу здесь едят один раз в день, вечером — только чай. В духовном плане смысл поста для мирянина и монаха — один и тот же.
«Если ваш пост состоит только в ограничении рациона, но вы не ограничиваете себя в развлечениях (смотрите телевизор, ходите в кино и т.п.), то это просто диета. Пост предусматривает усиленную молитву, более частое посещение богослужений, более усердное духовное чтение. Старцы пишут: как у птицы обязательны два крыла, так во время поста — воздержание в пище и молитва», — рассказывает иеромонах Афанасий.
На Пасху в монастыре проходит всенощное бдение, а затем — крестный ход. Людей приезжает так много, что храм не может всех вместить. Остается надежда, что собор, который построят на горе, сможет принять всех желающих.
Гора, на которой расположен монастырь, вдоль и поперек покрыта пещерами. Местные жители рассказывают, что когда-то, чтобы их обойти, не хватало дня. Ходили слухи, что из Ахтырки по подземному ходу можно было выйти к монастырю. Но ни подтвердить, ни опровергнуть их невозможно
Спасо-Преображенская церковь
Деревянный Преображенский храм сгорел в 1785 г. Но в документах 1681–1683 гг. упоминаются «спасский поп Корнилий Микулаев» и «священник Преображения Господнего Михаил Матвеев». Это был один из первых ахтырских храмов, построенных беженцами из-за Днепра в середине XVII в.
Новый деревянный Преображенский храм был построен в 1790 г. Согласно Справочной книге Харьковской епархии за 1904 г., Преображенскому храму принадлежало 4 десятины и 1200 кв. саженей пахотной земли. Неприкосновенный церковный капитал составлял 300 рублей, причта — 1000. «Штат» составляли священник и псаломщик. В хуторе Высоком была школа грамоты. В начале 1904 г. был одобрен и принят проект нового, каменного Спасо-Преображенского храма, который был построен и освящен в 1905 г.
Христорождественская церковь
Эту церковь еще называют Графской, т.к. построена она на средства графини Анны ЧЕРНЫШЕВОЙ. В 1748 г. ее мать, вдова баронесса Елизавета ФОН-ВЕЙДЕЛЬ, урожденная ПАССЕК, православная и набожная, по дороге в Петербург серьезно заболела в Ахтырке. Она усердно молилась об исцелении в храме перед чудотворной иконой. Во сне ей явилась Божья Матерь (это было 2 мая) и объявила, что через пять дней женщина оставит земную жизнь, а посему должна готовиться к смерти, раздав имущество нищим. Больная напомнила Божьей Матери о двух маленьких дочках. На это был ответ: «О детях твоих не заботься — Я буду для них попечительницей».
Больная рассказала о виденном своему духовнику, а через пять дней действительно умерла. Вскоре обе ее малолетние дочери неожиданно были потребованы к высочайшему двору, где получили воспитание и впоследствии были выданы замуж. Обе графини до самой смерти, сохраняя благоговейное воспоминание о чудесном устроении их судьбы, делали большие пожертвования для Покровского храма.
Графиня Анна ЧЕРНЫШЕВА построила вблизи Покровского храма в честь Рождества Христова каменный храм с жилыми комнатами, где потом нередко проживала и где хотела провести свои последние дни. В этой церкви были три очень ценные картины испанского живописца Муриллье, которые в XIX в. не вернулись с реставрации из Москвы.
После закрытия в 60-х гг. церковь была разграблена. Здесь был и автовокзал, и весовая мастерская, и лаваши пекли. Сейчас храм реставрируется.
Покровский кафедральный собор
Духовная и архитектурная жемчужина города — Покровский кафедральный собор (1753–1762). Построен по приказу царицы Елизаветы в честь обретения Ахтырской Чудотворной иконы Божьей Матери. Автором проекта считали РАСТРЕЛЛИ (во всяком случае, его мастерская), теперь появились данные, что собор построен при участии архитектора УХТОМСКОГО. На проекте храма есть автограф одного из архитекторов, в то время работавших с Растрелли. Якобы подрядчики изменили проект, и первоначальный вариант практически не сохранился. Руководил работами архитектор ДУДИНСКИЙ. Собор реставрирован в 1970–1972 гг. Сооружение уникально по своему объёмному пространственному решению, не имеет аналогов в архитектуре украинского барокко.
Пятницкая церковь
Ахтырский район, с. Бакировка
Церковь Великомученицы Параскевы Пятницы в с. Бакировка Ахтырского района основана 1685 г. и пережила не одну реконструкцию (1712, 1801, 1864, 1901, 1903). Пятницкая церковь, дошедшая до наших дней, построена в конце XIX в., по другим источникам — в 1903 г. Особенность деревянной церкви — пятигранные окна, а высокая двухъярусная колокольня напоминает северные русские шатровые храмы.
Пятницкая церковь в Бакировке — единственное деревянное творение Владимира ПОКРОВСКОГО (1864–1924), епархиального архитектора Варшавско-Холмской и Харьковской епархий, дошедшее до наших дней. Несмотря на обваленный купол, серость старого дерева, отсутствие стекол и многочисленных деталей, она все еще прекрасна. На сегодняшний день у жителей Бакировки есть огромное желание восстановить ее.